СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный буклет для педагогов «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизартрия - это распространённая речевая патология у детей с ДЦП. При дизартрическом расстройстве у ребёнка отмечаются нарушения в артикуляционной моторике и изменения мышечного тонуса разной степени выраженности. Коррекция звукопроизносительных расстройств при ДЦП имеет свои специфические особенности. Выполнение артикуляционных упражнений предусматривает определённую последовательность и этапность. Данный буклет содержит информацию об особенностях проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии у детей с детским церебральным параличом. Пособие адресовано логопедам, дефектологам, коррекционным педагогам и студентам дефектологических факультетов.

Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет для педагогов «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»»




Информационный

Буклет


«Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»


Автор составитель:

логопед-дефектолог

Стаценко Лариса Викторовна


г. Краснодар 2016 г.

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

  • выведение языка из ротовой полости вперед;

  • втягивание языка назад;

  • опускание языка вниз (к нижней губе);

  • поднимание языка вверх (к верхней губе);

  • боковые отведения языка (влево и вправо);

  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

  • приподнимание кончика языка к твердому небу;

  • легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.


ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

  • собирание нижней губы (тем же приемом);

  • собирание губ в трубочку - «хоботок» (движение производится к средней линии);

  • растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;

  • поднимание верхней губы;

  • опускание нижней губы;

  • смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

  • создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).


АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА

  • закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;

  • нахмуривание бровей;

  • поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;

  • надувание щек;

  • проглатывание слюны;

  • открывание и закрывание рта;

  • жевательные движения.



УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • вытягивание губ вперед трубочкой;

  • растягивание их в стороны;

  • чередование движений «хоботок — оскал»;

  • смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;

  • размыкание губ при закрытом и открытом рте;

  • мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);

  • вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);

  • целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);

  • поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).


Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  • выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),

  • перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),

  • удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;

  • выдвигание языка вперед;

  • втягивание языка назад, внутрь;

  • опускание языка вниз;

  • приподнимание языка вверх;

  • боковые отведения (влево и вправо);

  • приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

  • суживание языка и заострение его;

  • переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!