Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС.
Информационной системой
можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией.
- библиотека
- справочная РЖД
- редакция газеты
- телецентр
- бухгалтерия и т.д.
Состав ИС
- назначение системных средств – обеспечение сохранности данных, их обновление и защита.
- назначение пользовательских средств (приложений) – обеспечение удобства работы конечных пользователей, т. е. тех людей, в интересах которых создана ИС.
Информационная система
- это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объёмов информации, имеющая определённую практическую сферу применения.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Торговля
Медицина
Образование
Транспорт
История развития ИС
Первые информационные системы появились в 50-хг .
В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты , а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах .
Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций.
К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета.
История развития ИС
- В 60-ег. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Появляются системы управленческих отчетов (СУО), ориентированные на менеджеров, принимающих решения.
История развития ИС
- В 70-е. годы информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая ее описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений
История развития ИС
- В 70-80-хг. в офисах начали применять разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область применения информационных систем. К таким технологиям относятся: текстовая обработка, настольное издательство, электронная почта и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
История развития ИС
- 1980-ег. характеризуются еще и тем, что информационные технологии начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли для себя, что информационные системы являются стратегическим оружием. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Процессы в информационной системе
Основные задачи, решаемые ИС
- Интерпретация данных.
- Диагностика
- Мониторинг.
- Проектирование
- Прогнозирование.
- Планирование.
- Обучение.
- Управление.
- Поддержка принятия решений.
Классификация ИС по техническим средствам
- простейшая – на одном компьютере
- на базе локальной сети
- на базе глобальных компьютерных сетей
WWW
Классификация ИС по назначению ( выполняемым функциям)
- информационно-поисковые системы ИПС– оперативное получение ответов на запросы пользователей в диалоговом режиме.
- управляющие системы ( автоматические САУ и автоматизированные АСУ)
- обучающие системы на базе компьютера, в том числе , дистанционные.
- экспертные системы и т.д.
Области применения ИС
1. ИПС (информационно-поисковые системы). Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных, например, информационно-поисковая система законодательных актов, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах, используемая при продаже билетов.
Информационно-поисковые системы - ИПС предназначены для отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанному в запросе теме, или содержат необходимые сведения
Области применения ИС
2. АСУ (автоматизированные системы управления)- это многофункциональная система, используемая в управлении предприятием.
Области применения ИС
3. Компьютерные системы обучения (обучающие программы, дистанционное обучение, обмен информацией в сети)
4. ГИС (геоинформационные системы). ГИС предназначена для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. В более узком смысле — ГИС - инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.
Области применения ИС
5. Экспертные системы - это направление исследований в области искусственного интеллекта по созданию вычислительных систем, умеющих принимать решения, схожие с решениями экспертов в заданной предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов. Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора .
Домашняя работа:
- Какие можно выделить основные признаки современной ИС?
- К каким типам ИС относятся:
- система прогноза погоды для различных регионов страны; система управления беспилотным космическим кораблём; система диспетчерской службы крупного аэропорта; система диагностики в кардиологической клинике?
- система прогноза погоды для различных регионов страны;
- система управления беспилотным космическим кораблём;
- система диспетчерской службы крупного аэропорта;
- система диагностики в кардиологической клинике?
- Придумайте возможные области использования ИС в деятельности школы. К каким типам ИС относится каждая из них?