Инновационная деятельность
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества -экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являются условием ее процветания и развития.
Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому, инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций, и соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности. Интерес к изучению обстоятельств, связанных с формированием личности, в том числе - инноваций - находится в последнее время в поле зрения социологов.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного образовательного учреждения, одного педагога, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер.
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с последними достижениями в области образования.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности студента по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающее снятие педагогического кризиса.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышления, развивать студентов за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.
По мнению В. В. Путина, «учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя» .
С мнением В. В. Путина по поводу инноваций в образовании невозможно не согласиться. Действительно, сейчас в современном мире господствуют информационные технологии, представить процесс обучения студента в вузе без их использования уже невозможно. Задача преподавателя - использовать все возможные новые методы подачи материала, помочь студенту в обработке и усвоении огромного объема существующей информации, при этом развивая его творческие способности, стимулируя к поиску новых решений. Следует организовывать процесс обучения на уровне взаимодействия студента с преподавателем, совместного рассуждения, совместной дискуссии, в которой преподаватель - равный партнер, направляющий советчик, а не наставник - назидатель. Будущее наших образовательных учреждений стоит именно за новыми, инновационными методами образования.
Достижение высокого качества обучения может быть обеспечено только за счет интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Таким образом, одной из приоритетных задач в области образования является внедрение и эффективное применение современных образовательных технологий. Используя в своей работе инновационные методы:
метод проблемного изложения
метод портфолио
метод проектов
научно-исследовательская работа студентов,
мы имеем результат успешного опыта образовательного учреждения.
Так, прошла декада профессии 43.01.02 Парикмахер. В рамках декады студенты и педагоги приняли участие в нескольких крупных, профессионально-значимых мероприятиях.
Студенты второго курса провели конференцию для учащихся, будущих парикмахеров 1 курса, «Я парикмахер ». Участники обсудили преимущества и возможные риски своей профессии, продемонстрировали креативные прически и стилевое разнообразие образов, проявили незаурядное, позитивное мышление так необходимое будущим работникам сферы сервиса. Зрители - студенты и преподаватели отделения - приняли заинтересованное участие в разговоре о вечной, всегда современной и востребованной профессии парикмахера. Закончилась конференция, к всеобщему восторгу, веселым театрализованным шоу.
Также, прошел конкурс парикмахерского искусства, в котором приняли участие семь лучших мастеров (студенты 3 курса) своего дела по созданию женских вечерних причесок. Участницам было предложено сделать вечернюю прическу модели (или манекена) за отведенное время с использованием определенных техник, дать свое название прическе и творчески представить созданный образ. Выполнение причесок оценивалось по следующим критериям: моделирование, внешний вид, технология выполнения, уровень сложности, время выполнения.
Грамотно управляемые инновационные процессы способствуют росту образованности учащихся, становлению их личности, сохранению и укреплению физического здоровья, созданию благоприятного психологического климата для осуществления инновационной деятельности.
В заключение следует отметить, что в современном мире признаком эффективности общества и государства является переход его на инновационный тип развития с использованием новых технологий и образовательных инноваций, направленных на совершенствование содержания образования с формированием новаторских качеств учащихся.
Литература
1.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М.: Академия, 2000.
2. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 79.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М.:
Народное образование, 1998.
2