Всероссийский педагогический конкурс
«Мои инновации в образовании – 2021»
Номинация:
Инновации в выявлении и поддержке одаренных детей
Тема:
Индивидуальная проектная деятельность как средство развития и поддержки одаренного ребенка
Николаева Татьяна Александровна
учитель
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5
имени О.И. Семёнова - Тян-Шанского»
2021
Для развития и поддержки одаренного ребенка необходимо предоставить ему сферу деятельности с целью реализации индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей, формирования активной жизненной позиции, способности к творческому самовыражению.
В рамках индивидуального проекта учащаяся 10 класса Некрасова Виолетта выбрала направление по изобразительной деятельности. Хочется отметить, что Виолетта, обучаясь в школе, проявила себя как творчески одаренный ребенок. Под руководством учителя принимала активное участие в городских и региональных конкурсах по изобразительному искусству. Неоднократно являлась победителем и призером:
Победитель в городском конкурсе детского изобразительного творчества «Россия –наша Родина», посвященного 100-летию Мурманска (2016г.)
Победитель в городском конкурсе детского изобразительного творчества «По странам и континентам. Южная Корея» (2017 г.)
Призер городского конкурса детского изобразительного творчества, посвященного 80-летию г. Мончегорска «О Мончегорске с любовью» (2017 г.)
Победитель в городском конкурсе детского изобразительного творчества «Россия –наша Родина», посвященного году экологии (2017 г.) Номинация «Природные мотивы в современном дизайне»
Призер областного конкурса детского художественного творчества «Энергия Севера-2018», посвященного 45-летию пуска первого энергоблока Кольской АЭС
Победитель в городском конкурсе детского изобразительного творчества «Будущее Арктики» 2018 г.
Победитель в городском конкурсе детского изобразительного творчества «Россия –наша Родина», посвященного году российского театра (2018 г.) Номинация «Искусство театра. Афиша к спектаклю»
Призер городского конкурса детского художественного творчества «Минувших лет нелегкий счет», посвященного 75-летию разгрома немецко-фашистских войск в Советском Заполярье» (2019 г.)
Как руководитель индивидуального проекта я определила цели и задачи.
Цель:
Поддержка одаренного ребенка
Задачи:
способствовать развитию творческого потенциала одаренного ребенка в проектно-исследовательской деятельности,
способствовать приобретению навыков проектно-исследовательской деятельности и опыта практической деятельности в оформлении пространства (дизайн),
вовлечение обучающейся в социально-значимую деятельность.
Планируемые результаты реализации проекта:
- развитие индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей,
- личностное развитие в социально-значимой деятельности,
- приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности и опыта практической деятельности в оформлении пространства (дизайн),
- профессиональное самоопределение.
Информационная карта проекта
Развивающая среда в интерьере школы
Автор Некрасова Виолетта Евгеньевна
Объект исследования:
Развивающая среда в интерьере школы.
Предмет исследования:
Иллюстративное оформление стены школьного пространства.
Продолжительность проекта: 8 месяцев.
Цель:
Создание эстетически приятной и развивающей среды в интерьере школы.
Задачи:
Изучить варианты оформления.
Выполнить собственные эскизы и выбрать подходящий.
Определить материалы, требующиеся для работы.
Сделать экономичный расчет и приобрести материалы.
Выполнить оформление стены.
Провести анкетирование среди учащихся.
Проанализировать результаты проделанной работы и сделать вывод.
Гипотеза:
Интерьер школы может являться развивающей средой.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Проведение предварительного опроса обучающихся школы.
2. Выбор локации для выполнения проекта.
3. Изучение вариантов оформления.
4. Выполнение собственных эскизов.
5. Подбор и приобретение материалов для выполнения росписи.
Основной этап:
1. Выполнения эскиза на стене (с помощью проектора).
2. Выполнение рисунка в цвете.
Заключительный этап:
1. Анализ и оценка результатов проделанной работы.
2. Проведение повторного опроса.
3. Вывод.
Школа – огромное пространство, в котором в течение дня сотрудничают взрослые и дети. Разные образы или объекты могут помочь настроить человека на положительный лад. Какой хотят видеть школу ученики, учителя и родители? Красивой, яркой, информационно насыщенной. Это вызывает интерес к тому, что в ней происходит, и побуждает к успешному обучению и творчеству.
На первом и втором этажах нашей школы располагается рекреация начальных классов. Стены выглядят чистыми и опрятными, потому что покрашены в светлые пастельные тона. Большие пространства на стенах можно было бы интересно оформить. Поэтому мне захотелось придумать эскизы для оформления этих рекреации, чтобы рисунок не только украшал пространство, но и приносил практическую пользу для образовательного процесса детей. «Учись! Думай! Твори!» – эти фразы с подобранными образами могут мотивировать учеников, быть постоянным напоминанием о том, что «все в их руках».
Для реализации цели проекта я продумала оформление рекреаций следующим образом: создание зоны для чтения (1 этаж) и объединение росписи с информационным стендом (2 этаж), который может содержать материалы обучающей программы, правила поведения и безопасности, интересные статьи или факты, так же может использоваться как выставочный стенд работ детского творчества.
В рамках проекта был проведен опрос учащихся начальных классов с целью узнать их мнение о предполагаемом оформлении рекреаций школы.
Учащимся были заданы следующие вопросы:
Нравится ли Вам оформление рекреаций нашей школы?
Что бы Вы хотели видеть в оформление стен?
Нравится ли Вам как выглядит рекреация с новым оформлением? (опрос был проведен после окончания работы)
Итоги опроса:
На первый вопрос ответило 50 учащихся вторых классов, из них ответили 20% «Да», а 80 % «Нет». Следовательно, большинству детей не нравятся пустые стены коридоров нашей школы (приложение 1).
На второй вопрос ответило 50 человек, из них для оформления школьных стен 60% выбрали рисунки, 20% - фото лучших учеников, 20% - размещение познавательного материала (приложение 1).
На третий вопрос 100% учащихся ответили положительно (приложение 1).
Вывод:
На основе результатов анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся хотят, чтобы стены в рекреации были не только украшены, но и несли познавательную информацию.
Практическая деятельность проекта началась с того, что мы выбрали место в школе для оформления. Было принято решение оформлять рекреацию начальных классов. Я изучила примеры оформления школьных стен, изображения и иллюстрации, которые можно было бы использовать, как референсы (исходный эскиз, зарисовка, используемый для дальнейшей обработки в моделировании, мультипликации и т. д.) для проектного рисунка.
В поисках идеи оформления мы пришли к единому мнению оформить стену как иллюстрацию к детской книжке. На иллюстрации должны были быть нарисованы животные с интересом и увлечением наблюдающие за объектом, несущим в себе информационную нагрузку (за информационной доской или плакатом) и дерево знаний с афоризмами о книге и чтении. После того, как я выбрала идею для рисунка, нужно было нарисовать эскизы и примеры того, как это должно выглядеть.
Выполнив эскизы, я определилась с композиционным построением и стилем работы, используя приём стилизации и упрощения форм (приложение 2).
Я изучила технические характеристики красок, которые можно использовать для рисунков на стене и составила экономический расчет проекта.
Материалы: (приложение 3)
Краска водоэмульсионная
Колер 4-х цветов
Кисти 6 штук
Экономическая составляющая проекта:
Наименование товара | Сумма. руб. (со скидкой) |
Краска водоэмульсионная универсальная 2 б. | 679.00 |
Колеры 6 шт. | 349.00 |
Кисти 6 шт. | 297.00 |
Итог | 1325.00 |
Сначала с помощью проектора перенесла эскизы на стену, а затем начала работать красками (приложение 4). После того, как я закончила работу в цвете, иллюстрация была готова (приложение 5).
Работа выполнена аккуратно, все технологические операции и материалы доступны. Процесс работы над проектом был необычен, интересен и успешен, его оценили учителя, обучающиеся и ученики. Полученный опыт мы будем использовать для оформления других помещений школы.
Вывод:
В ходе работы достигнута поставленная цель, решены все задачи, подтверждена гипотеза. Творческая работа нашла практическое применение в стенах школы. Данный проект имеет социальное значение, так как художественное оформление стен послужит созданию комфортной психологической и эстетической среды, развитию познавательного интереса, что очень важно для детей младшего школьного возраста (приложение 6).
Технологическая карта реализации проектной деятельности
Период | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося |
сентябрь | Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает сформулировать тему и цель проекта. | Определяет проблему, актуальность и социальную ценность проекта. Выдвигает идеи проекта, обсуждает идеи, выдвигает свои формулировки тем. |
октябрь – декабрь | Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи. | Вырабатывает конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулирует задачи, составляет план реализации проекта, осуществляет отбор и анализ информации, проводит анкетирование, наблюдение, изучает варианты оформления (референсы), выбирает локации, создает эскизы (приём стилизации и упрощения форм), определяет материалы, требующиеся для работы, выполняет экономичный расчет и приобретает необходимые материалы. |
январь - февраль | Помощь в реализации творческого проектного замысла. | Практическое осуществление проектного замысла: выполнения эскиза на стене с помощью проектора и цветовое решение: подбор сочетаний цветов, правила колористики и цветовой гаммы, используя таблицы по цветоведению (цветовой круг, цветовые сочетания, основные цветовые схемы). |
март | Анализирует и оценивает усилия учащегося, креативность и качество выполнения практической части проекта, обсуждение проекта в целом. | Отчет о результатах своей работы, обсуждение и анализ результатов выполнения практической части проекта, оценивание достоинств и недостатков проекта, формулировка вывода. |
апрель | Консультации при оформлении работы, презентации при подготовке к защите проекта. | Оформление работы согласно требованиям, создание мультимедийной презентации, подготовка к защите проекта. |
апрель - ноябрь | Консультации при подготовке к защите проекта. | Представление проекта. |
Технические средства: компьютерная техника, мультимедийный проектор, слайд-проектор.
Методы исследования: поисковый - работа с информацией, анкетирование, наблюдение.
Социальное партнерство: администрация школы, педагоги, обучающиеся, родители.
Личная значимость: приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности; опыт практической деятельности в оформлении пространства (дизайн); профессиональная ориентация.
Апробация работы:
1. Защита работы на общешкольном секционном заседании научного общества «Планета».
2. Участие в представлении проекта на общешкольной научно- практической конференции «Кто мы? Какие мы?», в рамках программы «Интеллект».
3. Представление работы на городской научно-практической конференции «Юные исследователи» (26 сентября 2020 г., защита проекта 10 октября 2020г. - победитель).
4. Представление работы на Международном конкурсе творческих проектов школьников. Социальный творческий проект. 1 место. Science Start - 2020.
5. Представление и защита проекта.
III Региональная молодежная научная конференция «Будущее Севера»; XV Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации (23.11. 2020 г., участие).
Организация индивидуальной проектной деятельности
является средством развития и поддержки одаренного ребенка,
способствует развитию творческого потенциала, личностному развитию в социально-значимой деятельности,
способствует приобретению навыков проектно-исследовательской деятельности и опыта практической деятельности,
способствует профессиональному самоопределению.
В 2020 году Некрасова Виолетта поступила в Мурманский технологический колледж сервиса, ГАПОУ МО «МТКС», на отделение «Графический дизайн».
Приложение 1
Диаграмма 1 Диаграмма 2
Диаграмма 3
Приложение 2
Рисунок 1. Эскиз
Рисунок 2. Эскиз
Приложение 3
Рисунок 3. Материалы
Рисунок 4. Материалы
1
Приложение 4
Рисунок 5. В процессе работы
Рисунок 6. В процессе работы
\
Приложение 5
Рисунок 7. Результат выполненной работы
Приложение 6
Рисунок 8. Результат выполненной работы