СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инклюзивная дидактическая игра как средство подготовки к изучению чтения и письма у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивная игра – игра, составляющие которой (реквизит, поле, игровые элементы, фишки, брошюра с правилами и т. д.) соответствуют принципам универсального дизайна и изначально адаптированы под возможности восприятиях лицами с нарушением сенсорного восприятия, в нашем случае зрения.  Инклюзивную игру можно использовать одновременно и как инструмент диагностики, и как материал для построения коррекционной работы, а также в качестве реквизита для проведения игровых и образовательных мероприятий инклюзивной направленности.

Просмотр содержимого документа
««Инклюзивная дидактическая игра как средство подготовки к изучению чтения и письма у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»»

Мастер-класс  «Инклюзивная дидактическая игра, как средство подготовки к изучению чтения и письма у слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями» Подготовила: Заместитель директора по УВР филиала Мозгова Ю.Е.

Мастер-класс «Инклюзивная дидактическая игра, как средство подготовки к изучению чтения и письма у слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Подготовила:

Заместитель директора по УВР филиала Мозгова Ю.Е.

        Слепые дети часто приходят в школу неподготовленными и в большинстве своем имеют ряд проблем в развитии. У незрячих детей наблюдается недостаточное владение компенсаторными навыками использования осязательного восприятия, разные по характеру способности понимания рельефных изображений, разный порог кожно-тактильной чувствительности. Если говорить о детях с интеллектуальными нарушениями, то в их случае большую роль ещё играет степень развития экспрессивной и импрессивной речи.  Данные проблемы вызваны педагогической запущенностью и отсутствием адекватной к восприятию незрячего предметно-игровой среды.  Система Брайля на данный момент единственный путь к грамотности и получению качественного образования для незрячих. Чтение и письмо рельефно-точечным шрифтом Брайля имеют свою специфику, которая определяется своеобразием осязательного, тактильно-кинестетического восприятия и действия.

Слепые дети часто приходят в школу неподготовленными и в большинстве своем имеют ряд проблем в развитии. У незрячих детей наблюдается недостаточное владение компенсаторными навыками использования осязательного восприятия, разные по характеру способности понимания рельефных изображений, разный порог кожно-тактильной чувствительности. Если говорить о детях с интеллектуальными нарушениями, то в их случае большую роль ещё играет степень развития экспрессивной и импрессивной речи. Данные проблемы вызваны педагогической запущенностью и отсутствием адекватной к восприятию незрячего предметно-игровой среды. Система Брайля на данный момент единственный путь к грамотности и получению качественного образования для незрячих. Чтение и письмо рельефно-точечным шрифтом Брайля имеют свою специфику, которая определяется своеобразием осязательного, тактильно-кинестетического восприятия и действия.

 Что из себя представляет система Брайля?  В школах для слепых детей учат писать

Что из себя представляет система Брайля? В школах для слепых детей учат писать "рукописным" Брайлем. Технически это подразумевает проделывание отверстий в листе бумаги, вставленном в уникальный трафарет с помощью специального шила (грифеля) (или даже ручки). Текст на трафарете зеркальный, что является самой удивительной особенностью. Точки нажимаются шилом (грифелем) с противоположной стороны листа, справа налево. Чтобы обучиться трафаретному письму как раз и пригодятся зеркальные изображения.

 Особенности шрифта.  В азбуке Брайля буквы представлены шестью точками. Они располагаются в две колонки. Потому как при письме можно прочитать лишь выпуклые точки, слова необходимо

Особенности шрифта. В азбуке Брайля буквы представлены шестью точками. Они располагаются в две колонки. Потому как при письме можно прочитать лишь выпуклые точки, слова необходимо "писать" с противоположной стороны страницы, так как точки должны быть проколоты. Первоначально текст пишется справа налево, впоследствии уже слева направо читается содержание, если перевернуть страницу. Точки пронумерованы для читателя строка за строкой сверху вниз и колонка за колонкой слева направо. Для человека, который пишет перевернутой стороной нумерация выглядит иначе: точка 1 находится в правом верхнем углу, точка 2 - под ней, а точка 6 - в левом нижнем углу.

Сразу начать изучать буквы для письма и чтения со слепым ребёнком не получится. Освоение системы Брайля требует наличия у незрячего уже сформированных следующих умений: •  навыков пространственной ориентации;  •  навыков тактильной ориентировки в микропространстве (в клетках, строках и столбцах прибора Брайля); •  навыков легкого прикосновения при чтении подушечками пальцев рук к брайлевским символам (буквам, знакам и т. д.); •  навыков последовательного восприятия каждой буквы при чтении; •  развитого образного мышления;  •  тонкого осязания; •  моторных навыков;  •  пространственного гнозиса (восприятие расположения предметов относительно друг друга);  •  тактильной памяти; •  достаточного развития высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи); •  способности к аналитико-синтетической деятельности;  •  уверенного счета до шести .

Сразу начать изучать буквы для письма и чтения со слепым ребёнком не получится. Освоение системы Брайля требует наличия у незрячего уже сформированных следующих умений:

• навыков пространственной ориентации;

• навыков тактильной ориентировки в микропространстве (в клетках, строках и столбцах прибора Брайля);

• навыков легкого прикосновения при чтении подушечками пальцев рук к брайлевским символам (буквам, знакам и т. д.);

• навыков последовательного восприятия каждой буквы при чтении;

• развитого образного мышления;

• тонкого осязания;

• моторных навыков;

• пространственного гнозиса (восприятие расположения предметов относительно друг друга);

• тактильной памяти;

• достаточного развития высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи);

• способности к аналитико-синтетической деятельности;

• уверенного счета до шести .

Развитию указанных умений способствует инклюзивная дидактическая игра. Инклюзивная игра – игра, составляющие которой (реквизит, поле, игровые элементы, фишки, брошюра с правилами и т. д.) соответствуют принципам универсального дизайна и изначально адаптированы под возможности восприятиях лицами с нарушением сенсорного восприятия, в нашем случае зрения. Инклюзивную игру можно использовать одновременно и как инструмент диагностики, и как материал для построения коррекционной работы, а также в качестве реквизита для проведения игровых и образовательных мероприятий инклюзивной направленности. В инклюзивной игре в аккумулированном виде содержатся задачи, которые должен решить незрячий ребенок в определенном возрастном периоде или на определённой стадии развития его способностей, если речь идёт о детях с ОВЗ.

Развитию указанных умений способствует инклюзивная дидактическая игра.

Инклюзивная игра – игра, составляющие которой (реквизит, поле, игровые элементы, фишки, брошюра с правилами и т. д.) соответствуют принципам универсального дизайна и изначально адаптированы под возможности восприятиях лицами с нарушением сенсорного восприятия, в нашем случае зрения. Инклюзивную игру можно использовать одновременно и как инструмент диагностики, и как материал для построения коррекционной работы, а также в качестве реквизита для проведения игровых и образовательных мероприятий инклюзивной направленности. В инклюзивной игре в аккумулированном виде содержатся задачи, которые должен решить незрячий ребенок в определенном возрастном периоде или на определённой стадии развития его способностей, если речь идёт о детях с ОВЗ.

 Для подготовки слепого к систематическому обучению чтению и письму необходимо развить его слух.  Мы должны помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их. Дети упражняются в различении и воспроизведении звуков окружающей действительности (летит самолет, шуршат под ногами сухие листья). Эти упражнения проводятся в связи с наблюдениями во время экскурсий, на прогулках, на занятиях и в процессе соответствующих игр (“Узнай по голосу”, “Узнай по слуху”, “Что я делаю?”). Дети учатся соотносить звуки с предметами и явлениями окружающего мира и объяснять: “Это упали ножницы”, “Это играют мячом”, “Шумит ветер” и т.д. Проводя упражнения, рассчитанные на общее развитие слуховых восприятий детей, необходимо должное внимание уделить на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например, гудок гудит: “у-у-у”; гусь шипит: “ш-ш-ш”; собака рычит: “р-р-р” и т. д.
  • Для подготовки слепого к систематическому обучению чтению и письму необходимо развить его слух.
  • Мы должны помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их. Дети упражняются в различении и воспроизведении звуков окружающей действительности (летит самолет, шуршат под ногами сухие листья). Эти упражнения проводятся в связи с наблюдениями во время экскурсий, на прогулках, на занятиях и в процессе соответствующих игр (“Узнай по голосу”, “Узнай по слуху”, “Что я делаю?”). Дети учатся соотносить звуки с предметами и явлениями окружающего мира и объяснять: “Это упали ножницы”, “Это играют мячом”, “Шумит ветер” и т.д.
  • Проводя упражнения, рассчитанные на общее развитие слуховых восприятий детей, необходимо должное внимание уделить на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например, гудок гудит: “у-у-у”; гусь шипит: “ш-ш-ш”; собака рычит: “р-р-р” и т. д.
 После того как дети в достаточной мере научатся различать и воспроизводить звуки и звукосочетания, воспринимаемые ими в окружающей природе, следует перейти к анализу звукового состава речи. Сначала дети учатся делить простое по структуре предложение, состоящее из двух слов (без предлогов и союзов), на слова. Если речь их и развита недостаточно, можно проводить эти упражнения сначала на группах слов с представлением конкретных предметов, а затем без показа. Выделять отдельные слова в предложении помогает отбивание такта на каждое слово.  (Можно использовать логопедичекие песенки Железновых при делении предложение на слова и слов на слоги)

После того как дети в достаточной мере научатся различать и воспроизводить звуки и звукосочетания, воспринимаемые ими в окружающей природе, следует перейти к анализу звукового состава речи. Сначала дети учатся делить простое по структуре предложение, состоящее из двух слов (без предлогов и союзов), на слова. Если речь их и развита недостаточно, можно проводить эти упражнения сначала на группах слов с представлением конкретных предметов, а затем без показа. Выделять отдельные слова в предложении помогает отбивание такта на каждое слово.

(Можно использовать логопедичекие песенки Железновых при делении предложение на слова и слов на слоги)

 Основой деления речи на слова на данном этапе обучения является произнесение предложений с паузой после каждого слова, т. е. ориентировка на интонационное деление речи, как на более доступный для слепых детей признак.  Следующие этапы работы: различение слов, сходных по звуковому составу (шапка – папка, стол – стул, мишка – мышка, уши – усы, коза – коса) ; деление слов на слоги с отбиванием такта на каждый слог; выделение некоторых гласных и согласных звуков (без ознакомления с буквами).

Основой деления речи на слова на данном этапе обучения является произнесение предложений с паузой после каждого слова, т. е. ориентировка на интонационное деление речи, как на более доступный для слепых детей признак.

Следующие этапы работы: различение слов, сходных по звуковому составу (шапка – папка, стол – стул, мишка – мышка, уши – усы, коза – коса) ; деление слов на слоги с отбиванием такта на каждый слог; выделение некоторых гласных и согласных звуков (без ознакомления с буквами).

 При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. В качестве первоначальных упражнений следует использовать различные виды ручного труда: лепку из пластилина, вырезывание из бумаги, шитье по проколам или по контуру, а также игры с мозаикой и т. д. Надо научить ребенка легко и нежно ощупывать предметы, прикасаясь к ним кончиками пальцев, не надавливая и не нажимая.

При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. В качестве первоначальных упражнений следует использовать различные виды ручного труда: лепку из пластилина, вырезывание из бумаги, шитье по проколам или по контуру, а также игры с мозаикой и т. д. Надо научить ребенка легко и нежно ощупывать предметы, прикасаясь к ним кончиками пальцев, не надавливая и не нажимая.

Игры на развитие навыков, необходимых для формирования умений пользоваться системой Брайля. Примеры: 1)  «Вверх – вниз». Цель игры: если речь в вопросе ведущего о тебе, то ты встаёшь и тянешь руки вверх, если вопрос к тебе не относится, то ты садишься и руки опускаешь вниз. - Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (это я!) - Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? - Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? - Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки? .- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? -. Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун? - Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч? - Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? - - Кто вчера играл в футбол и забил в окошко гол?  -Кто из вас своим трудом украшает класс и дом? - Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

Игры на развитие навыков, необходимых для формирования умений пользоваться системой Брайля.

Примеры: 1)  «Вверх – вниз».

Цель игры: если речь в вопросе ведущего о тебе, то ты встаёшь и тянешь руки вверх, если вопрос к тебе не относится, то ты садишься и руки опускаешь вниз.

- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (это я!)

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок? - Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?

.- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

-. Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?

- Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?

- Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? -

- Кто вчера играл в футбол и забил в окошко гол?

-Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

2) « Кто выше? » Цель игры: по команде ведущего, который называет предметы или даёт их в руки ребёнку, определить, где должен быть этот предмет вверху или внизу и соответственно поднять его или опустить на пол или на стол. (Самолёт, лягушка, бабочка, ящерица, рыба, птица и т.п.) 3). « Дай пять! » Цель: научить ребёнка по команде хлопать или левой или правой рукой по ладони ведущего. 4) «Собери шары» Цель игры: ребёнку нужно собрать разбросанные шары попеременно то левой, то правой рукой по команде ведущего. 5). «Слайм» Цель игры: растянуть слайм как можно дальше правой и левой рукой. 6). «ПОПИТ» Цель игры: последовательно опустить все пузырьки вниз, не пропустив ни одного. Можно дополнить игру счётом.

2) « Кто выше? »

Цель игры: по команде ведущего, который называет предметы или даёт их в руки ребёнку, определить, где должен быть этот предмет вверху или внизу и соответственно поднять его или опустить на пол или на стол. (Самолёт, лягушка, бабочка, ящерица, рыба, птица и т.п.)

3). « Дай пять! »

Цель: научить ребёнка по команде хлопать или левой или правой рукой по ладони ведущего.

4) «Собери шары»

Цель игры: ребёнку нужно собрать разбросанные шары попеременно то левой, то правой рукой по команде ведущего.

5). «Слайм»

Цель игры: растянуть слайм как можно дальше правой и левой рукой.

6). «ПОПИТ»

Цель игры: последовательно опустить все пузырьки вниз, не пропустив ни одного. Можно дополнить игру счётом.

7) «Найди клад» (пшено и закопанные в нём мелкие предметы, бусины, камушки и т.п.) Цель игры: откопать и сложить в сундучок найденные сокровища. 8). «Орешки» Цель игры: разложить орехи по ячейкам, заполнив их. Игру можно дополнить счётом до 6 и усложнить, давая ориентиры вправо-влево, вверх-вниз. 9). «СТОП ИГРА» Мозаика (крупная) Цель игры: заполнить отверстия игрового поля в любом порядке до слова ведущего «СТОП», затем прощупать рисунок , который получился 10) « Мозаика » (мелкая) Цель игры: заполнить отверстия игрового поля, слушая команды ведущего, чтобы получился определённый рисунок (шарик, лодка, морковка и т.д.). Опорную деталь можно выставить ведущему и от неё давать ориентиры вверх-вниз, вправо-влево. . « Найди пару » Цель игры: найти одинаковые точечно-графические изображения двух одинаковых предметов (круг, квадрат, треугольник и т.п.) похожих на выбранный в начале игры образец.

7) «Найди клад» (пшено и закопанные в нём мелкие предметы, бусины, камушки и т.п.)

Цель игры: откопать и сложить в сундучок найденные сокровища.

8). «Орешки»

Цель игры: разложить орехи по ячейкам, заполнив их. Игру можно дополнить счётом до 6 и усложнить, давая ориентиры вправо-влево, вверх-вниз.

9). «СТОП ИГРА» Мозаика (крупная)

Цель игры: заполнить отверстия игрового поля в любом порядке до слова ведущего «СТОП», затем прощупать рисунок , который получился

10) « Мозаика » (мелкая)

Цель игры: заполнить отверстия игрового поля, слушая команды ведущего, чтобы получился определённый рисунок (шарик, лодка, морковка и т.д.). Опорную деталь можно выставить ведущему и от неё давать ориентиры вверх-вниз, вправо-влево.

  • . « Найди пару »

Цель игры: найти одинаковые точечно-графические изображения двух одинаковых предметов (круг, квадрат, треугольник и т.п.) похожих на выбранный в начале игры образец.

. « Кубик » Цель игры:правильно заполнить ячейки шариками из пластилина, нащупывая соответствующее количество точек на каждой стороне кубика до 6 максимум. (постепенно игра усложняется и ведущий просит положить шарик из пластилина в определённую ячейку). Счёт ведётся как при чтении по системе Брайля, когда заполняется шариками сторона кубика с 6 точками) Письмо Чтение  4 1 1 4 5 2 2 5 6 3 3 6  Таким образом, инклюзивная дидактическая игра ставит незрячего ребенка в условия, в которых ему нужно проявить все свои умения, преодолеть трудности восприятия игрового материала – то есть вырасти над самим собой. Проявляя спонтанную игровую активность, слепой ребенок запускает процесс внутренне мотивированного использования альтернативных каналов восприятия (осязание и слух). Инклюзивная игра органично вписывается в досуг и образование ребёнка и быстро становится центральным звеном его познавательного интереса.
  • . « Кубик »

Цель игры:правильно заполнить ячейки шариками из пластилина, нащупывая соответствующее количество точек на каждой стороне кубика до 6 максимум.

(постепенно игра усложняется и ведущий просит положить шарик из пластилина в определённую ячейку). Счёт ведётся как при чтении по системе Брайля, когда заполняется шариками сторона кубика с 6 точками)

Письмо Чтение

4 1

1 4

5 2

2 5

6 3

3 6

Таким образом, инклюзивная дидактическая игра ставит незрячего ребенка в условия, в которых ему нужно проявить все свои умения, преодолеть трудности восприятия игрового материала – то есть вырасти над самим собой. Проявляя спонтанную игровую активность, слепой ребенок запускает процесс внутренне мотивированного использования альтернативных каналов восприятия (осязание и слух). Инклюзивная игра органично вписывается в досуг и образование ребёнка и быстро становится центральным звеном его познавательного интереса.

 На следующем этапе обучения идёт знакомство детей с прибором Брайля, шеститочием. Дети учатся узнавать различные сочетания точек как на увеличенной колодке со вставными штифтами, так и на специальной бумаге. Для этого, например, детям даются наколотые на листке буквы брайлевского алфавита и предлагается выложить их на колодках. Или учитель предлагает среди наколотых на карточке букв отыскать такую, которую дети предварительно выложили на своих колодках. Такие игры позволяют научить детей воспринимать брайлевские буквы на осязание. Во время этих занятий учитель имеет возможность научить детей правильным приемам чтения двумя руками. Одновременно ведется изучение нумерации точек при письме и чтении.

На следующем этапе обучения идёт знакомство детей с прибором Брайля, шеститочием. Дети учатся узнавать различные сочетания точек как на увеличенной колодке со вставными штифтами, так и на специальной бумаге. Для этого, например, детям даются наколотые на листке буквы брайлевского алфавита и предлагается выложить их на колодках. Или учитель предлагает среди наколотых на карточке букв отыскать такую, которую дети предварительно выложили на своих колодках. Такие игры позволяют научить детей воспринимать брайлевские буквы на осязание. Во время этих занятий учитель имеет возможность научить детей правильным приемам чтения двумя руками. Одновременно ведется изучение нумерации точек при письме и чтении.

 На занятиях следует познакомить детей с грифелем, научить правильно его держать, обхватив сверху указательным пальцем, а большим и средним по бокам, научить накалывать точки с определенным нажатием на грифель. При этом большое внимание нужно обращать на то, как дети сидят: не опускают ли низко голову, не искривляют ли позвоночник. Нужно научить детей правильно располагать прибор на столе, а в дальнейшем, планомерно передвигая левую руку одновременно с правой, справа налево, следить за строчкой. Писать отдельные точки шеститочия нужно, ориентируясь на их местоположение.

На занятиях следует познакомить детей с грифелем, научить правильно его держать, обхватив сверху указательным пальцем, а большим и средним по бокам, научить накалывать точки с определенным нажатием на грифель. При этом большое внимание нужно обращать на то, как дети сидят: не опускают ли низко голову, не искривляют ли позвоночник. Нужно научить детей правильно располагать прибор на столе, а в дальнейшем, планомерно передвигая левую руку одновременно с правой, справа налево, следить за строчкой. Писать отдельные точки шеститочия нужно, ориентируясь на их местоположение.

 Перед вами уникальный прибор прямого письма. Он состоит из двух частей: правая сторона предназначена для записи текса,  левая — для чтения. При записи на правой стороне прибора, текст появляется на левой стороне, что позволяет ученику одновременно контролировать свою запись. Кроме того, прибор позволяет быстро формировать понятие о зеркальности написания по системе Брайля.

Перед вами уникальный прибор прямого письма. Он состоит из двух частей: правая сторона предназначена для записи текса,  левая — для чтения. При записи на правой стороне прибора, текст появляется на левой стороне, что позволяет ученику одновременно контролировать свою запись. Кроме того, прибор позволяет быстро формировать понятие о зеркальности написания по системе Брайля.

   Прибор 18-строчный металлический, предназначен для записи текстов по системе Брайля на бумаге. Для удобства оснащен фиксаторами для бумаги на верхней пластине.

Прибор 18-строчный металлический, предназначен для записи текстов по системе Брайля на бумаге. Для удобства оснащен фиксаторами для бумаги на верхней пластине.

«Нет лучшего способа отблагодарить Бога за зрение, чем протянуть руку помощи тому, кто находится в темноте»

«Нет лучшего способа отблагодарить Бога за зрение, чем протянуть руку помощи тому, кто находится в темноте»