СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновации в современном образовании: практика и результаты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Просмотр содержимого документа
«Инновации в современном образовании: практика и результаты.»

Иновации в современном образовании: практика и результаты Выполнила: Дериглазова Л.Н. учитель географии

Иновации в современном образовании: практика и результаты

Выполнила: Дериглазова Л.Н.

учитель географии

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: ● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); ● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»); ● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
  • Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  • Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  • Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
  • В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление  качеством образования школьника 4. Мониторинг интеллектуального развития 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий  в учебно-воспитательный процесс школы
  • 1. Информационно-коммуникационные

технологии

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника

4. Мониторинг интеллектуального развития

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы

Инновационные технологии в образовании представляются комплексом из трех элементов:  1. Содержание, которое передается ученикам. Оно направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Это содержание должно быть хорошо структурировано, наглядно представлено в форме мультимедиа и передаваться посредством современных коммуникаций.  2. Метод обучения, который должен быть направлен на активное привлечение учащихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей.  3. Средства обучения, включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.
  • Инновационные технологии в образовании представляются комплексом из трех элементов:
  • 1. Содержание, которое передается ученикам. Оно направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Это содержание должно быть хорошо структурировано, наглядно представлено в форме мультимедиа и передаваться посредством современных коммуникаций.
  • 2. Метод обучения, который должен быть направлен на активное привлечение учащихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей.
  • 3. Средства обучения, включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.
К основным целям современных образовательных технологий можно отнести:  – формирование у учащихся фундаментальных знаний, которые позволят им в дальнейшем получать новые знание, работать и переучиваться;  – формирование креативного типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления.
  • К основным целям современных образовательных технологий можно отнести:
  • – формирование у учащихся фундаментальных знаний, которые позволят им в дальнейшем получать новые знание, работать и переучиваться;
  • – формирование креативного типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления.
Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы: 1. Общие технологии: – информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); – информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования; – дидактические; – здоровьесберегающие. 2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению: – личностно-ориентированные; – психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий; – мониторинг интеллектуального развития; – воспитательные; – технология перспективно-опережающего обучения.
  • Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:

1. Общие технологии:

– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;

– дидактические;

– здоровьесберегающие.

2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:

– личностно-ориентированные;

– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;

– мониторинг интеллектуального развития;

– воспитательные;

– технология перспективно-опережающего обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.
  • Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.
В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе . Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.
  • В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе . Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.
Основные цели инновационного обучения: Развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся; Формирование личностных качеств обучающихся; Развитие различных типов мышления; Формирование качественных знаний, умений и навыков.

Основные цели инновационного обучения:

  • Развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
  • Формирование личностных качеств обучающихся;
  • Развитие различных типов мышления;
  • Формирование качественных знаний, умений и навыков.
В процессе обучения географии  эффективно использовать следующие педагогические технологии:   1. Коммуникативно-развивающие технологии . 2. Информационные технологии - обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.  3. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).  4. Технология проблемного обучения – в его основе решение какой-либо проблемы. Например, завтра ожидается холодный южный ветер. Противоречие: южный, но холодный. Почему? Потому что циклон.

В процессе обучения географии эффективно использовать следующие педагогические технологии:

  • 1. Коммуникативно-развивающие технологии .
  • 2. Информационные технологии - обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.
  • 3. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).
  • 4. Технология проблемного обучения – в его основе решение какой-либо проблемы. Например, завтра ожидается холодный южный ветер. Противоречие: южный, но холодный. Почему? Потому что циклон.
5. Компьютерные технологии (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).
  • 5. Компьютерные технологии (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).
6. Дифференцированного обучения. К дифференцированной технологии относится технология учебно-игровой деятельности. 7. Технология критического мышления. Цель ее научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
  • 6. Дифференцированного обучения.
  • К дифференцированной технологии относится технология учебно-игровой деятельности.
  • 7. Технология критического мышления.
  • Цель ее научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.  Приём «Шесть шляп» Формирует: - умение осмысливать свой опыт; - умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; - ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.  Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Пример. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Приём «Шесть шляп»

  • Формирует:
  • - умение осмысливать свой опыт;
  • - умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • - ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
  • Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
  • Пример.
  • Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
  • Желтая шляпа – позитивные суждения.
  • Черная – отражает проблемы и трудности.
  • Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
  • Зеленая – творческие суждения, предложения.
  • Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Приём “Жокей и лошадь”.   Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Жокей и лошадь”.

  • Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём

Приём "Ромашка" Блума

  • Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
  • Пример.
  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Приём “Диаграмма Венна” Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Приём “Диаграмма Венна”

  • Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования... Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
  • Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования... Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий; обновлением содержания современного образования; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях.
  • Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий; обновлением содержания современного образования; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях.
В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
  • В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.