СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инклюзивное образование:в современной школе:проблемы,перспективы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Просмотр содержимого документа
«"Инклюзивное образование:в современной школе:проблемы,перспективы"»

« Инклюзивное образование в современной школе:

проблемы, перспективы».




Сегодняшнюю нашу встречу я начну с мудрой китайской притчи. Но прежде ,чем приступить к работе ,давайте разделимся на группы.

Притча «Трещина в кувшине»

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе.


- Как вы думаете, о чем эта притча? Определите в группе основную тему и идею притчи.

(Каждая группа выражает свое мнение по содержанию притчи)




Вывод.Да, вы правы, это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.





-Уважаемые коллеги. Какое понятие в настоящее время всё чаще стало появляться в педагогической практике?(Обсудите этот вопрос в группах)

Да, это понятие «инклюзивное образование».

Как эту притчу можно связать с нашей темой?

(дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.



Назовите, как вы считаете, какие дети относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья.( В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,  а также речи (заикание, ЗРР).








Практическая часть

Давайте попробуем почувствовать себя в роли детей с ограниченными возможностями здоровья

. (Раздаем беруши). Одна группа надевает беруши, вторая будет выполнять задание одной рукой. Перед собой вы видите цветную бумагу, из нее мы будем изготавливать человечков. А вы подумайте, какие чувства у вас будут возникать при работе.

Во время работы я вам прочитаю стихотворение В. Беляевой

«Я свяжу тебе жизнь… »

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы —

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою.

Итак, получились человечки, что вы испытывали при работе? Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены? Что или кто помог вам выполнить эту работу?

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

- Есть ли преимущества инклюзии для детей с ОВЗ?

-Подумайте, какие условия необходимо создать для внедрения инклюзивного образования? (Например, совершенствование материально – технической базы, создание индивидуальных программ для работы с детьми с ОВЗ, повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ и т.д. )

Давайте всё же попробуем ответить на вопрос «Что такое инклюзия, инклюзивное образование и об основных плюсах инклюзивного образования для детей с ОВЗ ?»(Группы совещаются,а затем зачитывают свои ответы)

Вывод:Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и

законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.




Очень важным умением в работе детьми педагога с ограниченными возможностями здоровья, является ещё и умение разрабатывать индивидуальную программу.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

  • диагностические исследования.





Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка





  • Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

  • Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

  • Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

  • Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3.Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

4. Реализация намеченной программы.





Программа индивидуального развития утверждается на педсовете школы. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития поможет педагогу эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с

различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат.

Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает

учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в

определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не

означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно

включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее,

индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени.

При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными

помощниками в ежедневной учительской практике.


Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.



Давайте рассмотрим методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как вы считаете, что должен использовать педагог в работе с такими детьми? Посовещайтесь в группах и ответьте на данный вопрос

( 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. )

Вывод: Хочется сделать вывод, дети с ОВЗ они работают по той же программе,они должны иметь такие же результаты. Разница в их обучении заключается в методах, способах и формах обучения.



Уважаемые коллеги. Мы сегодня рассмотрели важный вопрос

« Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы».

И чтобы подвести итоги , предлагаю вам поработать в группах и выразить свои чувства.

1)Назовите существительное, связанное с темой нашего занятия.

2)А теперь назовите два прилагательных по данной теме.

3)Назовите два глагола.

4)Назовите фразу, несущую определенный смысл нашего занятия.

5)Резюме.



   В заключение хочется сказать крылатой фразой «Я не волшебник, я только учусь» Думаю, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества.  Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.