Содержание
1.Пояснительная записка
2.Введение
3. Сплав стали с легирующими элементами
4.Танк Т-34
5. Горючее из пихтового масла
6. Антипирены - вещества понижающие горючесть
7. Судостроительная промышленность
8. Авиационная промышленность
Пояснительная записка к информационному проекту по теме: " Наука в годы Великой Отечественной войны" (проектная деятельность) |
Познание |
|
20.09.2015 |
Место проведения: МКОУ «Гимназия №9» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный, с 20 сентября 2015 года по 22.03. 2016 года. Участники проекта: Муранов Мурат - ученик 7 «А» класса; СалпагароваМ.Д. – руководитель проекта. Образовательная область: информационно - познавательная и исследовательская. Актуальность: данная работа пропагандирует патриотизм, гордость за свою Родину. Цель: изучить исторический материал по заданной теме; рассмотреть все возможные вариации в рамках данной темы Задачи: добыть новые знания по заданной теме Методы решения основных задач: Изучение материалов на различных сайтах Составление презентации Предоставить собственные рисунки по заданной теме Ожидаемые результаты: собрать теоретический, фото и видео материал, который вызовет интерес у каждого слушателя и читателя. Этапы работы: Этапы работы | Мероприятия | Подготовительный | Выявление проблемы | Постановка целей и задач | Определение методов решения основных задач | Теоретический | Изучение литературных и электронных источников информации по теме проекта | Практический | Составление презентации | Заключительный | Защита проекта |
|
Научные открытия во время Великой Отечественной войны
Уже более 70-ти лет наша страна живет в условиях мира, Он был завоеван в тяжёлой битве с гитлеровской Германией. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Великий подвиг в годы войны совершали труженики тыла. Рабочие, колхозники, учёные, инженеры, конструкторы своим самоотверженным трудом выиграли небывалую битву за металл и хлеб, топливо и сырьё, за создание могучего оружия.
Годы войны стали временем смелых и оригинальных творческих решений, высокого подъема творческой мысли учёных и конструкторов. Тематика научных исследований быстро перестраивалась на военный лад. Нужно было в кратчайшие сроки решить три проблемы:
Разработка новых систем оружия и обороны.
Научная помощь промышленности.
Мобилизация сырьевых ресурсов страны, переход с дефицитных материалов на новое сырьё.
Большое значение придавалось объединению усилий инженеров, конструкторов и учёных, практиков и теоретиков, в деле совершенствования технологий производства танковой брони. Для этого нужно было составить новый сплав.
Учёные начали разработку сплава стали с легирующими элементами, в результате чего получился сплав стали с никелем, который придал стали вязкость, механическую прочность и коррозийную стойкость. В результате увеличения прочности уменьшилась толщина брони и возросла маневренность бронетанковой техники из-за уменьшения её веса.
Нужно было создать машину, которая не боялась бы ни пулемёта, ни колючей проволоки. Три качества танка: огонь, скорость, броня должны были так сочетаться в конструкциях, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам М.И.Кошкиным был создан лучший танк периода 2-ой мировой войны Т-34.
Уже в первые дни войны в пограничном городке Перемышль группа танков
Т-34 без потерь для себя отразила атаки 50-ти фашистских танов. Немецкий генерал Блюментрид писал: В районе Верш (Московская обл.) танки Т-34, как ни в чём не бывало, прошли через боевые порядки 7-ой пехотной дивизии, достигли артиллерийской позиции и раздавили находившиеся там орудия. Понятно, какое влияние оказал этот факт на моральное состояние немецких пехотинцев.
В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, танк Т-34 оставался единственным танком, которому грязь была не страшна, так как он имел минимальный вес.
Башня танка была рекордно быстрой. Она давала полный оборот за 10 секунд вместо обычных 35. Благодаря небольшому весу и размеру, поворотливость танка была превосходной, броня с повышенным содержанием никеля не только самая прочная, но имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвима. В самые короткие сроки, дни и бессонные ночи напряжённого труда, люди неделями не выходили из холодных цехов и в конце 1941 года отправили на фронт эшелон с боевыми машинами. Прославленный маршал И.С.Конев писал: Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца воны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим, инженерам!.
В знаменитом танковом сражении на Курской дуге, в котором гитлеровцы рассчитывали окружить нашу группировку войск, особые надежды они возлагали на свои 2700 новые тяжёлые танки тигр и пантера. 12 июля 1942 года около станции Прохоровки произошло одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной войны с участием нашего знаменитого танка Т-34. Впоследствии немецкий военный историк писал, что именно тогда была сломана шея фашистским бронетанковым войскам. Тяжёлые и средние советские танки, особенно прославленный Т-34 и самоходные артиллерийские установки превосходили по своим техническим качествам не только германские(танки Тигр, Пантера, САУ Фердинанд), но и все зарубежные машины аналогичного плана.
Непрерывно повышалось качество и огневая мощь артиллерийско-стрелкового вооружения, но это было не единственной нашей задачей. Так учёные и рабочие Ленинграда продолжали трудиться в невероятно тяжелых, нечеловеческих условиях.
Зима 1941 года была ранней. Стужа по ночам стояла такая, что вода в радиаторе машин превращалась в лед, а антифриза не хватало. Нужен был антифриз не из спирта, а из чего-нибудь другого. Для испытания смесей текстильному комбинату был выделен лёгкий танк БТ-7. В лаборатории развернулась круглосуточная, изматывающая работа, но блокадный антифриз был создан вовремя. Однако, возникла новая проблема, в Ленинграде начали иссякать запасы бензина. Авиационного горючего осталось на несколько дней, а автомобильного только на 7. Военный совет и штаб фронта обратились к учёным с новым заданием изготовить заменитель бензина из веществ, имеющихся в городе. За несколько дней в лаборатории был разработан метод каталитического крекинга, позволяющий получить неплохое горючее из пихтового масла, которое имелось в огромных количествах (запасах) на парфюмерных фабриках.
Осенью 1941 года, овладев ближайшими аэродромами вокруг Ленинграда, немцы приступили к методичному уничтожению города систематическими бомбежками. Но враги понимали, что фугасными бомбами не удастся быстро сровнять с землей такой большой город. Пожары - вот на что они рассчитывали. Ленинградцы включились в активную борьбу с пожарами. В чердачных помещениях промышленных предприятий, музеев, жилых домов были установлены ящики с песком, щипцы. Люди дежурили на чердаках днем и ночью. Но, несмотря на это, не все пожары смогли предотвратить. Так 8 сентября 1941 года бомбежки вызвали 178 пожаров. Горели целые кварталы, мосты, жировой завод. Н знаменитых Бадаевских складах сгорело 3 тыс. тонн муки, 2,5 тыс. тонн сахара. Здесь возник огненный смерч, который бушевал более 5 часов. 11 сентября 1941 года фашисты подожгли торговый порт. Факелом на суше и на воде горела нефть топливо города.
Нужно было срочно искать способы огнезащиты. Известно, что лучшие антипирены - вещества понижающие горючесть, - это фосфаты, которые при разложении поглощают теплоту. На Невском химическом комбинате хранилось 40 тыс. тонн суперфосфата ценнейшего удобрения. Им пришлось пожертвовать для спасения Ленинграда. Была приготовлена смесь суперфосфата и воды в соотношении 3:1. На Ватном острове оборудовали испытательный полигон, где выстроили два одинаковых деревянных дома. Один из них обработали противопожарной смесью. В каждый дом положили зажигательную бомбу и привели их в действие. Необработанный дом вспыхнул как спичка. Через 3 мин. 20 сек. От него остались лишь тлеющие угли. Второй же дом не сгорел. На его крышу положили еще одну бомбу, взорвали. Расплавился металл, но дом не сгорел.
За один месяц огнезащитным составом было покрыто около 90% чердачных перекрытий. Кроме жилых домов и промышленных зданий с особой тщательностью были обработаны антипиренами чердаки и перекрытия исторических памятников и культурных сокровищ: Эрмитажа, Русского музея, Пушкинского дома, Публичной библиотеки.
На Ленинград упали тысячи фугасных и десятки тысячи зажигательных бомб, но город не сгорел.
С первых дней войны сугубо военными делами занимались и такие выдающиеся ученые, как Игорь Васильевич Курчатов и Анатолий Петрович Александров.
21 июня 1941 года, в канун войны, группа создателей метода размагничивания кораблей сдавала военной комиссии специальные, предназначенное для этой цели оборудование на одном из линкоров в Балтийском море. С 22 июня срочно стали устанавливать противоподводно лодочное оборудование. На Черном море кораблям грозила та же опасность. Советская судостроительная промышленность удовлетворяла нужды флота. В годы войны было построено выше одной тысячи военных кораблей и катеров различных классов. Совершенствовалось вооружение, осваивались новые технологические средства, новые торпеды, различные типы мин, радиолокационные и гидроакустические устройства.
Авиационная промышленность уже в первой половине 1942 года восстановила и расширила свои мощности, а со второй половины того же года стала неуклонно наращивать выпуск самолетов и авиадвигателей. Основные типы советских самолетов (им противостояли известные фирмы Юнкерс, Доронье Мессершмит, Хойнкель и др.), максимально приспособленные к серийному производству, выпускались тысячами и десятками тысяч. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик ИЛ-2, прозванный нашими воинами летающим танком, а враг называл его летающей смертью. Он имел могучую броню и вооружение. Таких боевых самолетов с техническими данными как у ИЛ-2 не было ни в одной стране мира. С лета 1943 года превосходство в воздухе полностью перешло на нашу сторону.
Большой вклад в создание и совершенствование новых самолетов внесли талантливые авиационные конструкторы под руководством Архангельского, Ильюшина, Лавочкина, Туполева, Яковлева и других, а также конструкторов авиамоторов: Климова, Микулина, Швецова и других.
Вот какое колоссальное количество открытий было совершено в годы Великой Отечественной войны. Избранный в 1945 году президентов Академии Наук СССР Сергей Иванович Вавилов в одной из своих статей писал: Фашистский поход на Советский Союз был предпринят на основе очень многих просчетов. Одним из них была недооценка советской науки... Война показала, каким образом научный коллектив в патриотическом порыве способен быстро и уверенно решать большие и трудные задачи. Война показала, какие большие скрытие научные силы имеются у нашей Родины на периферии... Советские ученые были всюду - в авиации, во флоте, в артиллерии, в инженерных и железнодорожных войсках, в госпиталях, на заводах оборонной промышленности, на колхозных полях. Всюду он нес свою помощь и свой совет. Победа Советской армии была частично и победой советской науки... Вторая мировая война совершенно конкретно показала всему человечеству, насколько велика роль науки и техники в наше время. В результате развития науки, в руки людей попадают орудия и силы природы, эквивалентные по своей мощности и значению стихийным явлениям. И крайне важно, в чьих руках будет это могучее орудие
Это особенно важно именно сейчас, ведь сегодня ученые мира владеют знаниями о смертоносном оружии, способном уничтожить ВСЁ живое. И потому каждый из нас обязан помнить о том, сколько невыносимого горя принесли войны. Ведь во Вторую мировую войну только наших воинов погибло около 30 миллионов человек. Вдумайтесь в эту цифру.
Победа наша это единение народов всех национальностей, всех республик, всей страны.
Источники
https://www.youtube.com
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://www.google.ru
7