СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии в обучении русского языка и литературы как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в обучении русского языка и литературы как средства активизации познавательной деятельности учащихся.»

МКОУ «Тарумовская СОШ»







Доклад на тему «Информационные технологии в обу-чении русского языка и литературы как средства активизации познава-тельной деятельности учащихся»



























Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г. Село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан

Информационные технологии в обучении русского языка и литературы как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну.

Конфуций

Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; с удовольствием познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей думать, умеющей найти нужную информацию и должны быть посвящены уроки.

Каждый учитель использует различные обучающие методики, выбирает для себя наиболее оптимальные. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики и в преподавании филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы, поскольку они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Информационные технологии повышают темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

В своей педагогической работе я тоже стараюсь использовать различные педагогические технологии. В последнее время все чаще применяю на уроках русского языка и литературы элементы информационных технологий.

На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить изученный материал. Например, одному из учеников при проверке домашнего задания предлагаю ответить на вопросы теста на ноутбуке. Это занимает меньше времени и заинтересовывает ученика, так как они любят работать с компьютером. Необходимые мне презентации я составляю сама либо пользуюсь материалом из сети Интернета. В моей медиатеке есть презентации практически к каждой теме. При демонстрации презентаций очень важно соблюдать определенные условия:

  • Каждый слайд должен содержать немного информации, мысли должны быть сформулированы четко, ясно.

  • Шрифт должен быть не менее 24 кегля. Он должен быть отчетливо виден на общем фоне, однако не должен резать глаза или быть слишком бледным.

  • Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде.

  • Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.

  • Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

  • Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.

  • Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

  • Желательно, чтобы все слайды презентации были выдержаны в едином стиле. Они не должны быть бледными либо слишком яркими, отвлекающими внимание учащихся.

  • Анимационные эффекты используются для привлечения внимания учащихся или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию .

  • Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации. Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.

  • Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

  • После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом.

Кроме презентаций на своих уроках я использую различные видео- аудиофайлы. Это, к примеру, чтение произведений известными поэтами и писателями, чтение стихов самими авторами ( например, в моей медиатеке есть голоса самих Маяковского, Есенина, Ахматовой). Во-первых, ребятам интересно услышать голос автора произведения; во-вторых, чтение стихотворения самим поэтом часто помогает лучше понять основную мысль. Также демонстрирую клипы, созданные к стихотворениям. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. Имеются клипы к стихам Есенина, Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой. Кроме этого на заключительных уроках литературы я использую отрывки из художественных фильмов, спектаклей изучаемых произведений. Например, ребятам интересно посмотреть отрывки из «Евгения Онегина», весь фильм снят в стихотворной форме, с ариями и оперными номерами. Иногда предлагаю несколько вариантов фильмов по одному произведению. Например, по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сняты 2 фильма. Ребята дома смотрят оба варианта, затем обсуждаем в классе. Все фильмы разрешаю ребятам смотреть только после прочтения произведения, иначе представление будет неверным. Очень хорошо помогают видеофайлы при знакомстве с личностью писателя. Здесь я показываю различные учебные фильмы (таких очень много на канале «Культура»), воспоминания современников писателя. Особенно интересны ребятам заочные экскурсии по литературным местам писателей, так как далеко не везде мы можем побывать в реальности. Большую роль играют информационные технологии и при показе взаимосвязи литературы с другими видами искусства. Например, знакомя учащихся со «Словом о полку Игореве», я демонстрирую полотна известных живописцев к данному произведению, даю послушать отрывок из оперы «Князь Игорь», показываю отрывок из мультфильма. На завершающем уроке по изучению произведения часто предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, тем самым проверив знание текста и основных проблем произведения. Помогает мне компьютер и при проведении физкультминуток. В моей копилке есть много музыкальных физкультминуток, которые интересны детям.

Необходимо отметить и такие моменты в использовании информационных технологий, как набор текстового материала. Это и карточки для индивидуальной работы, и проверочные тесты, и красочное оформление информационных стендов и другое. К сожалению, сама сделать видеоклип или музыкальную физкультминутку я пока не умею, поэтому пользуюсь уже готовыми.

Информационные технологии использую в своей работе и как способ обмена опытом с коллегами . Есть много интересных и полезных учительских сайтов, где каждый учитель –предметник сможет найти необходимый ему материал. Самыми любимыми являются следующие сайты: 1 сентября, На урок, Про школу, Учителю нет, Продленка, Методисты, Учительский портал, Педсовет, Презентации COM.

Сейчас есть в интернете много ресурсов по русскому языку и литературе, где можно онлайн решить тест, потренироваться для сдачи тестирования, поучаствовать в заочной олимпиаде. К сожалению, такой вид деятельности пока нам не под силу, так как занимать кабинет информатики в нужное нам время не всегда представляется возможным. Кроме этого, пока нереализованным остается и желание научить учащихся Интернет использовать не только как способ пообщаться в социальных сетях или списать домашнее задание или сочинение, но и как умение найти нужную информацию в огромном потоке Интернет-ресурсов, познакомить с удивительными и полезными сайтами.

Используя на своих уроках компьютерные технологии, необходимо помнить о следующих моментах:

  • Применение данной технологии должно быть оправдано. Нет необходимости каждый урок проводить по данной методике. Необходимо чередовать приемы данной технологии с другими формами и методами.

  • Демонстрация видео- и аудиоматериала не должна превышать 20 минут.

  • Весь используемый материал должен быть качественным, без нарушений санитарных норм.

Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и нужно. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Исходя из выше сказанного, могу отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий на своих уроках дает мне экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

Исходя из выше сказанного, могу отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий на своих уроках дает мне экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!