Шевчук Марина Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» города Красноярска
Учитель физической культуры
Образование высшее
Стаж работы 26 лет
Дополнительное образование
Инклюзия
Адаптивная физическая культура с детьми младшего школьного возраста, имеющие ограничения по состоянию здоровья.
Основная цель инклюзивного образования
Реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Задачи учителя
- Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей
- Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни
- Обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей
- Воспитывать желание быть здоровым
- Сформировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья
Адаптивная физическая культура
Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями
Цель и задачи АФК
Цель: получение ребенком комплексной помощи специалистов в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребенка в обществе.
Задачи:
- Создание комфортной среды для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
- Формирование у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
- Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.
- Оказание консультативной методической помощи родителям
Принципы адаптивной физической культуры
- Принцип диагностирования - учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.
- Принцип адекватности - поставленные задачи, выбор средств, методов работы соответствуют функциональному состоянию ребенка
- Принцип оптимальности - не допускать психологических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующие воздействие на организм ребенка.
- Принцип вариативности – создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.
Дети с ОВЗ
Детский церебральный паралич
Нарушение интеллекта
Расстройство аутистического спектра
Нарушение речи
Дети с нарушение опорно-двигательного аппарата
- Детский церебральный паралич;
- Последствия полиомилита;
- Заболевания (миопатия, мышечная деформации опорно нервно-мышечные дистрофия, рассеяный склероз);
- Врожденные или приобретенные двигательного аппарата.
Особенности физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
• Ограничение произвольных движений
• Нарушение мышечного тонуса.
• Несформированность реакций равновесия и координации. • Нарушение хватательных и манипуляторных функций рук. Нарушение ощущения движения. Наличие патологических (неестественных) поз
Особенности физкультурного занятия детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Рефлекс-запрещающие позиции (приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей).
- Длительную задержку дыхания.
- Длительное пребывание детей в одних и тех же позах.
- Долгое объяснение заданий.
- Чрезмерное возбуждение детей усиливает напряжение и насильственные движения.
- Насильственные движения
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
Расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм) – это нарушение психического развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием особенностей нарушения функционирования мозга.
Категория детей с расстройствами аутистического спектра представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления психофизических образовательных потребностей
Особенности физического развития детей с РАС
- Наличие стереотипных движений;
- Нарушение мелкой моторики;
- Специфические нарушения крупной моторики;
- Нарушения регуляции мышечной деятельности;
- Нарушение ориентировки в пространстве
- Затруднения в управлении движением согласно указанием взрослого:
- Сложность произвольного распределения мышечного тонуса:
- Склонность к двигательной активности
Особенности физкультурного занятия детей с РАС
- Организация пространства в зале.
- Предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка.
- Оказание помощи.
- Четкие инструкции.
- Регуляция физической нагрузки.
- Выполнения движения вместе с ребенком.
- Начинать с простых движений в пространстве тела.
- Обеспечить последовательное освоение ребенком различных уровней пространства.
- Использование положительного подкрепления
Дети с нарушением интеллекта
• Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Понятие «задержка психического развития» характеризует отставание в развитии, умеренную деятельность ребенка в целом.
• Дети с умственной отсталость (УО)
Является умственным недоразвитием стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), имбецильность), тяжелую (идиотию).
• Деменция
Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций
Особенности физического развития детей с нарушением интеллекта
- Нарушение развития статики.
- Нарушение основных движений.
- Нарушение мелкой моторики.
- Нарушение координационных
- Нарушение осанки.
- Нарушение равновесия
Особенности физкультурного занятия детей с нарушением интеллекта
- Следить за осанкой.
- Проводить упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры
- Контролировать и регулировать уровень психофизической нагрузки
- Осуществлять дифференцированный подход с учетом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей.
- Развивать различные виды двигательной активности
Дети с нарушением речи
Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонение в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием в обучении и тяжелые нарушения, требующие специального обучения
Особенности физкультурного занятия детей с нарушениями речи
- Звуковая и речевая окраска движений.
- Упражнения на расслабление и напряжения мышц.
- Дыхательные упражнения.
- Укрепление нервной системы
Особенности физического развития детей с нарушениями речи
- Наблюдается нарушение общей и мелкой моторики.
- Двигательная неловкость, малый объем движений.
- Недостаточный темп и переключаемость.
- Соматически ослаблены.
- Физически невыносливы выдерживают
- Быстро утомляются, многие с трудом длительное пребывание в коллективе.
Заключение
Каждая из представленных технологий психологопедагогического сопровождения обучающихся C ограниченными возможностями здоровья характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими И инструментальными средствами, критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе ее реализации.
Важным аспектом является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, a также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность