МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Вязание крючком»
Автор: Биктимирова Эльмира Эльдаровна
обучающаяся 5 «В» класса
МАОУ «СОШ №5» г. Усть-Илимск
Руководитель: Мельникова Татьяна Федоровна
учитель технологии
МАОУ «СОШ №5» г. Усть-Илимск
УСТЬ-ИЛИМСК
2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
История возникновения 4
Основные приемы вязания крючком 6
Воздушная петля 6
Столбик без накида 7
Столбик с накидом 7
Кольцо 8
Соединительный столбик 9
Пико 9
Скрещенный столбик с двумя нитями 10
Рельефный столбик 11
Шишечки 12
Как правильно держать крючок 13
В положении карандаша 14
В положении ножа 14
Материалы и инструменты, применяемые при вязании 15
Материалы для вязания 15
Инструменты для вязания 16
Техника вязания 18
1.5.1 Миссони 18
1.5.2. Филейное вязание 18
1.5.3. Кроше 19
1.5.4. Румынское кружево 20
1.5.5. Брюггское кружево 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Приложение 1. Фото шарфа 23
Приложение 2 Фото митенок 24
Введение
Я выбрала тему "вязание крючком", потому что мне нравится работать этим инструментом, это интересно и занимательно. Вещи, которые связаны крючком отличаются особенной красотой. На самом деле, вязать крючком очень просто, главное терпение и желание.
Вязание – это увлекательное занятие. Оно развивает в человеке усидчивость и терпение. Каждое поколение открывает для себя его привлекательность. Связанная своими руками современная модель оказывается неповторимой и более доступной по цене, чем готовое изделие. Возможность применения разнообразных ниток и моделей сделало вязание крючком для меня любимым занятием. Вязание меня успокаивает, помогает собраться с мыслями.
Вязание крючком достаточно простая техника. Не требующего специального оборудования, пожалуй, кроме крючка и пряжи. Но, несмотря на это, изделия, выполненные этой технике, поражает разнообразностью, оригинальностью.
Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере. Вязание может изготовить полезную, а порой необходимую вещь для дома. Это могут быть не только предметы одежды, но и предметы интерьера.
Основная часть
1.1. История возникновения
Вязание крючком – вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.
В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки, датируемое историками 1900 г. до н. э. В усыпальнице другой пирамиды сохранились детские вязаные чулки, отнесённые учёными к III – IV в. н. э. Они учитывали форму обуви – большой палец отделён от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. При изготовлении таких носков и чулок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания. Позже, в IX – XI вв. н. э. искусные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но и письменами.
Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания датируются IV – V вв. н. э. и свидетельствует о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.
Триумфальное шествие по Европе трикотаж начинает примерно в IX в. н. э. Вязаные изделия поначалу стоили очень дорого и были по карману лишь очень состоятельным людям. Мастера Испании в XVI в. достигли большого успеха в вязании шелковых чулок.
В XV – XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и постепенно превращается сначала в кустарное домашние ремесло, а затем и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро становится популярным знаменитый шотландский головной убор – вязаный берет. Изделия, как правило, выполняют из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно. А ведь арабы ещё пару тысяч лет назад владели техникой многоцветных сложных узоров!
Интересно, что на протяжении длительного времени, вязанием в Европе занимались именно мужчины, а не женщины.
В 1589 г. помощник приходского священника изобрёл первую вязальную машину. Английской королеве изобретение не понравилось – чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых. Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Помощник перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую трикотажную мастерскую.
В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешёвые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы.
Однако, чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа.
Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи. В Швеции, в Северном музее Гетеборга, хранятся два ценнейших экспоната – вязаные кофты XVII века.
В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.
В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами. В последнее время крючком вяжут также сувенирные изделия и поделки.
1.2. Основные приемы вязания крючком
Крючки имеют свои номера, которые отражают диаметр крючка в миллиметрах. Например: крючок №3 -диаметр крючка 3 мм. Узоры крючком легче вязать по схемам, которые состоят из условных знаков. Как правило, в схемах показано направление вязания и взаимосвязь между отдельными элементами.
1.2.1. Воздушная петля
Начинаем вязание с одной петли, которую образуем на конце нити, идущей от клубка. Держим петлю большим и указательным пальцами левой руки. Прокладываем рабочую нить на указательный палец левой руки. Крючок в правой руке. Вводим крючок в петлю, захватываем нить и протягиваем ее в петлю. Образовалась первая петля, которая называется воздушной. Следующие петли вяжем таким же образом. Получаем цепочку из воздушных петель.
1.2.2. Столбик без накида
Сделаем накид, введем крючок в-третью от конца петлю и вытянем петлю. Еще раз подхватим крючком нить и протянем ее через все три петли, находящиеся на крючке. Получился полустолбик с накидом. Следующий полустолбик с накидом делаем в следующую воздушную петлю.
1.2.3. Столбик с накидом
Сделаем накид, введем крючок в-четвертую от конца петлю, вытянем петлю. Подхватим рабочую нить (накид) и протянем ее через две первые петли. На крючке две петли. Опять делаем накид и протягиваем его через оставшиеся на крючке петли. Столбики с двумя накидами вяжем аналогично: сделаем два накида, вытянем петлю из основания, сделаем накид и протянем его через две петли, затем опять сделаем накид и протянем его еще через две петли, опять накид и протянем его через 2 оставшиеся петли. Таким образом выполняются столбики с любым количеством накидов.
1.2.4. Кольцо
Сложим нить петлей. Введем в нее крючок, подхватим и протянем крючком рабочую нить, не затягивая петлю. Придерживая место скрещивания петель, еще раз подхватим нить и протянем ее через полученную петлю. Нерабочую нить проложим вправо. Обвяжем кольцо необходимым количеством столбиков без накида. Чтобы стянуть кольцо, потянем за нерабочий конец нити.
1.2.5. Соединительный столбик
Введем крючок во вторую воздушную петлю от крючка. Подхватим рабочую нить и протянем ее через петлю предыдущего ряда и петлю, находящуюся на крючке.
1.2.6. Пико
«Пико» из трех петель: Делаем три воздушные петли и один столбик без накида в первую из трех воздушных петель. Таким же образом можно сделать «пико» из пяти и более петель (столбик без накида делаем в первую воздушную петлю).
1.2.7. Скрещенный столбик с двумя нитями
Сделаем два накида и введем крючок в пятую от крючка петлю. Подхватим рабочую нить, вытянем петлю, снова подхватим рабочую нить и протянем ее через две петли. На крючке три петли. Сделаем накид, пропустим одну петлю предыдущего ряда, введем крючок в следующую петлю и вытянем петлю. Подхватим рабочую нить и протянем ее через 2 петли, снова подхватим рабочую нить и протянем ее через две петли. На крючке три петли. Подхватим рабочую нить, протянем ее через 2 петли, еще раз подхватим рабочую нить и протянем ее через 2 петли. На крючке одна петля. Свяжем одну воздушную петлю, сделаем накид и введем крючок в место пересечения столбиков с накидами, вытянем петлю, подхватим рабочую нить и протянем ее через две петли. Снова подхватим рабочую нить и протянем ее через последние две петли.
1.2.8. Рельефный столбик
Свяжем один ряд столбиками с накидом. Сделаем три воздушные петли для подъема и повернем вязание. Сделаем накид, введем крючок за второй столбик с накидом предыдущего ряда таким образом, чтобы столбик с накидом был за крючком. Подхватим рабочую нить, вытянуть петлю и связать столбик. Если введем крючок таким образом, чтобы столбик был перед крючком, то получим лицевой рельефный столбик.
1.2.9. Шишечки
Сделаем накид, введем крючок в петлю предыдущего ряда и свяжем на ней пять столбиков с накидом. На крючке одна петля. Протянем ее через петлю первого столбика с накидом, подхватим рабочую нить и протянем ее через последнюю петлю.
Освоив эти основные приемы вязания крючком, можно создавать неповторимые и оригинальные вязаные вещи.
1.3. Как правильно держать крючок
Когда я вяжу крючком, то совершаю множество одинаковых движений, захватывая крючком нить и протягивая петли. При таких однообразных многократных действиях мышцы и суставы кисти руки и пальцев испытывают значительные нагрузки, из-за чего могут появиться болевые ощущения. Чтобы избежать неприятных симптомов, следует выбрать такое положение крючка в руке, которое было бы максимально удобным. То есть, чтобы в процессе вязания никакие ощущения в мышцах руки вас не беспокоили и не отвлекали.
У прямых металлических крючков на расстоянии 5 см от головки всегда имеется двусторонняя площадка — крючок как бы сплюснут в этом месте.
Эта площадка нужна, чтобы удерживать крючок большим и указательным пальцами руки. Подушечка большого пальца всегда помещается со стороны бородки крючка, а указательного — с противоположной. При этом существует два варианта взаимного расположения крючка и кисти руки: рука может находиться либо снизу, либо сверху от крючка.
1.3.1. В положении карандаша
Крючок необходимо держать большим и указательным пальцами (как ручку или карандаш). Крючок при этом легко скользит по среднему пальцу. Этот способ называется «прямой хват». Такой способ считается оптимальным и самым распространенным - так можно долго вязать и не уставать. Крючок должен быть мобильным, рука не зажата, должна быть легкость в движениях. Если рука будет напряжена, скорость вязания будет низкой. Этот способ удобен для вязания одежды/ изделий из тонких и средних ниток, для создания мягкого и гибкого полотна.
1.3.2. В положении ножа
Держать крючок, как вязальную спицу (в ладони правой руки). Это называется «обратный хват» или «в положении ножа». Такой способ менее эргономичный, рука будет быстрее уставать, но это незаменимый способ в определенных ситуациях. Девушки-мастерицы, которые вяжут из пряжи сумки, используют этот способ, так как цель - плотное и жесткое полотно, с которым очень тяжело работать, поэтому приходится прикладывать определенные усилия. Вследствие чего удобнее держать крючок «обратным хватом».
1.4. Материалы и инструменты, применяемые при вязании
крючком.
1.4.1. Материалы для вязания
При вязании крючком используют пряжу из шерсти, хлопчатобумажную, из льна, шёлка или синтетических ниток, а также полосы из ткани или трикотажа и различные шнуры. Но лучшими считаются шерстяные: на них хорошо смотрится вязаный узор, они упруги, эластичны, не скользят
Существует много сортов шерсти, из которой прядут нити для вязания. Лучшие из них имеют шелковистое, тонкое, длинное и эластичное волокно. К ним относятся ангорская, мериносовая, верблюжья шерсть и мохер.
Пряжа, как правило, продаётся в мотках или клубках. На этикетке клубка (или мотка) фабричного производства обычно указывается, для какого вида вязания (ручного или машинного) предназначена эта пряжа.
Для ручного вязания лучше не использовать сильно скрученную нить, потому что связанное из неё полотно будет перекашиваться. Чтобы проверить годится ли пряжа для ручного вязания, отмотай нитку подлиннее, сложи её пополам и держи в висячем положении.
Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия. Однако существует специальная буклированная пряжа, с равномерно распределёнными по всей длине узелками или утолщениями. Из неё хорошо смотрятся изделия, выполненные чулочной вязкой.
Пряжу, полученную из тонкого шерстяного волокна, используют в основном для машинного вязания тонких нарядных изделий, более толстую- для ручного вязания теплой и спортивной одежды. Хлопчатобумажные нитки идут на вязание в основном летних изделий.
1.4.2. Инструменты для вязания
Крючки для вязания
При вязании крючком главным инструментом является крючок. Различают два вида крючков - короткие, которые используются для простой вязки (воздушные петли и столбики), и длинные - для вязки длинным крючком (тунисское вязание).
Крючки изготавливают из различных материалов - металла, кости, пластмассы или дерева. Они различной толщины. Крючки делятся на номера. Номер крючка - это диаметр в миллиметрах, например, диаметр крючка №2- 2 мм.
Толщину крючка подбирают по толщине материала и выбранному узору. Приобретая крючок, надо обратить внимание на его кончик. Кончик крючка не должен быть слишком круглым, потому что тогда трудно захватывать нитку, но и не должен быть слишком острым - им можно поранить пальцы. Надо смотреть, чтобы у крючка был достаточно большой вырез, тогда легко удерживать нитку. Если всё-таки попался плохой крючок, то в домашних условиях его можно исправить, подпилив кончик.
Вилка для вязания
Кроме крючков используют вилку, на которой можно выполнять очень своеобразную вязку.
Лебедка для мотания пряжи или моталка для пряжи
Расправить нить и смотать её в клубок - это трудоёмкий процесс, поэтому нужна лебёдка. Чтобы смотать нитку в клубок, на лебёдке расправляют моток, тянут за один конец нитку, лебёдка крутится, и пряжа легко сматывается в клубок.
Лебёдку применяют и в том случае, если пряжу надо размотать из клубка в моток. Клубок укладывают в корзину и ставят её внизу, у лебёдки. Конец нитки привязывают к одному из штырей лебёдки, крутят лебёдку, разматывая клубок в моток. Намотанную нитку перевязывают в двух-трёх местах и снимают с лебёдки. Моток стирают или красят.
Чтобы клубок можно было смотать быстро и красиво, рекомендуется приобрести сматыватель клубков или мотать клубок руками, подкладывая под нитку указательный и средний пальцы. Когда намотано достаточно рядов, вытягивают пальцы из клубка, меняют его положение и продолжают мотать, укладывая пальцы под нитку. Клубок будет мягким и красивым. Если шерстяную нитку смотать в твёрдый тяжёлый клубок, она становится похожей на хлопчатобумажную и теряет свою эластичность.
Также очень удобно для перемотки пряжи из клубка в клубок или из пасм в клубки, так как лебедки уже редкость, а моталки есть даже электрические.
1.5. Техника вязания крючком
1.5.1. Миссони
Миссони — техника вязания крючком, которая дарит вещи с интересными зигзагообразными узорами.
Техника получила свое название от названия итальянского дома моды, где она и зародилась. Популярный и узнаваемый принт-зигзаг стал лицом бренда люксовой одежды, созданного в середине прошлого века семейной парой Миссони, Оттавио и Розиттой. “Радужные” узоры были придуманы для того, чтобы привлечь внимание к новой марке и наделить ее особой чертой.
Со временем узоры миссони приобрели широкое распространение в сфере вязания. Они актуальны и сегодня. И это неудивительно, ведь одежда получается очень нарядной и красивой.
pinterest
1.5.2. Филейное вязание
Филейное вязание — одна из самых тонких и изысканных техник вязания. Позволяет создавать своеобразную сеточку с помощью чередования столбика с накидом и воздушных петель.
Схемы для филейного вязания состоят из пустых и заполненных клеточек: заполненные ячейки образуются путем провязывания столбиков с накидом, пустые, соответственно, с помощью воздушных петель.
Филейное вязание позволяет создавать уникальные скатерти, салфетки, занавески, предметы одежды.
1.5.3. Кроше
Кроше — крученое кружево крючком. Это один из самых древних способов вязания кружева, который снова стал очень актуален. В переводе с французского “кроше” означает “крючок”.
Особенностями кружева кроше является большое количество сквозных дырок, воздушная текстура, ажурность.
Своей популярностью сегодня эта техника обязана возвращением моды 70-х, когда бум на вязание достиг своего пика, модельеры создавали коллекции, наполненные вязаными элементами. В основном, такая мода была связана с хиппи и трендом на все натуральное, сделанное вручную.
1.5.4. Румынское кружево
Румынское кружево — красивая древняя техника вязания. Сегодня она знакома малому кругу мастериц. И очень жаль. Ведь это одна из самых простых и интересных техник вязания кружева крючком.
Основное отличие техники от других заключается в том, что в ее основе лежат “шнурки” — из них и складывается узор кружева. Сначала рукодельница вяжет детали в виде различных шнурков, затем присоединяет их к специальной основе, на которой они сцепляются между собой.
1.5.5. Брюггское кружево
Еще одна интересная техника вязания крючком — брюггское кружево. В ее основе лежат вязаные ажурные ленточки, из которых складывается витиеватый узор. Ленты особым образом сплетаются с помощью крючка.
Как и для любого кружева, для этой техники используют тонкую пряжу (обычно выбирают хлопковую). В результате трудов получаются чудесные предметы одежды и интерьера.
Практическая часть
Заключение
Благодаря необычной выбранной теме, я узнала историю возникновения вязания крючком, основные приемы вязания, как правильно держать крючок, материалы и инструменты при вязании, технику вязания крючком.
В результате я научилась вести поисковую работу в сети Интернет, вязать интересные и красивые вещи с применением крючка.
Меня очень заинтересовала эта работа, и в дальнейшем я продолжу тему своего проекта, изучу и реализую более сложные элементы вязания крючком в виде игрушек и кружев.
Приложение I. Фото шарфа
Приложение 2. Фото митенок