Что изображается в таблице
Схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, то есть всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
с
ловарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Для чего мы используем мнемотехнические приемы:
Чтобы развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые произведения, разучивать стихи и сказки;
Чтобы знакомить детей с характерными особенностями времён года, жизнью животных, птиц и растений с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
Чтобы развивать основные психические процессы (память, мышление, воображение).
Чтобы развивать умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
К. Д. Ушинский писал по этому поводу:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский ясли – сад комбинированного типа № 16 «Улыбка»
МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ
ВОСПИТАТЕЛЯМ

Подготовил: воспитатель – методист
Фомиченко Владислава Николаевна
Стаханов
2018
Что такое «МНЕМОТЕХНИКА»?
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемоника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Из истории мнемотехники:
Мнемотехника насчитывает как минимум две тысячи лет.
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э.
Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.
Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Структура мнемотехники
М
немоквадрат – элементарная единица, с которой начинается работа в данной методики..
Мнемодорожка несёт обучающую информацию в небольшом количестве.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек.
Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
В работе с мнемотаблицами можно выделить несколько этапов:
1 этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
3 этап. Введение отрицаний.
Например, «не большой», «не круглый», «не съедобный».
4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ рассказа по заданной теме.
Как работать с таблицей
учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Что является опорным в таблице
Опорным является изображение главных героев, понимание произведения, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.