СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии в обучении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в обучении»

Информационные технологии в обучении

Классификация информационных технологий.

Информатизация образования – это процесс, предполагающий внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей. Для успешного внедрения информационных технологий в образовательный процесс необходимо создание единого информационного пространства школы, а также вовлечение учителя в процесс информатизации школы. Учителю при этом предоставляется возможность самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

1) как предмет изучения;

2) как средство обучения;

3) как инструмент автоматизации учебной деятельности.

В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии компьютерного обучения; мультимедиа-технологии; технологии дистанционного обучения.

К средствам обучения, реализующим информационные технологии, относятся компьютерные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, мультимедийные приложения, курсы дистанционного обучения и т. п. Под компьютерными обучающими программами понимают программы, обеспечивающие достижение заданной дидактической цели при обучении какой-либо учебной дисциплине или ее разделу . В состав каждой из них входят учебные тексты, определения понятий, теоретические выкладки, формулировки теорем, условия задач и правила их решения, формулы, графики, таблицы, рисунки, схемы, контрольные вопросы. Одним из основных свойств компьютерных обучающих программ является то, что они способны управлять действиями обучающихся: способствовать обучению, контролировать его успешность, оказывать консультации, выдавать справки. Компьютерные тестирующие программы позволяют контролировать знания обучающихся. Они должны обеспечивать возможность ввода ответов в форме, максимально приближенной к форме естественного диалога; адекватный анализ ответов; корректность тестовых заданий; протоколирование диалога обучающихся с системой; сбор и обработку информации о результатах контроля; формирование по результатам контроля отчетов любого уровня. Компьютерные обучающие и тестирующие программы, в которых учебный материал по той или иной учебной дисциплине представлен в наиболее полном виде, называют электронными учебниками.

Современные средства вычислительной техники позволяют одновременно использовать тексты и графические изображения, обеспечивать их звуковое сопровождение. Такую многокомпонентную информационную среду обозначают как мультимедиа.

Принципиально новые возможности перед системой образования возникают в настоящее время в связи с использованием компьютерных сетей (передачи информации World Wide Web, или WWW; электронной почты, телеконференций, т.д.). Компьютерные сети являются важнейшей составляющей современных систем дистанционного обучения, основой для создания систем открытого образования.

Использование в образовании компьютерных сетей позволит со временем создать единое мировое образовательное пространство, открытое для любого гражданина нашей планеты.



Основные направления применения информационных технологий

Использование ИКТ в учебном процессе

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному. Поэтому ИКТ на уроке целесообразно использовать

  • при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

  • проведении виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон";

  • закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

  • система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы, для подготовки к ЕГЭ); такая система контроля позволяет своевременно определять пробелы в знаниях учащихся и осуществлять их коррекцию;

  • самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

  • тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. Анализ уроков и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом. Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

Наряду со многими преимуществами подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты: увеличился объём образовательных ресурсов в Интернет, повысилась активность учителей и школьников в использовании ресурсов и возможностей Интернет.

При использовании Интернет - технологий появляется возможность:

■ развивать навыки работы с информацией;

познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;

■ научить находить информацию в различных источниках;

■ пользоваться автоматизированными системами поиска;

■ выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;

■ развивать критическое мышление учащихся;

■ развивать навыки самообразования;

■ создавать собственные информационные прототипы и продукты.

Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:

■ работа с браузерами, поисковыми системами;

■ использование почтовой программы;

■ виртуальное общение;

■ участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;

■ создание Web - сайтов, Web - порталов;

■ создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.

Система компьютерных телекоммуникаций - это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства Интернет в дистанционном обучении учителей и учащихся.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – новая форма получения образования, которая предполагает взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии и диктует свою специфику организации учебно-познавательной деятельности учащихся, отбора педагогических технологий, средств обучения, адекватных поставленным целям, содержанию обучения, возрастным особенностям обучаемых.

Внедрение системы дистанционного обучения сделало возможным освоение новых организационных форм обучения, а также сделало возможным реализацию новых подходов к подготовке учебно-методических материалов.

Помимо традиционного, очного занятия в современной школе также практикуются следующие формы обучения:

  • он-лайн занятие: при такой форме занятия ученик и учитель связываются друг с другом при помощи коммуникационной программы (как правило это Skype), которая поддерживает передачу голоса (и иногда видео, если это позволяет скорость соединения).

  • офф-лайн занятие: при такой форме занятия ученик самостоятельно изучает курс, учитель только проверяет задания ученика, и пишет подробные комментарии к его работам. При возникающих затруднениях ученик может обратиться к учителю за разъяснениями в назначенные часы для консультаций.

Преимущества дистанционного обучения:

  • гибкость (обучающийся сам выбирает время, темп, место);

  • единство требований;

  • структурированность материалов курса;

  • повышение эффективности работы преподавателя;

  • индивидуализация процесса обучения (на основе самостоятельности);

Применение средств ИКТ просто необходимо, чтобы обеспечить активное участие детей в конкурсах, Интернет-олимпиадах, проектах. Дистанционные олимпиады по различным предметам, конкурсы «Русский медвежонок», «Британский Бульдог», «Кит», «Кенгуру» - вот лишь небольшой список мероприятий, в которых школа принимает участие.

Дистанционные обучающие олимпиады имеют ряд плюсов перед традиционными олимпиадами. Во-первых, они не ставят целью проконтролировать знания учащихся – здесь дети учатся, узнают что-то новое для себя, о чем в учебнике может быть не написано. Во-вторых, учитель получает огромный банк практических методических материалов, из которого можно многое почерпнуть.

Внеурочная деятельность

Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Проведение внеклассных мероприятий по информатике способствует:

• развитию познавательного интереса учащихся;

• углубленному изучению информатики (на факультативах);

• пропедевтике уроков информатики (на кружках для младших классов);

• расширению кругозора и установлению новых контактов общения (с помощью телекоммуникационных сетей).

Существуют различные формы организации внеклассных занятий: кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы, викторины, работа школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ. Это и обновляемая школьная страница в сети Интернет, видео выпуски, оформление кабинетов, ежемесячно издаваемая школьная газета «22.RU». Наполнение газеты и ее компьютерная верстка осуществляется самими учащимися. В издательском центре школы также выпускаются журналы по профориентации, каждый журнал посвящён отдельно взятой профессии.

Кружок по информатике предназначен для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. На таких кружках ребята учатся работать в графических редакторах, возможно ознакомление с одним из языков программирования.

Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным.

Все большее значение в организации внеурочной работы со школьниками приобретает участие в телекоммуникационных проектах, конкурсах грантов и пр. Наиболее эффективным методом организации работы учащихся в сетях является метод проектов.

Проектная и научно-исследовательская деятельность.

Одним из направлений образовательного процесса, где наиболее активно используются ИКТ, является проектная и научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся.

Участие в проектах, их разработка и реализация средствами ИКТ помогает учащимся раскрыть себя в исследовательской деятельности. Возможность показать себя, не боясь выдвигать свои идеи и отстаивать свою точку зрения, пробуждает творческие возможности детей. В результате они активнее участвуют в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и конкурсах, различных научно-практических конференциях.

Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения.

Проектное обучение имеет множество вариантов: по продолжительности работы над задачей (от одного урока до полугодия или года (курсовые проекты)), по формам организации (индивидуальная или групповая работа), по формам представления результатов работы (письменный или устный отчет, презентация, защита). Организация творческих групп для вновь задуманного проекта осуществляется либо в пределах конкретного класса, либо в группе обучающихся из одного кружка. Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе рассмотрено в работе Н.Ю. Пахомовой. Ею предложена методика курсового проектирования, предусматривающая решение учащимися задач, формулируемых в какой-либо проблемной области. Указано, что в процессе работы над курсовым проектом происходит вовлечение учащихся в реальную деятельность предметной области, породившей задачу; развитие навыков самостоятельной работы в процессе выполнения проекта; развитие инициативы и творчества.

Работа над проектом обычно включает следующие этапы: подготовка, планирование, исследование, получение результатов и выводов, представление отчета, оценка результатов и процесса. Использование ИКТ помогает организовать работу на разных этапах проектной деятельности, возможности компьютерных технологий здесь очень велики. Приведу конкретные примеры использования компьютера в ходе работы над проектом. В процессе поиска нужной информации могут быть задействованы различные источники, в том числе ресурсы Интернет, диски, энциклопедии, переписка по электронной почте, тематические форумы и т.д. Ключевые мероприятия, предусмотренные как итог, в конце года являются своеобразным творческим отчётом учащихся по проектам, над которыми они работали в течение учебного года. В процессе работы над проектом дети создают презентации, ведут фото и видеосъемку, создают интерактивные ресурсы.

Чтобы активизировать творческое начинание в детях, побудить их к исследовательской деятельности, изучить культуру и историю родного края наша школа участвует в проекте «Мы помним». Учащимися классов проводится исследовательская работа и создаются презентации о защитниках Подмосковья, ветеранах ВОВ и тружениках тыла. Творческие встречи с известными людьми Подольской земли помогают детям узнать историю нашего родного края, собрать интересный материал. Результатом одного из городских конкурсов компьютерных презентаций «Мой город» стала встреча с вдовой всемирно известного художника С.М. Никиреева и создание школьного музея знаменитого офортиста, нашего земляка. С подготовленными работами о художнике ученики выступали на различных научно-практических конференциях («Шаг в науку», городской, областной, российский уровень).

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение (Приложение 1).

Несомненно, роль ИКТ – бесценна при проведении уроков, но стоит отметить тот факт, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Я считаю, что для эффективного использования разных средств ИКТ необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки. Итак, назову наиболее часто используемые мною элементы ИКТ в учебном процессе:

  1. Презентации, созданные в программе Power Point.

  2. Использование готовых обучающих компьютерных программ

  3. Различные интернет – ресурсы

  4. Видеосюжеты из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР)

  5. Видеоуроки

Недавно школа стала использовать новый для нас образовательный Интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей - ЯКласс. Сайт www.yaklass.ru начал свою работу в марте 2013 года и на сегодняшний день стал площадкой для более чем 23 000 школ в России, Украине и Республике Беларусь. Это уникальный тренажёр знаний по школьной программе, поможет учащимся освоить непонятную тему и улучшить успеваемость. Учитель видит, какие темы отрабатывает ученик дома, при выполнении каких заданий испытывает трудности, может задавать индивидуальные работы, проводить тестирование знаний учащихся в электронном виде. Родители могут контролировать работу своего ребенка, видеть процент правильно выполненных заданий, отработанные темы.

Положительный эффект от влияния информатизации на образование проявляется в возможности хранения, интерактивного доступа, многократного тиражирования и быстрого распространения профессиональной педагогической информации, автоматизации контроля знаний, индивидуализации процесса обучения, стимулировании интереса обучаемых, появлении новых форм и методов работы.

Заключение

В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками процесса обучения и воспитания на всех этапах педагогической деятельности.

Средства информатизации сегодня используются образовательным учреждением практически во всех сферах своей деятельности. Средства информатизации используются учителями для подготовки и проведения уроков, поддержки внеклассных мероприятий, стали технологической основой процесса управления. Более того средства информатизации позволяют сегодня серьёзно говорить о таких вещах как индивидуализация обучения и дистанционное сопровождение образования.

Применение мною информационно-коммуникационных технологий помогло улучшить качество проводимых уроков и внеклассных мероприятий. Увеличилось количество детей, активно участвующих в школьной жизни. Активизировалась работа с родителями. Однако, используя информационно-коммуникационные технологии в школе, необходимо придерживаться следующих правил:

• информационные технологии в образовании являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

• новейшие информационные технологии не противопоставляются традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИКТ в сочетании с различными педагогическими технологиями;

• в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования информационно-коммуникационных технологий выбирается обращение к личности обучаемого, направленное на развитие мышления, его творческой индивидуальности, самостоятельности;

• информационно-коммуникационные технологии не подменяют учителя и не замещают его основные функции, а оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.

Работа по повышению педагогического мастерства наших учителей позволила не только учителям информатики, но и другим учителям-предметникам осваивать и внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. Педагоги часто готовят уроки-презентации, позволяющие использовать на уроке большое количество качественного иллюстративного материала, таблицы, опорные схемы, используя для их демонстрации проекторы и переносные экраны, внедряют в практику учебного процесса и Интернет-ресурсы. Благодаря всему вышеперечисленному эффективность практической работы учащихся на уроках значительно возросла.

















Использование ИТ в образовании





































Список литературы

  1. Колин, К. Информатизация образования: новые приоритеты / К. Колин // Alma Mater. – 2002. - №2. – С.16.

  2. Анискин А.А. Общая характеристика информатизации образования в школе. - М: ИИО РАО, 2010 г.

  3. Прокудин Д.Е., "Информатизация отечественного образования: итог и перспективы",http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html

  4. Потеев М. И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование. СПб., 2000.

  5. Потеев М.И. Информационные технологии, их классификация, использование в обучении, проектирование и сопровождение // Образование и наука. 2004. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-ih-klassifikatsiya-ispolzovanie-v-obuchenii-proektirovanie-i-soprovozhdenie

  6. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. - http://socializaciia.ucoz.ru/publ/opyt_ispolzovanija_ikt_v_obrazovatelnom_processe/

  7. Цветкова, М. С. «Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования», http://metodist.lbz.ru/files/Melegko_statja_1.pdf .

  8. Бовин, А.В. Роль Интернет технологий в организации учебной деятельности учащихся// Школа.- 2006.- №2.

  9. Ширшов, Е.В. Информационно - педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

  10. Использование электронных образовательных ресурсов нового

поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Г. А. Бордовский и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!