СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный практико-ориентированный проект в старшей-подготовительной группе по ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков правильного поведения на дороге, на основе использования интегративных форм и технологий.

Просмотр содержимого документа
«Информационный практико-ориентированный проект в старшей-подготовительной группе по ПДД»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Петушок»












Информационный практико-ориентированный проект в старшей-подготовительной группе «Казачата»

Тема: «Нам на улице совсем не страшно»,

рассчитанный на детей старшей-подготовительной группы (5-7 лет) и их родителей.










Руководитель проекта: воспитатель Божога А.И.























г. Семикаракорск

2021 г

Пояснительная записка.

Актуальность

Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в использовании интегративного подхода в отборе содержания, комплекса форм работы с детьми. Интеграция создает возможность формирования у детей безопасного поведения на дороге, на основе освоения межпредметных понятий, связей и закономерностей, а также посредством сочетания разных видов деятельности (игровой, познавательной, речевой).

Гипотеза:

Если формировать у детей знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.

Практическая значимость проекта:

Заключается в возможности использования педагогами ДОУ разработанного комплекса методических материалов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге, на основе интегративных технологий и форм, предполагающих интеграцию деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Тип проекта:

Информационный практико-ориентированный.

Цель проекта:

Формирование навыков правильного поведения на дороге, на основе использования интегративных форм и технологий.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

  2. Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

  4. Расширять знания о светофоре.

  5. Закреплять знания детей о специальном транспорте.

  6. Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.

Предполагаемый результат:

Дети: будут осознанно относиться к выполнению правил дорожного движения; проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги; выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте; умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации;

Педагоги: повысят мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители: будут способствовать формированию у своего ребенка готовности самостоятельно и осознанно соблюдать правила дорожного движения.

Срок реализации: долгосрочный с ноября 2021 г. по май 2022 г.

Продукт проектной деятельности:

  • Составление серии творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»;

  • Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда»;

  • Оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»;

  • Рисование безопасного маршрута от дома до детского сада.


Итоговое мероприятие: создание макета улицы города










































Планирование проекта.

Работа над проектом включает три этапа. На первом этапе необходимо:

- разработать проект;

- составить план основного этапа;

- определение целей и задач проектной деятельности;

- подбор необходимой литературы по теме;

- подбор различных игр и упражнений;

- информирование родителей о реализации проекта;

- разработка плана проекта.


Спланировать дальнейшую работу помогает модель трех вопросов.


Что знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Двигаться надо на зеленый свет.

Переходить дорогу только там, где есть светофор, зебра.

Нельзя на улице убегать от взрослых.

Нельзя играть на проезжей части.

Дорога разделена на проезжую часть и обочину.


Где можно играть на улице, чтобы не попасть под машину.

Для чего нужны правила дорожного движения.

Зачем на улице столько дорожных знаков.

С какой стороны нужно обходить автобус.

Поискать в интернете.

Спросить у родителей и воспитателя.

Прочитать в книге.


На втором и основном этапе, реализации проекта, работа строится с учетом образовательных областей и предусматривает разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, восприятие художественной литературы, изобразительную и конструирование.

Данный проект проходит через все виды детской деятельности: непосредственно - образовательной, совместной и в самостоятельной деятельности.

Ведущими областями по реализации проекта стали социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие, и развитие речи.


Беседы с детьми:

- «Какие правила дорожного движения вы знаете?»,

- «Внимание, дорожные знаки!»,

- «Кто управляет дорогой?»,

- Как вести себя на улице и в транспорте?».

НОД:

- «Правила для пассажиров и пешеходов»;

- «Изучение запрещающих знаков»;

Чтение художественной литературы:

- Б. Житков «Светофор»;

- С. Волкова «Про правила дорожного движения»;

- О. Бедарев «Азбука безопасности»;

- В. Клименко «Происшествия с игрушками»;

- С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»;

- И. Мигунова «Друг светофор»;

- В. Иришин «Прогулка по городу»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»,

- Н.Кончаловская «Самокат»;

- В. Кожевников «Светофор»;

- Д. Хурманек «Перекресток».

Художественно-эстетическая деятельность:

- рисование:

  • «Опасные ситуации на дороге»,

  • «Придумай новый дорожный знак».

- лепка:

  • «Веселый светофор»,

  • «Постовой».

- аппликация:

  • «Шумный перекресток»,

  • «Дорожный знак».

  • «Улица города».

Речевая:

-  Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

- Викторина «Пешеход на улице».

- Разбор ситуаций:

  • «Чего не должно быть»,

  • «Как правильно перейти через дорогу?»,

  • «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,

  • «Что нужно знать, если находишься на улице один?»

- Творческие рассказы:

  • «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;

  • «Если бы все знаки перепутались?»;

  • «Истории в транспорте»;

Игровая деятельность:

  1. Дидактические и интерактивные игры:

- «Угадай-ка»,

- «Наша улица»,

- «Виды перекрестков»,

- «Логическая дорожка»,

- «Поставь дорожный знак»,

- «Это я, это я, это все мои друзья!»,

- «Будь внимательным»,

- «Правильно разложи»,

- «Верно - неверно»,

- «Вопросы и ответы»,

- «Доскажи словечко»,

- «Узнай по описанию».

2. Подвижные игры:

- «Пешеходы и автомобили»,

- «Дорожные знаки и автомобили»,

- «Светофор»

3. Сюжетно-ролевые игры:

- «Путешествие по городу»,

- «Поездка на дачу»,

- «Школа» сюжет «Научим сказочных героев правилам дорожного движения».


Работа с родителями:

  1. Консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»

  2. Практикум: «Как поступить в данной ситуации»

  3. Оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»

  4. Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»,

  5. Рисование безопасного маршрута от дома до детского сада.













































Содержание проекта.


Задачи

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Результат деятельности

1 этап

25.10 – 29.10.2021

  • Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.


  • Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

Постановка проблемы перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»

Определение продукта проекта: создание макета улицы города; знание правил дорожного движения;





Знакомство родителей с планом проекта.


Составление конспектов мероприятий.

  • Оснащение предметно-пространственной среды.

Подбор иллюстративного материала.

2 этап

Ноябрь

Закрепление ранее полученных знаний о правилах поведения пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте.


Умение ориентироваться в пространстве, координировать свои действия.


Создание условий для развития внимания, мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний, чувств.


Совершенствование конструкторских навыков, способности к экспериментированию, понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы.


Закрепление понятий «водитель», «пешеход» и «пассажир», знаний о правилах поведения в общественном транспорте.


Развитие у детей наблюдательности, мышления, внимания.

1 Занятие по теме: "Правила пешеходов и пассажиров"








2. Дидактические игры "Ловкий пешеход", «Верно - неверно»,

«Вопросы и ответы».



3. Прогулка. Закрепление знаний, умений, соблюдение правил поведения на улице.





4. Конструирование "Мосты"







5. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте




6. Интерактивная игра "Расставь правильно знаки"

Консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»


Закрепление у детей знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).

Декабрь

Знакомство с понятием «запрещающий знак».


Уточнение и расширение представлений о дорожных знаках, их назначении.


Закрепление знаний изученных правил дорожного движения.


Подготовка ребенка к обеспечению личной безопасности в условиях роста автомобилизации населения; формирование координации движения.



Развитие представления о том, что такое запрещающие дорожные знаки, и зачем они нужен на дороге.

Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. 

Закрепление знаний детей о запрещающих, дорожных знаках, умение схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы.


Закрепление знаний детей по правилам дорожного движения


1. Беседа о запрещающих знаках


2. Занятие по теме: "Изучение запрещающих знаков"




3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"



4. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено",

"Опасность", "Поворот налево запрещен", "Разворот запрещен", "Остановка запрещена", "Въезд запрещен"


5. Дидактические игры "Назови запрещающие знаки", "Собери дорожный знак"



6. Загадывание загадок о запрещающих знаках





7. Рисование запрещающих знаков








8. Коллективное решение кроссвордов.


Составление серии творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»

Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и запрещающих дорожных знаках.

Январь

Ознакомление детей с группами дорож­ных знаков и их назначением.


Закрепление знаний детей о правилах поведения на улице.

- вспомнить известные дорожные знаки.


Совершенствовать умение детей быстро реагировать на зрительный сигнал; начинать движение и заканчивать его по сигналу воспитателя.


Формирование представлений детей о дорожных знаках, навыков безопасного поведения на улице, знакомство с правилами дорожного движения.


Умение разгадывать загадки.



Умение рассматривать образец, выделять части, определять из каких деталей выполнена постройка, и устанавливать количество необходимых деталей и их расположение.

1. Беседа о информационно-указательных знаках



2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков




3. Дидактические игры "Пешеходы, и водители", «Найди безопасный путь»

"Умелый пешеход"




4. Прогулка. Изучение дорожных знаков в реальных условиях





5. Загадывание загадок о дорожных знаках


7. Конструирование "Автобусы"

Папка-передвижка: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»

Обогащен словарный запас детей по лексическим темам

Февраль

Уточнение и расширение представлений о дорожных знаках, их назначении;

Ознакомление детей со знаками сервиса.


Развитие логического мышления и памяти у детей, привитию навыков критического мышления и познавательного интереса, закрепление знаний детей по основным понятиям ПДД.


Знакомство детей с видами знаков дорожного движения.


Уточнение и закрепление знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.


Формирование умения различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта.


Активизация знаний, творческое применение ранее приобретенных конструктивных умений.

1. Беседа о знаках сервиса, рисование "Знаки сервиса"






2. Решение кроссвордов.










3. Занятие по теме: "Знаки сервиса"



4. Рассматривание рисунков, картинок с изображением дороги





5. Наблюдение за легковыми автомобилями на прогулке



6. Конструирование "Улица города"

Выдача на руки «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать».

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности

Март

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.


Умение внимательно слушать текст, отвечать на вопросы полными предложениями, понимать смысл произведения, запоминать героев и последовательность действий при помощи моделирования по цвету форме, величине, активизировать словарный запас. 


Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге.


Создание благоприятных условий для разнообразных видов детской деятельности.


Закрепление знаний о правилах дорожного движения и поведения на улице.


Изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


1. Изготовление макетов транспортных средств с использованием шаблонов.






2. Чтение рассказа "На машине" И. Павлова













3. Занятие по теме: Чтение рассказа "Автомобиль" Н. Носов






4. Рисование специальных видов транспорта




5. Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"


6. Изготовление макета улицы города


Рисование безопасного маршрута от дома до детского сада.


Формирование целостной картины мира и расширение представлений о возможных опасностях, способах их избегания, сохранения здоровья и жизни

Апрель

Способствовать формированию основ безопасного поведения на улице и дороге.


Закрепление знаний о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Закрепление знаний правил дорожного движения. Формирование ответственности за свою безопасность.


Умение разгадывать загадки.



Умение детей различать и понимать, что обозначают дорожные знаки, закрепить правила дорожного движения.


Закрепить названия и назначение дорожных знаков.


Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице.


Совершенствование знаний о правилах поведения на улицах и дорогах.

1. Беседа об информационно – указательных знаках



2. Рассматривание рисунков информационно – указательных знаков



3. Занятие по теме: "Дорожная азбука"






4. Загадывание загадок об информационно – указательных знаках


5. Рисование информационно – указательных знаков





6. Прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"


7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков"


8. Игры с макетом улицы города.

Практикум: «Как поступить в данной ситуации»

Развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных и опасных ситуациях.

Май

Умение отгадывать загадки.


Формирование у учащихся навыки правильного выполнения назначений дорожных знаков.


Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мелкую моторику рук, умение анализировать.


Упражнение в определении назначения знаков сервиса: «Техническое обслуживание автомобилей», «Мойка автомобилей», «Пункт питания», «Больница», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Гостиница или мотель», «Пост дорожно-патрульной службы».


Упражнение в определении назначения знаков сервиса.







Систематизация знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.


Совершенствование знаний о правилах поведения на улицах и дорогах.

1. Загадывание загадок про знаки сервиса


2. Беседа на тему: "Наши друзья дорожные знаки"





3. Дидактические игры "Знаки на дорогах", "Домики", "Что лишнее", "Что бы это значило", «Будь внимательным»


4. Беседа о знаках сервиса и рисование знаков сервиса













5. Рассматривание знаков сервиса: "Пункт медицинской помощи", "Пост

ГАИ", "Больница", "Пункт питание", "Питьевая вода", "Место отдыха"


6. Наблюдение на прогулке за пешеходами, переходящими проезжую часть


7. Игры с макетом улицы города

Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда»

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.


3 этап


Цель: формирование навыков пространственной ориентации, через развитие игрового интереса посредством творческой деятельности.

Создание макета улицы города

-

Паспорт проекта


Заключение:

Показателями эффективности работы стало следующее:

1. Отсутствие несчастных случаев с детьми

2. Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях

3. Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях

4. Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

5.Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности

6. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

7. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

8. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность движения», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте».



























Литература.


1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.


2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.


3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.


4. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.


5. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД

«Корифей», 2010.


6. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.


7. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.


8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.


9. Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.


10. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.