СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Инзагатуйская средняя общеобразовательная школа




«ПРИНЯТО»                                                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

на методическом совете                                                     Директор школы: Бадмажапов Ж.В

Протокол №

От «    »__________2022г         От «    »__________2022г










ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


на 2022-2023уч.год

дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Химия в быту»

с использованием оборудования центра «Точка роста»


                                                                                   






     Возраст детей:15-16 лет

                                                                                  срок реализации:__1__год (34часа)

                                                                                              Автор-разработчик:

                                                                                                  Сагдеева Л. Р. учитель химии, биологии

                                              

           

                                                Пояснительная записка




Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться сними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Химия в быту». Программа модифицирована, составлена на основе программы ЧернобельскойГ.М., Дементьева А. И. «Мир глазами химика» Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом. При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».

Программа внеурочной деятельности «Химия в быту» направлена на развитие и формирование у обучающихся целостного представления об окружающих веществах на основе полученных химических знаний. В ходе реализации Программы, обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки в решении практических задач, что способствует развитию у них логического, инженерно-технического и экологического мышления.

В  рамках национального проекта «Образование» это стало возможным благодаря созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Внедрение этого оборудования позволит качественно изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.

Актуальность и особенность программы

В современном мире происходит постоянное расширение спектра химических соединений, используемых в различных сферах науки, производства и быта. Человека окружают тысячи веществ, в связи с этим необходимо иметь представление о составе средств бытовой химии, используемых человеком. Важно знать безопасные правила использования этих средств. Программа направлена на формирование естественнонаучного мышления у обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению веществ, их свойств и практическому применению в повседневной жизни. Программа помогает расширить кругозор и сделать первые шаги в постижение науки химии. «Химия в быту» дает учащимся не только практические умения и навыки, формирует начальные представления о предмете химии, но и развивает интерес обучающихся к эксперименту, творческому поиску и исследовательской деятельности, даёт возможность учащимся определиться со своим интересом к предмету химии, в будущей профессии. Темы программы касаются нашего быта, повседневной жизни, условий жизни человека, здоровья и гигиены, проблемы экологии.

Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов и безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи:

1 Формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

2 Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

3 Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

4. Вовлечение учащихся  в проектную деятельность.

Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов-34ч

Целевая аудитория: Учащиеся 9-10 классов

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Химия в быту» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

обучающийся научится:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его

познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать

потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной

деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою

деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды -

гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений

с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего

социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во

всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к

окружающей среде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные

критерии оценки.

  • Обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать

несколько способов ее достижения.

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • планировать ресурсы для достижения цели.

  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и

предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания

и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных

связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

информации, уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск анализировать и оценивать еѐ достоверность;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета;

  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного

представления в текст и наоборот;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • давать определения понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от

видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с

большим объѐмом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных

связей.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);

  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;

  • координировать свою позицию с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке

общего;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать

решения и делать выбор;

  • спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать

условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный

способ;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной

сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций

всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое

лидерство);

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и

сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности

другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на

нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в

процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические

эксперименты;

  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной

жизни;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию,

полученную из других источников;

  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни;

в ценностно - ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и

производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

в трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент;

в сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,

связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся дополнят свои знания по химии,

повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся

выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами,

нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении

химического эксперимента. Кроме того, такие занятия призваны пробудить у учащихся

интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические

знания, сформированные на  занятиях,  информационная культура учащихся, могут быть

использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Технологии : Проектно-исследовательская

Формы: Коллективная, групповая , индивидуальная

Методы обучения : Практическое исследование ,наблюдения, поисковый

Основное содержание программы

Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка химической посуды. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком. Химия –творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практика:

1. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка ,плитка, водяная баня) и

химической посудой общего назначения.

2. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток

неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

Тема 1. Вода-самое удивительное вещество на Земле

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Запасы пресной воды на планете. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Вода в организме человека. Вода в медицине и фармакологии. Аномалии физических свойств. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды.

Практика:

1. Анализ воды из природных источников.

2. Растворяющее действие воды.

3. Изучение температуры воды с помощью датчиков

4. Очистка воды.

5. Определение жесткости воды и ее устранение

Тема 2. Поваренная соль и сахар

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Злоупотребление солью. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Использование хлорида натрия в пище, медицине. Производство поваренной соли. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара.Необычное применение сахара.

Практика.

1. Свойства растворов поваренной соли и сахара

2. Растворы соли и сахарозы проводят ли электрический ток?

3. Горят ли сахар и соль?

Тема 3. Химия пищи

Из чего состоит пища. Химический состав продуктов питания. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? Добавки в продукты питания. Химические реакции внутри нас. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты и антиокислители, их роль. Способы химического анализа состава веществ в продуктах питания. Содержание витаминов и минеральных веществ в пищевых продуктах.

Практика

1. Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

2. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

3. Определение нитратов в продуктах и овощах.

4. Определение рН в растворах чая, минеральной воды и молочных продуктов.

5. Определение качества муки и хлеба

6. Качественные реакции на присутствие углеводов.

Тема 4. Мыла. Состав, строение, получение.

Синтетические моющие средства и поверхностно – активные вещества. Основные компоненты СМС: поверхностно-активные вещества (ПАВ); вспомогательные вещества: щелочные соли - карбонат и силикат натрия, нейтральные соли - сульфат и фосфат натрия; химические отбеливатели (персоли); химические отбеливатели (перекись водорода);синтетические органические пигменты); биодобавки - ферменты(липазы, протеазы и др.); отдушки; антистатики. Средства бытовой химии - химические средства   уходу за собственностью: одеждой, помещениями, автомобилями. К средствам бытовой химии относят дезинфицирующие средства, репелленты и др..средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практика

1. Определение pH - среды в мылах и шампунях.

2. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

3. Выведение пятен с ткани. Мыла. Состав, строение, получение.

4. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.

Тема 5. Химия и косметические средства

Косметические моющие средства. Кремы. Пеномоющие средства. Ополаскиватели и кондиционеры. Гели. Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор средств гигиены; полезные советы  по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами, их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии. Дезодоранты и озоновый «щит» планеты. Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.Сложные эфиры. Состав, строение, получение.

Практика

1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.

2. Определение pH - среды в мылах и шампунях.

Тема 6. Химия – хозяйка домашней аптечки

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Каждое лекарство– химический реактив. Многогранный йод. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины Самодельные лекарства .Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или  нурофен или ибупрофен? Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же –«марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить.

Вопросы к семинарам:

1. Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Правила хранения перманаганата калия.

2. Применение раствора перманганата калия в быту, в медицине. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия.

3. Раствор бриллиантового зеленого. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство.

Практика.

1. Получение иодоформа.

2. Действие кислот на бриллиантовый зеленый.

3. Щелочное расщепление левомицетина.

4. Качественная реакция на пероксид водорода.

5. Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

                                     Тематическое планирование- (34)ч

              Тема

         Практикум (эксперимент)

Кол.час

1

Вода-самое удивительное вещество на Земле

1.Анализ воды из природных источников.

2. Растворяющее действие воды.

3.Изучение температуры воды с помощью датчиков

4. Очистка воды.

5.Определение жесткости воды и ее устранение

6

2

Поваренная соль и сахар

1.Свойства растворов поваренной соли и сахара

2. Растворы соли и сахарозы проводят  электрический ток?

3. Горят ли сахар и соль?

      4

3

Химия пищи

1.Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

2.Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

3.Определение нитратов в продуктах и овощах.

4.Определение рН в растворах чая, минеральной воды и молочных продуктов.

5. Определение качества муки и хлеба.

6. Качественные реакции на присутствие углеводов.

     7

4

Мыла. Состав, строение, получение.

1.Определение pH - среды в мылах и шампунях.

2. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

3. Выведение пятен с ткани. Мыла. Состав, строение, получение.

4. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков

    5

5

 Химия и косметические средства

1.Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.

2. Определение pH - среды в мылах и шампунях.

       3

6

Химия – хозяйка домашней аптечки

1.Получение иодоформа.

2.Действие кислот на бриллиантовый зеленый.

3. Щелочное расщепление левомицетина.

4.Качественная реакция на пероксид водорода.

5. Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

       5

4

Проектные и исследовательские темы:

1.Хрустальное стекло. Можно ли использовать для хранения пищи?

2.Изучение коррозии железа в различных условиях

3.Определение качества кисломолочных продуктов.  

4.Определение зависимости изменения рН цельного и пастеризованного молока от сроков хранения.

               Защита работ

        4

                 







    Литература и другие информационные источники

  1. Составитель Н. В. Ширшина, Хмия 9 класс. Сборник Элективных курсов,  Волгоград: Учитель, 2004.

  2. Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.

  3. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы: Волгоград «Учитель» 2003.

  4. Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии: Химия в школе, 9/2001.

  5. Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь: Химия в школе 3/1997.

  6. Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.

  7. Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество: Химия в школе 7/2001.

  8. Турлакова Е В. Определение показателей качества воды: Химия в школе 7/2001.

  9. Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера»: Химия в школе 7/2001.

  10. Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.

  11. Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов: Химия в школе 7/2001.

  12. Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.

  13. Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.

  14. Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997

  15. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.

  16. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.

  17. Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?» Химия в школе 3/1998.

  18. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.

  19. Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.

  20. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.

  21. Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/

  22. Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.

  23. Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.

  24. Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.

  25. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе 1/1998.

CD

  1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

  2. Химическая энциклопедия, 1992.

  3. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Сайты в Интернете

  1. www.goldpages.ru

  2. www.chinainfo.ru 

  3. www.delphiclub.ru 

  4. www.price-list.kiev.ru 

  5. www.vashdom.ru 

  6. www.duhi.nm.ru 

  7. www.zdorove.ru

  8. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

  9. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog.

  10. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/

РЕКЛАМА



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!