Информационные технологии на уроке — от простого к сложному.
Панченко Н.А.
ГБПОУ «Фроловский промышленно-экономический техникум»
pptaha@mail.ru
Часто приходится слышать, что для процесса обучения достаточно доски и мела. И если лет 50 назад это убеждение могло быть вполне актуальным, то в современном мире оно лишено здравого смысла. Развитие информационных технологий дало мощный толчок к изменениям в системе образования, привело к появлению новых методов обучения, изменило его содержание.
Все мы обращаем внимание на то, что молодежь в целом и наши студенты в частности, увлечены компьютерами, не выпускают из рук телефонов, активно пользуются социальными сетями, интернетом. Для них поиск любой информации – это дело нескольких минут. Можно ли в современных условиях обойтись «доской и мелом» при обучении? Безусловно, нет.
Мой опыт использования информационных технологий в обучении студентов истории начался в 2001 году, когда считалось, что эти технологии доступны только преподавателям информатики. В кабинете историка среднестатистического техникума или колледжа в то время не было ни компьютеров, ни проекторов, ни интерактивных досок. Именно тогда мною были разработаны материалы для создания электронного учебного пособия «История России: факты и комментарии» - лекции, иллюстрации, видеофрагменты исторических фильмов и вопросы для самоконтроля. Когда пособие было готово, стало очевидно, что контроль за качеством изучения материала студентами должен соответствовать содержанию самого пособия. Так появились многочисленные авторские электронные тесты по разным темам отечественной истории. Кстати, для разработки этих программных продуктов мне удалось привлечь старшекурсников, будущих программистов, которые выполнили данную работу в рамках курсового проектирования по программированию.
Этот опыт был попыткой разнообразить учебный процесс, сделать его более познавательным, наглядным, запоминающимся. Но сегодня я, как преподаватель, ставлю перед собой несколько иные цели в использовании информационных технологий. Во-первых, мне хочется создать на уроке истории благоприятные условия для усвоения исторических знаний, а значит, повысить качество обучения по дисциплине. Во-вторых, хочется добиться взаимодействия обучающихся не только друг с другом, но и с педагогом, а при необходимости и с работниками музеев, и даже с археологами.
Все мы знаем, что такое видеоконференции в социальных сетях и мессенджерах, знаем о виртуальных экскурсиях мировых музеев, он-лайн-библиотеках и т.д. С 2014 года я использую эти формы подачи материала и ресурсы не только на уроках, но и вне аудитории, например, в качестве информационной поддержки тех студентов, которые пропустили учебные занятия. Они открывают большие возможности для обучения студентов истории, ведь одно дело увидеть иллюстрацию исторического артефакта на экране или на странице книги – и совсем другое – в реальности, в трехмерном объеме и истинном размере.
Большим плюсом сегодня является наличие компьютерной техники, проекторов в каждой аудитории нашего техникума. Причем большинство кабинетов оснащено выходом в интернет. Это позволяет активно использовать мультимедийные презентации, электронные учебники и тесты, образовательные программы.
Еще одной актуальной темой для меня являются технологии дистанционного обучения, ведь они открывают в процессе обучения широкие перспективы. В своей практике эти технологии я использую для обучения студентов как очной, так и заочной формы обучения. Для этого так же разработаны электронные пособия и контрольно-оценочные средства в виде тестов и заданий разного уровня сложности. В настоящее время по каждой теме дисциплины «История» в моей методической копилке есть презентации к урокам, материалы для самостоятельной работы. В 2014 году мною разработаны «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира и Средних веков», «Комментарии и ответы» к рабочей тетради, получившие гриф Комитета образования Волгоградской области. Электронная версия «Рабочей тетради» используется студентами для выполнения домашних работ. В настоящее время разрабатывается аналогичное пособие по Новой и Новейшей истории. Студентам нравится работать с заданиями в электронном виде, многие отмечают, что их выполнять интереснее, чем отвечать устно на вопросы, и уж тем более интереснее, чем скачивать готовые рефераты из интернета.
В применении информационных технологий на уроках есть ряд трудностей:
-необходимо постоянно совершенствовать методы отбора обучающих материалов;
- студенты, в основном, работают с готовой информацией, это снижает их мыслительную и творческую активность, многие начинают испытывать затруднение в самостоятельном поиске причинно-следственных связей, анализе исторических событий, не могут сформулировать выводы;
- широкое и постоянное применение информатизации на уроках может влиять на формирование компьютерной зависимости у студентов;
- данные технологии не расширяют, а ограничивают коммуникацию между преподавателем и студентами на уроке.
В тоже время нельзя не отметить и положительные черты использования информационных технологий в обучении:
- процесс обучения можно сделать более дифференцированным;
- есть возможность организации быстрой обратной связи (в том числе при дистанционном обучении);
- сам преподаватель постоянно совершенствует свои навыки и информационную компетентность, овладевает новыми программными продуктами, остается в курсе технических новинок, способных еще более усовершенствовать использование ИКТ в работе;
- есть возможность использования ресурсов он-лайн библиотек, архивных данных.
И, наконец, информационные технологии позволяют сделать обучение более вариативным, визуально-интересным, насыщенным; превратить студента в умелого пользователя современными технологиями, а преподавателя – в опытного наставника.