МБОУ Чановская средняя школа №1
Информационный проект
«Влияние СМИ на речь современного школьника»
Автор : Анищенко Анастасия ученица 9Г класса
Руководитель : Жерикова Елена Вальтеровна
План
Введение………………………………………………………………………….. 3-4
1.СМИ………………………………………………………………………………. 5-6
2.Влияние СМИ………………………………………..………………………......7-8
3 Влияние телевидения ………………………………………………………. 9-10
4.Влияние интернета ………………………………………………………… 10-11
Заключение………………………………………………………………………...12
Список литературных источников………………………………………………13
Введение
В последнее время я стал обращать внимание на речевую безграмотность. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как подростки, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что забыты все правила русского языка. Мне стало интересно: почему люди говорят и пишут с ошибками? Ведь несколько лет назад человечество было грамотнее, об этом нам говорят различные результаты исследований, проведённых учёными.
Наш язык – это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни. И по тому, как человек
говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с
кем мы имеем дело: мы можем определить степень
интеллектуальности человека, степень его
психологической уравновешенности…
Д.С. Лихачёв
Цель работы- определить роль СМИ в формировании речи школьников
Задачи-
- выяснить причины снижения грамотности среди подростков
- определить как на речь влияет СМИ.3
- изучить лингвистические и социологические источники на тему исследования.
4. проследить , как осуществляется языковое манипулирование в СМИ – виды и приёмы речевого воздействия.
5. провести опрос среди учащихся школы с целью выяснения их отношения к СМИ.
Гипотеза - я считаю, что причиной безграмотности среди школьников является СМИ.
Результат проекта- уменьшение количества школьников, использующих ненормативную лексику.
Методы исследования- 1. Анализ и сбор информации;
2. Наблюдение;
3. Анкетирование
1.Что такое СМИ?
Средства массовой информации — совокупность органов публичной передачи, распространения информации с помощью технических средств.
1. газеты, Интернет, телевидение, радио;
2. сфера человеческой деятельности, которая доводит до людей информацию;
3.любая новость, напечатанная в источниках письменной речи, сказанная в телепередаче, радио, Интернете;
4. средства, с помощью которых люди узнают новости.
2. Влияние СМИ
Именно в средствах массовой информации происходят изменения языковой нормы русского языка. С одной стороны, эти виды коммуникации обогащают язык, держат нас в курсе событий. С другой же стороны, мы отступаем от норм речи, используем жаргонизмы и иноязычные слова. Наш язык в устах молодых людей становится некорректным и безграмотным.
Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих ведущих развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, зачастую даже загрязнена словами-паразитами. А так как телевидение, радио и пресса – уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.
Я провела опрос среди учащихся-подростков в возрасте от 12 до 16 лет с целью выяснения их отношения к современным источникам информации. Результаты получились следующие:
1. около 60 % опрошенных ответили, что относятся к СМИ негативно
2.около 20 % опрошенных выбрали вариант «положительно»
3. около 20 % выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
Телевидение
Несмотря на то, что телевидение в наши дни теряет свою популярность среди подростков, оно всё равно является одними из самых мощных средств массовой информации.
Телевыступления рассчитаны на широкую аудиторию и должны быть понятны всем. Речь телеведущих – образец для подражания. Именно телеведущие формируют речевую культуру в современной России. Однако не все выступления соответствуют этим нормам. Я убедилась в этом, просмотрев несколько телевыступлений, ведь множество телеведущих допускают огромное количество речевых ошибок.
Интернет
В наше время Интернет стал очень популярен, подростки достаточно много времени проводят в нём. Ничто так не влияет на речь, как этот источник коммуникации. Современное поколение использует в электронной речи компьютерную терминологию, жаргонизмы, слова из категории молодёжного сленга, но, к сожалению, забывает о грамотности, о нормах пунктуации, о правильном произношении и правильном построении предложений.
Заключение
Я убедилась в том, что СМИ негативно влияют на речь человека, в частности школьника. Из-за неграмотной речи дикторов, журналистов, телеведущих мы сами говорим неправильно.
Я думаю, что «противоядием» такой ситуации может быть «сознательная работа по повышению культуры речи» человека. Если люди, особенно работающие в СМИ, так как их уровень культуры русского языка влияет на миллионы слушателей и зрителей, будут показывать пример чистой, грамотной речи – устной и письменной, любви к чтению хорошей литературы, мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание общества.
Обращаться с языком кое-как – значит
и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
Л.Н. Толстой
Список используемой литературы
Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 20-21 веков. Тамбов, 2005
Володина М. Н. Язык средств массовой информации. М. : Академический Проект : Альма Матер, 2008
Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995). М., 1996
http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200902104
http://www.proza.ru/2007/03/29-355
Спасибо за внимание