Информационный лист по теме «Сообщество. Состав и структура сообщества»
Глоссарий темы
Биоценоз – сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза (Карл Мёбиус, 1877).
Экосистема – открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (А. Тенсли, 1935). Капля воды, муравейник, пень, поле.
Биогеоценоз – точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности. (В.Н.Сукачёв, 1942). Лес, степь, ельник.
Собщество - это совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Сообщество по-другому мы называем биоценозом. Например: совокупность всех живых организмов участка леса или пруда – биоценоз леса или пруда.
Задание. Соотнесите жизненную форму и организм
Жизненная форма | Организмы |
А. Лазающие Б. Ползающие В. Бегающие | Мартышка 4. Суслик Коала 5. Лисица Тюлень 6. Уж |
Пищевая (трофическая) цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.
Примеры пищевых цепей:
Трава –– заяц –– волк. (продуцент –– травоядное –– плотоядное)
Нектар –– муха –– паук –– землеройка –– сова.
Сок розового куста –– тля –– божья коровка –– паук –– насекомоядная птица –– хищная птица.
Листовая подстилка –– дождевой червь –– черный дрозд –– ястреб-перепелятник.
Мертвое животное –– личинки падальных мух –– травяная лягушка –– обыкновенный уж.
Экскременты животных –– жуки-навозники –– птицы.
Типы пищевых цепей, которые начинаются с фотосинтезирующих организмов носят название пастбищных (или цепей выедания).
Типы пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).
Задание. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте.
1. Хулиганы-воробьишки – превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай – поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет – воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели.
А потом пришла беда – отворяйте ворота!
Все посевы, урожай насекомые сожрали.
Их в таком большом числе прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из чужих вести краев.
Если все с плеча рубить, можно дело загубить!
2. Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт
Идет своей дорогой.
и кто системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
садится пестрый мотылек,
попил нектар со всех цветов,
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! –
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питание траве дает.
3. Отрывок из сказки «Лягушка – царевна»
«Указала Баба-Яга, где растет этот дуб. Иван-царевич дошел до него и не знает, что ему делать, как сундук достать. Он и так и эдак пробовал его раскачать, нет, не поддается дуб.
Вдруг откуда ни возьмись, прибежал медведь и выворотил дерево с корнем, сундук упал и разбился вдребезги. Из сундука выскочил заяц и во всю прыть бежать пустился.
Глядь – а за ним уж волк гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал.
Тут вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко. А за ней сокол кинулся, как ударит ее, так из утки яйцо выпало прямо в синее море. Иван-царевич при такой беде сел на берегу и залился горькими слезами …»
4. Речь идёт о работе учёного:
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка, и так ad infinitum.
Составьте пищевую цепь, сохраняя литературные (поэтические) названия организмов.
Задание. «Задача Чарльза Дарвина»
Чарльза Дарвина на заседании научного общества, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано, задал коллегам-учёным вопрос: «Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров?». Постройте пищевые цепи на основе текста решения задачи.
Составление синквейна по понятию «биоценоз».
Правила составления синквейна (пятистишия):
1. Понятие
2. 2 прилагательных, характеризующих данное понятие
3. 3 глагола, относящихся по смыслу к данному понятию
4. Предложение (не более 5-ти слов), связанное с понятием.
5. 1 существительное (вывод).
Домашнее задание
1. Прочитать и закрепить записи в тетради, параграф 2.3. (стр.26 – 29)
2. Задание по выбору
а) Сочинение « Жизнь в тропическом лесу».
б) С помощью дополнительной литературы найти названия растений и животных озера Виштынецкое и определить их жизненные формы.