СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзия - адаптивная физкультура

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная физическая культура с детьми младшего школьного возраста, имеющие ограничения по состоянию здоровья

Просмотр содержимого документа
«Инклюзия - адаптивная физкультура»

Шевчук  Марина  Александровна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» города Красноярска Учитель физической культуры Образование высшее Стаж работы 26 лет

Шевчук Марина Александровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» города Красноярска

Учитель физической культуры

Образование высшее

Стаж работы 26 лет

Дополнительное образование

Дополнительное образование

Инклюзия Адаптивная физическая культура с детьми младшего школьного возраста, имеющие ограничения по состоянию здоровья.

Инклюзия

Адаптивная физическая культура с детьми младшего школьного возраста, имеющие ограничения по состоянию здоровья.

Основная цель инклюзивного образования Реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Основная цель инклюзивного образования

Реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Задачи учителя Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни Обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей Воспитывать желание быть здоровым Сформировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья

Задачи учителя

  • Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей
  • Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни
  • Обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью
  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей
  • Воспитывать желание быть здоровым
  • Сформировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья
Адаптивная физическая культура Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями

Адаптивная физическая культура

Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями

Цель и задачи АФК Цель: получение ребенком комплексной помощи специалистов в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребенка в обществе. Задачи: Создание комфортной среды для развития детей и компенсация имеющихся недостатков. Формирование у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения. Оказание консультативной методической помощи родителям

Цель и задачи АФК

Цель: получение ребенком комплексной помощи специалистов в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребенка в обществе.

Задачи:

  • Создание комфортной среды для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
  • Формирование у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.
  • Оказание консультативной методической помощи родителям
Принципы адаптивной физической культуры Принцип диагностирования - учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств. Принцип адекватности - поставленные задачи, выбор средств, методов работы соответствуют функциональному состоянию ребенка Принцип оптимальности - не допускать психологических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующие воздействие на организм ребенка. Принцип вариативности – создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.

Принципы адаптивной физической культуры

  • Принцип диагностирования - учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.
  • Принцип адекватности - поставленные задачи, выбор средств, методов работы соответствуют функциональному состоянию ребенка
  • Принцип оптимальности - не допускать психологических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующие воздействие на организм ребенка.
  • Принцип вариативности – создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.
Дети с ОВЗ Детский церебральный паралич Нарушение интеллекта Расстройство аутистического спектра Нарушение речи

Дети с ОВЗ

Детский церебральный паралич

Нарушение интеллекта

Расстройство аутистического спектра

Нарушение речи

Дети с нарушение опорно-двигательного аппарата Детский церебральный паралич; Последствия полиомилита; Заболевания (миопатия, мышечная деформации опорно нервно-мышечные дистрофия, рассеяный склероз); Врожденные или приобретенные двигательного аппарата.

Дети с нарушение опорно-двигательного аппарата

  • Детский церебральный паралич;
  • Последствия полиомилита;
  • Заболевания (миопатия, мышечная деформации опорно нервно-мышечные дистрофия, рассеяный склероз);
  • Врожденные или приобретенные двигательного аппарата.
Особенности физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата • Ограничение произвольных движений • Нарушение мышечного тонуса. • Несформированность реакций равновесия и координации. • Нарушение хватательных и манипуляторных функций рук. Нарушение ощущения движения. Наличие патологических (неестественных) поз

Особенности физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Ограничение произвольных движений

Нарушение мышечного тонуса.

Несформированность реакций равновесия и координации. • Нарушение хватательных и манипуляторных функций рук. Нарушение ощущения движения. Наличие патологических (неестественных) поз

Особенности физкультурного занятия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Рефлекс-запрещающие позиции (приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей). Длительную задержку дыхания. Длительное пребывание детей в одних и тех же позах. Долгое объяснение заданий. Чрезмерное возбуждение детей усиливает напряжение и насильственные движения. Насильственные движения

Особенности физкультурного занятия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

  • Рефлекс-запрещающие позиции (приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей).
  • Длительную задержку дыхания.
  • Длительное пребывание детей в одних и тех же позах.
  • Долгое объяснение заданий.
  • Чрезмерное возбуждение детей усиливает напряжение и насильственные движения.
  • Насильственные движения
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) Расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм) – это нарушение психического развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием особенностей нарушения функционирования мозга. Категория детей с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления психофизических образовательных потребностей

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)

Расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм) – это нарушение психического развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием особенностей нарушения функционирования мозга.

Категория детей с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления психофизических образовательных потребностей

Особенности физического развития детей с РАС Наличие стереотипных движений; Нарушение мелкой моторики; Специфические нарушения крупной моторики; Нарушения регуляции мышечной деятельности; Нарушение ориентировки в пространстве Затруднения в управлении движением согласно указанием взрослого: Сложность произвольного распределения мышечного тонуса: Склонность к двигательной активности

Особенности физического развития детей с РАС

  • Наличие стереотипных движений;
  • Нарушение мелкой моторики;
  • Специфические нарушения крупной моторики;
  • Нарушения регуляции мышечной деятельности;
  • Нарушение ориентировки в пространстве
  • Затруднения в управлении движением согласно указанием взрослого:
  • Сложность произвольного распределения мышечного тонуса:
  • Склонность к двигательной активности
Особенности физкультурного занятия детей с РАС Организация пространства в зале. Предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка. Оказание помощи. Четкие инструкции. Регуляция физической нагрузки. Выполнения движения вместе с ребенком. Начинать с простых движений в пространстве тела. Обеспечить последовательное освоение ребенком различных уровней пространства. Использование положительного подкрепления

Особенности физкультурного занятия детей с РАС

  • Организация пространства в зале.
  • Предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка.
  • Оказание помощи.
  • Четкие инструкции.
  • Регуляция физической нагрузки.
  • Выполнения движения вместе с ребенком.
  • Начинать с простых движений в пространстве тела.
  • Обеспечить последовательное освоение ребенком различных уровней пространства.
  • Использование положительного подкрепления
Дети с нарушением интеллекта • Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Понятие «задержка психического развития» характеризует отставание в развитии, умеренную деятельность ребенка в целом. • Дети с умственной отсталость (УО) Является умственным недоразвитием стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), имбецильность), тяжелую (идиотию). • Деменция Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций

Дети с нарушением интеллекта

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Понятие «задержка психического развития» характеризует отставание в развитии, умеренную деятельность ребенка в целом.

Дети с умственной отсталость (УО)

Является умственным недоразвитием стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), имбецильность), тяжелую (идиотию).

Деменция

Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций

Особенности физического развития детей с нарушением интеллекта Нарушение развития статики. Нарушение основных движений. Нарушение мелкой моторики. Нарушение координационных Нарушение осанки. Нарушение равновесия

Особенности физического развития детей с нарушением интеллекта

  • Нарушение развития статики.
  • Нарушение основных движений.
  • Нарушение мелкой моторики.
  • Нарушение координационных
  • Нарушение осанки.
  • Нарушение равновесия
Особенности физкультурного занятия детей с нарушением интеллекта Следить за осанкой. Проводить упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры Контролировать и регулировать уровень психофизической нагрузки Осуществлять дифференцированный подход с учетом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей. Развивать различные виды двигательной активности

Особенности физкультурного занятия детей с нарушением интеллекта

  • Следить за осанкой.
  • Проводить упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры
  • Контролировать и регулировать уровень психофизической нагрузки
  • Осуществлять дифференцированный подход с учетом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей.
  • Развивать различные виды двигательной активности
Дети с нарушением речи  Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонение в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием в обучении и тяжелые нарушения, требующие специального обучения

Дети с нарушением речи

Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонение в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием в обучении и тяжелые нарушения, требующие специального обучения

Особенности физкультурного занятия детей с нарушениями речи Звуковая и речевая окраска движений. Упражнения на расслабление и напряжения мышц. Дыхательные упражнения. Укрепление нервной системы

Особенности физкультурного занятия детей с нарушениями речи

  • Звуковая и речевая окраска движений.
  • Упражнения на расслабление и напряжения мышц.
  • Дыхательные упражнения.
  • Укрепление нервной системы
Особенности физического развития детей с нарушениями речи  Наблюдается нарушение общей и мелкой моторики. Двигательная неловкость, малый объем движений. Недостаточный темп и переключаемость. Соматически ослаблены. Физически невыносливы выдерживают Быстро утомляются, многие с трудом длительное пребывание в коллективе.

Особенности физического развития детей с нарушениями речи

  • Наблюдается нарушение общей и мелкой моторики.
  • Двигательная неловкость, малый объем движений.
  • Недостаточный темп и переключаемость.
  • Соматически ослаблены.
  • Физически невыносливы выдерживают
  • Быстро утомляются, многие с трудом длительное пребывание в коллективе.
Заключение Каждая из представленных технологий психологопедагогического сопровождения обучающихся C ограниченными возможностями здоровья характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими И инструментальными средствами, критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации. Важным аспектом является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, a также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность

Заключение

Каждая из представленных технологий психологопедагогического сопровождения обучающихся C ограниченными возможностями здоровья характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими И инструментальными средствами, критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации.

Важным аспектом является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, a также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность