СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия применения информационных технологий обучения в учреждениях профессионального образования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл», Андроповского района, Ставропольского края

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Анализируя опыт преподавания в условиях профессионального образования можно сформулировать следующие педагогические и дидактические условия эффективного применения инновационных технологий:

  • своевременная диагностика и контроль профессионального становления обучаемых;
  • комплексное применение компьютерных средств в рамках информационных технологий обучения;
  • организация качественного управления познавательной деятельностью;
  • создание учебно-методической и материальной базы информатизации обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия применения информационных технологий обучения в учреждениях профессионального образования»

Скрыленко Д.Н., Прозорова Н.Н.

ГБОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл», Андроповского района, Ставропольского края


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Анализируя опыт преподавания в условиях профессионального образования можно сформулировать следующие педагогические и дидактические условия эффективного применения инновационных технологий:

  • своевременная диагностика и контроль профессионального становления обучаемых;

  • комплексное применение компьютерных средств в рамках информационных технологий обучения;

  • организация качественного управления познавательной деятельностью;

  • создание учебно-методической и материальной базы информатизации обучения.

Названые условия и их содержательная характеристика рассмотрены с позиции их значимости для эффективного решения задач информатизации обучения.

Управление становлением личности – это деятельность, направленная на обеспечение закономерной последовательности смены стадий и состояний развития обучаемого в педагогической системе профессиональной подготовки специалиста. Это главное звено, определяющее упорядоченность и результативность процесса становления личности обучаемого, призвано формировать критерии и показатели его развития, выделять возникающие в процессе проблемы, выбирать средства и методы их решения, обеспечивать подготовленность должностных лиц к осуществлению процесса, добиваться намеченных целей подготовки специалистов. Особое место в этом процессе занимает управление профессиональным становлением обучаемого непосредственно в ходе учебного процесса с использованием современных информационных технологий обучения.

Прогнозирование результатов обучения – исходная стадия управления. Она дает ответ на вопрос, чего можно ожидать от применения информационных технологий обучения и управления этим процессом.

Модель процесса прогнозирования можно схематически представить в следующем виде: 

  1. Разработка проекта: определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, гипотез, периода осуществления, перспективы, средств, структуры, организации обучения.

  2. Построение исходной модели процесса обучения, определение его показателей.

  3. Построение исходной модели внешних факторов, влияющих на учебный процесс.

  4. Преобразование исходной модели обучаемого в прогнозируемую по законам прогностики.

  5. Преобразование исходной модели фона (внешних факторов) в прогнозируемую.

  6. Проверка достоверности прогнозируемых моделей.

  7. Выработка рекомендаций (нормативное прогнозирование).

Следующая стадия предполагает разработку и обоснование проекта будущего состояния как процесса обучения студента, так и управления этим процессом. Результатом прогнозирования и проектирования процесса использования информационных технологий обучения выступает модель деятельности выпускника учреждения профессионального образования с системой ее количественных и качественных показателей, определение стадий и состояний, выбор целесообразных средств и методов, выявление необходимых сил и уровня их подготовленности для достижения необходимого результата.

При этом приходится сталкиваться с противоречивой ситуацией. Цели обучения всегда подразумевают сдвиги во внутреннем состоянии обучаемого, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т.д. Между тем, судить о результатах обучения, то есть о достижениях целей, можно лишь по внешним проявлениям – по внешне выраженной деятельности обучаемого, ее продуктам (ответу, решению задач и т.д.). Поставив перед собой задачу идентифицировать результат обучения, преподаватель тем самым стремится максимально полно описать все его внешние признаки.

Последовательная ориентация информационных технологий обучения на диагностические цели определила своеобразие оценки и ее функций в «технологическом» обучении. Поскольку цель описана диагностично, то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки как на эталон. В ходе обучения текущая оценка играет роль обратной связи и подчинена именно достижению цели-эталона (или ее составных частей). Если цель не достигнута, то результаты текущего контроля рассматриваются лишь как указание на необходимость внести коррективы в ход обучения. Поэтому текущая оценка является здесь формирующей и, как правило, не сопровождается отметками. Текущие оценочные суждения, которые получает обучаемый, носят содержательный характер и должны помочь ему скорректировать свою работу. Итоговая оценка (она получила название «сумативной») выражается в баллах. Как текущая, так и итоговая оценки проводятся на основе эталонных (критериальных) признаков диагностично поставленной цели и поэтому носят критериальный характер, соответствующую ориентацию имеет и весь учебный процесс.

Важнейшей задачей обучения обучаемых является формирование у них способностей к решению профессиональных задач. С этой целью предлагается использовать системно-деятельностный подход при организации не только непосредственно обучения, но и контроля знаний. При этом следует предусмотреть возможность осуществления всех видов контроля – входной, текущий, рубежный и итоговый. Текущий контроль часто осуществляется как самоконтроль в виде контрольных заданий, реализованных в компьютерной программе, входящей в состав информационных технологий обучения. Рубежный контроль частично проводится по специально разработанным тестам. Кроме этого широко используется контроль, «встроенный» в такие виды учебной деятельности, как лабораторные работы с элементами исследований, курсовые научно-исследовательские работы, где диагностируется не только уровень усвоения учебного материала, но и профессиональные умения, способности творческого применения приобретенных знаний.

В педагогической практике в последние годы все больше внимание уделяется использованию в ходе итогового контроля дидактических тестов, представляющих собой не обычную совокупность или набор контрольных заданий, а систему, обладающую двумя главными системообразующими факторами:

  1. содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность;

  2. нарастанием трудности от задания к заданию.

Принцип нарастания трудности позволяет определить уровень знаний и умений по контролируемой дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования позволяет выявить и наличие навыков.

Дидактические тесты обладают важными преимуществами перед традиционными методами итогового контроля знаний. Во-первых, это повышение его объективности. Во-вторых, оценка, получаемая с помощью тестов, более дифференцирована. В-третьих, тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы итогового контроля. Его можно проводить на больших группах учащихся.

Подготовка тестов осуществлялась поэтапно. Отдельные этапы разработки охватывали анализ целей и содержания обучения по данному предмету, создание плана теста, обработку тестовых задач, разработку указаний к тесту, проведение исследований, составление конечного варианта теста и его анализ после предварительного исследования.

В настоящее время существует два основных подхода к интерпретации тестовых баллов. Нормативно-ориентировочный подход позволяет сравнивать учебные достижения отдельных обучаемых друг с другом. Критериально-ориентировочный подход позволяет оценивать в какой степени обучаемые овладели учебным материалом, Для итогового контроля более привычной и естественной кажется задача, решаемая с помощью критериально-ориентировочного подхода.

Наряду с несомненными преимуществами, дидактическое тестирование обладает и определенными недостатками: шаблонный характер; ослабление связи между обучаемыми и преподавателями в период контроля; нет индивидуального подхода к обучаемым; оценивается объем знаний, не учитывая творческие способности. Вывод: необходимо сочетание традиционного контроля и тестирования.

Содержание подготовки будущих специалистов имеет сложную и многокомпонентную структуру, отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов. Наряду с глубоким усвоением значительного объема теоретических знаний, у обучаемых должны быть сформированы развитые практические навыки и умения, позволяющие творчески использовать их в различных учебных и реальных условиях обстановки. Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки обучаемых по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целостностью и завершенностью. Все это требует того, чтобы в целях активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых при информационных технологиях обучения, комплексно использовались самые различные компьютерные средств обучения (информационные, экспертно-обучающие, тренажерные, помогающие производить расчеты, проектировать и др.).

К сожалению, подходы к трактовке самого понятия «комплексное применение компьютерных средств обучения» до сегодняшнего дня остаются весьма различными и полной ясности в истолковании его дидактической сущности не вносят.

В зависимости от конкретных дидактических задач, решаемых с использованием информационных технологий обучения, могут эффективно применяться все ранее названные компьютерные средства обучения или их сочетание. При этом необходимо сознавать, что комплексное их применение может выполнить свою роль в формировании творческой личности только в том случае, если оно будет естественной составной частью всего учебного процесса. В условиях компьютеризации важно создать у обучаемых адекватные психологические установки при работе с компьютерными средствами обучения, избежать конфликта в содержании и организации различных форм обучения, найти оптимальные виды их применения.

Эти меры должны в некоторой степени снять остроту проблемы и повысить уровень подготовленности обучаемых к использованию информационных технологий обучения в профессиональных учебных заведениях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!