Цель проектной работы :
Сопоставительный анализ начальных школ в США и России
Задачи проекта:
Узнать какие виды школ существуют в США.
Изучить особенности начальной школы в США и России.
Провести сопоставительный анализ начальных школ в США и России по найденным материалам и выявление сходств и отличий между ними.
******************************************************************
Виды школ США
Школьное государственное образование является обязательным, общедоступным и бесплатным. Любому ребенку, находящемуся на территории США, гарантировано право на школьное образование не зависимо от его статуса, национальности, религии, пола, физического состояния и владения английским языком.
1. Большинство школ Америки- государственные и бесплатные. К каждому району города прикреплена одна или несколько школ. Дети могут ходить только в школу по месту жительства.
2 Чуть больше 10% американских школ - частные. Они не финансируются из городского бюджета и не подчиняются Школьным Советам Округа. Образовательная программа у каждой школы может быть своя. Как правило, уровень обучения и конкурс на поступление там намного выше, чем в обычной школе.
3.В систему школьного образования также входят бесплатные так называемые."Школы-магниты" - школы для одаренных детей. Как правило, эти школы имеют одну специализацию (art, science и т.д.). Места в них распределяются на конкурсной основе и по результатам тестировании Количество мест в таких школах строго ограничено. Поступить туда могут дети из соседних школьных округов, не относящихся к этой школе.
4.Менее 5% родителей обучают детей на дому, по утвержденной образовательной программе. Они это делают из религиозных убеждений, из-за физических отклонений ребенка или желания оградить детей от наркотиков, оружия и алкоголя, которые также являются большой проблемой некоторых американских школ.
2. Изучение особенностей начальной школы США и России
2.1 Начальная школа в США:
Школьное образование в Американских школах делится на три этапа (на каждом этапе детям приходится менять школу): начальная, средняя и старшая школа.
Начальная школа (elementary school) - с 1 по 5 класс (6-11 лет).
К поступлению сюда дети начинают готовиться за год (в 5 лет) в специальном подготовительном отделении (preschool) или старшей группе детского сада (kindergarden). Во время подготовки к поступлению в начальную школу детей учат читать и писать.
В конце, дети сдают тест, по результатам которого их принимают в начальную школу. Уже при поступлении в младшую школу ребенок проходит специальное тестирование, на основе которого определяется уровень дальнейшего изучения предметов – низкий, средний, продвинутый. Школьные предметы в США также подбираются с учётом способностей ребёнка.
В начальной школе по выбору ученик изучает только факультативные предметы – музыка, керамика, рисование. Естественные науки, английский язык, математика обязательны для всех.
Все предметы ведет один преподаватель и дети не перемещаются из класса в класс. Средняя наполняемость класса - от 20 до 30 детей. Как правило, у детей в начальной школе очень мало домашней работы. Всю основную работу они делают в классе. Школа выдает бесплатные учебники, которые дети не могут забирать домой. Уроки проходят с 7:30 до 14:25 часов.
Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло в результате воздействия идей прогрессивного образования начала XX века, которые учили, что дети должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.
Обучение в начальном школе заканчивается выпускным итоговом тестом, на основании которого, детей переводят в среднюю школу.
2.2 Начальная школа в России:
В Российской Федерации начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
Большинство школ России государственные и бесплатные, хотя как и в Америке в нашей стране существуют частные школы и школы для одарённых детей.
Более подробно рассмотрим обучением детей на примере нашей школы.
Для начала познакомимся с историей учебного заведения:
Школа №44 была открыта 1 сентября 1968 года. Первым директором школы стала Прончатова Наталья Филипповна. 
Главной задачей стало создание самостоятельного инициативного, дисциплинированного ученического коллектива.
Шел тщательный подбор кадров для учительского коллектива, в школу приходили люди ответственные, образованные. Уже в самом начале пути удалось достичь хороших результатов.
С 1983 года директор школы — Фурмавнина Калерия Петровна.
На базе школы 44 проводились семинары методической подготовки учителей. Сложился хороший коллектив педагогов.
В 1991 году пост директора заняла Беляева Татьяна Владимировна. Проявив себя как отличный организатор, Татьяна Владимировна не только сумела сохранить школьный коллектив и традиции школы, но и вывести его к новым высотам.
За последнее десятилетия в школе продолжают трудиться как педагоги старого поколения, так и педагоги — новаторы. Благодаря этому школа получила статус школы, с углубленным изучением естественных наук и центра экологического образования.
С 2006 года директором МОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов стала Булатова Елена Евгеньевна.
Перед тем, как пойти в 1-й класс, полгода я посещала подготовительные курсы, которые проходили по выходным в нашей школе. На занятиях мы писали в прописях, рисовали, решали задачи. Было очень весело и интересно!
В 1-м классе нашей учительницей была опытный педагог Коскина Марина Станиславовна, она преподавала нам с 1-го по 4-й класс. В классе изначально было 28 человек. Мы все носили одинаковую школьную форму: девочки сарафаны, а мальчики костюмы. Обычно мы занимались с 8-ми до 12 часов. Все уроки, кроме английского языка и музыки проходили в одном кабинете. На дом задавали домашнюю работу.
Марина Станиславовна научила нас читать, писать, считать, рисовать. Благодаря ей у нас с ребятами сложились дружеские и тёплые отношения. Она всегда учила нас быть добрее и терпимее, выручать друг друга.
А как здорово проходили у нас праздники !!! Мы готовили разные тематические концерты, выезжали на природу, посещали музеи и фабрики, разнообразные мастер классы. Очень тёплые воспоминания об этих временах останутся со мной на всю жизнь!
3.Сопоставительный анализ начальных школ в США и России по найденным материалам и выявление сходств и отличий между ними.
Проработав материалы, собранные в результате ознакомления с литературой и использования интернет – ресурсов нами получено представление о начальных школах в США и России, схожих и отличающихся чертах американских и российских школ. На основе этого можно сделать следующую итоговую таблицу:
№ п/п | Наименование критериев сравнения | США | Россия |
1 | Виды школ: | Государственные |
Частные |
для одарённых детей(спортивные, музыкальные и т.п.) |
домашнее обучение |
2 | Дошкольное образование | Существует, но не является обязательным |
3 | Начало обучения ребёнка в школе | 6 лет | 6,6-8 лет |
4 | Продолжительность обучения в начальной школе | 5 лет | 4 года |
5 | Предметы и преподаватели | Естественные науки, свой язык, математика обязательны для всех. Все предметы ведет один преподаватель и дети не перемещаются из класса в класс. |
6 | Наполняемость класса | 20-30чел. |
7 | Форма | В каждой школе свои правила, в большинстве школ форма обязательна |
8 | Время обучения | 7.30-14.25 | 8.00-12.15 |
9 | По окончанию начальной школы проводят: | итоговое тестирование | итоговые контрольные и комплексные работы |
Как у нас, так и у американцев есть свои интересные и разнообразные типы школ, которые на протяжении своего существования сохранили и улучшили образовательные программы в современном мире высоких технологий. Школы вооружают нас знанием, помогают выбрать свой жизненный путь. Есть школы, которые одинаково соблюдают общие образовательные программы, а есть те, которые по-своему уникальны.
Мы провели сравнительный анализ систем школьного образования двух стран, и пришли к выводу, что школьное образование в США и России имеют много общего, различия не такие уж и значительные.
Мне было очень интересно поработать над этим проектом и узнать об особенностях начальной школы в США, а также более подробно познакомилась с историей нашей школы.