Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет для педагогов «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»»
Информационный
Буклет
«Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»
Автор составитель:
логопед-дефектолог
Стаценко Лариса Викторовна
г. Краснодар 2016 г.
Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.
ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.
Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА
придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
приподнимание кончика языка к твердому небу;
легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ
собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
собирание нижней губы (тем же приемом);
собирание губ в трубочку - «хоботок» (движение производится к средней линии);
растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
поднимание верхней губы;
опускание нижней губы;
смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.
Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).
Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.
Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.
При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА
закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
нахмуривание бровей;
поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
надувание щек;
проглатывание слюны;
открывание и закрывание рта;
жевательные движения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
вытягивание губ вперед трубочкой;
растягивание их в стороны;
чередование движений «хоботок — оскал»;
смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
размыкание губ при закрытом и открытом рте;
мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),
перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),
удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.
Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ
прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
выдвигание языка вперед;
втягивание языка назад, внутрь;
опускание языка вниз;
приподнимание языка вверх;
боковые отведения (влево и вправо);
приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
суживание языка и заострение его;
переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.