Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Инзагатуйская средняя общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на методическом совете Директор школы: Бадмажапов Ж.В
Протокол №
От « »__________2022г От « »__________2022г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
на 2022-2023уч.год
дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Химия в быту»
с использованием оборудования центра «Точка роста»
Возраст детей:15-16 лет
срок реализации:__1__год (34часа)
Автор-разработчик:
Сагдеева Л. Р. учитель химии, биологии
Пояснительная записка
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться сними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Химия в быту». Программа модифицирована, составлена на основе программы ЧернобельскойГ.М., Дементьева А. И. «Мир глазами химика» Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом. При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».
Программа внеурочной деятельности «Химия в быту» направлена на развитие и формирование у обучающихся целостного представления об окружающих веществах на основе полученных химических знаний. В ходе реализации Программы, обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки в решении практических задач, что способствует развитию у них логического, инженерно-технического и экологического мышления.
В рамках национального проекта «Образование» это стало возможным благодаря созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Внедрение этого оборудования позволит качественно изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.
Актуальность и особенность программы
В современном мире происходит постоянное расширение спектра химических соединений, используемых в различных сферах науки, производства и быта. Человека окружают тысячи веществ, в связи с этим необходимо иметь представление о составе средств бытовой химии, используемых человеком. Важно знать безопасные правила использования этих средств. Программа направлена на формирование естественнонаучного мышления у обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению веществ, их свойств и практическому применению в повседневной жизни. Программа помогает расширить кругозор и сделать первые шаги в постижение науки химии. «Химия в быту» дает учащимся не только практические умения и навыки, формирует начальные представления о предмете химии, но и развивает интерес обучающихся к эксперименту, творческому поиску и исследовательской деятельности, даёт возможность учащимся определиться со своим интересом к предмету химии, в будущей профессии. Темы программы касаются нашего быта, повседневной жизни, условий жизни человека, здоровья и гигиены, проблемы экологии.
Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов и безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачи:
1 Формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2 Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
3 Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
4. Вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов-34ч
Целевая аудитория: Учащиеся 9-10 классов
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Химия в быту» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
обучающийся научится:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды -
гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учетом устойчивых познавательных интересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
критерии оценки.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать
несколько способов ее достижения.
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
планировать ресурсы для достижения цели.
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
информации, уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск анализировать и оценивать еѐ достоверность;
Интернета;
представления в текст и наоборот;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с
большим объѐмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Коммуникативные УУД:
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
получит возможность научиться:
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
условия и средства их достижения;
способ;
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
лидерство);
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
давать определения изученных понятий;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические
эксперименты;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной
жизни;
делать выводы и умозаключения из наблюдений;
структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников;
безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни;
в ценностно - ориентационной сфере:
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся дополнят свои знания по химии,
повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся
выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами,
нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении
химического эксперимента. Кроме того, такие занятия призваны пробудить у учащихся
интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические
знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть
использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Технологии : Проектно-исследовательская
Формы: Коллективная, групповая , индивидуальная
Методы обучения : Практическое исследование ,наблюдения, поисковый
Основное содержание программы
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка химической посуды. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком. Химия –творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практика:
1. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка ,плитка, водяная баня) и
химической посудой общего назначения.
2. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток
неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Тема 1. Вода-самое удивительное вещество на Земле
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Запасы пресной воды на планете. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Вода в организме человека. Вода в медицине и фармакологии. Аномалии физических свойств. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды.
Практика:
1. Анализ воды из природных источников.
2. Растворяющее действие воды.
3. Изучение температуры воды с помощью датчиков
4. Очистка воды.
5. Определение жесткости воды и ее устранение
Тема 2. Поваренная соль и сахар
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Злоупотребление солью. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Использование хлорида натрия в пище, медицине. Производство поваренной соли. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара.Необычное применение сахара.
Практика.
1. Свойства растворов поваренной соли и сахара
2. Растворы соли и сахарозы проводят ли электрический ток?
3. Горят ли сахар и соль?
Тема 3. Химия пищи
Из чего состоит пища. Химический состав продуктов питания. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства. Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? Добавки в продукты питания. Химические реакции внутри нас. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты и антиокислители, их роль. Способы химического анализа состава веществ в продуктах питания. Содержание витаминов и минеральных веществ в пищевых продуктах.
Практика
1. Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
2. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
3. Определение нитратов в продуктах и овощах.
4. Определение рН в растворах чая, минеральной воды и молочных продуктов.
5. Определение качества муки и хлеба
6. Качественные реакции на присутствие углеводов.
Тема 4. Мыла. Состав, строение, получение.
Синтетические моющие средства и поверхностно – активные вещества. Основные компоненты СМС: поверхностно-активные вещества (ПАВ); вспомогательные вещества: щелочные соли - карбонат и силикат натрия, нейтральные соли - сульфат и фосфат натрия; химические отбеливатели (персоли); химические отбеливатели (перекись водорода);синтетические органические пигменты); биодобавки - ферменты(липазы, протеазы и др.); отдушки; антистатики. Средства бытовой химии - химические средства уходу за собственностью: одеждой, помещениями, автомобилями. К средствам бытовой химии относят дезинфицирующие средства, репелленты и др..средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практика
1. Определение pH - среды в мылах и шампунях.
2. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
3. Выведение пятен с ткани. Мыла. Состав, строение, получение.
4. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.
Тема 5. Химия и косметические средства
Косметические моющие средства. Кремы. Пеномоющие средства. Ополаскиватели и кондиционеры. Гели. Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор средств гигиены; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами, их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии. Дезодоранты и озоновый «щит» планеты. Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.Сложные эфиры. Состав, строение, получение.
Практика
1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам.
2. Определение pH - среды в мылах и шампунях.
Тема 6. Химия – хозяйка домашней аптечки
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Каждое лекарство– химический реактив. Многогранный йод. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины Самодельные лекарства .Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или нурофен или ибупрофен? Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же –«марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить.
Вопросы к семинарам:
1. Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Правила хранения перманаганата калия.
2. Применение раствора перманганата калия в быту, в медицине. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия.
3. Раствор бриллиантового зеленого. Пероксид водорода, история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство.
Практика.
1. Получение иодоформа.
2. Действие кислот на бриллиантовый зеленый.
3. Щелочное расщепление левомицетина.
4. Качественная реакция на пероксид водорода.
5. Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тематическое планирование- (34)ч
№ | Тема | Практикум (эксперимент) | Кол.час |
1 | Вода-самое удивительное вещество на Земле | 1.Анализ воды из природных источников. 2. Растворяющее действие воды. 3.Изучение температуры воды с помощью датчиков 4. Очистка воды. 5.Определение жесткости воды и ее устранение | 6 |
2 | Поваренная соль и сахар | 1.Свойства растворов поваренной соли и сахара 2. Растворы соли и сахарозы проводят электрический ток? 3. Горят ли сахар и соль? | 4 |
3 | Химия пищи | 1.Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. 2.Определение витаминов А, С, Е в растительном масле. 3.Определение нитратов в продуктах и овощах. 4.Определение рН в растворах чая, минеральной воды и молочных продуктов. 5. Определение качества муки и хлеба. 6. Качественные реакции на присутствие углеводов. | 7 |
4 | Мыла. Состав, строение, получение. | 1.Определение pH - среды в мылах и шампунях. 2. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. 3. Выведение пятен с ткани. Мыла. Состав, строение, получение. 4. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков | 5 |
5 | Химия и косметические средства | 1.Изучение состава декоративной косметики по этикеткам. 2. Определение pH - среды в мылах и шампунях. | 3 |
6 | Химия – хозяйка домашней аптечки | 1.Получение иодоформа. 2.Действие кислот на бриллиантовый зеленый. 3. Щелочное расщепление левомицетина. 4.Качественная реакция на пероксид водорода. 5. Определение витаминов в препаратах поливитаминов. | 5 |
4 | Проектные и исследовательские темы: 1.Хрустальное стекло. Можно ли использовать для хранения пищи? 2.Изучение коррозии железа в различных условиях 3.Определение качества кисломолочных продуктов. 4.Определение зависимости изменения рН цельного и пастеризованного молока от сроков хранения. | Защита работ | 4 |
Литература и другие информационные источники
Составитель Н. В. Ширшина, Хмия 9 класс. Сборник Элективных курсов, Волгоград: Учитель, 2004.
Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.
Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы: Волгоград «Учитель» 2003.
Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии: Химия в школе, 9/2001.
Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь: Химия в школе 3/1997.
Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.
Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество: Химия в школе 7/2001.
Турлакова Е В. Определение показателей качества воды: Химия в школе 7/2001.
Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера»: Химия в школе 7/2001.
Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.
Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов: Химия в школе 7/2001.
Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.
Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.
Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997
Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.
Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?» Химия в школе 3/1998.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.
Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.
Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.
Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/
Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.
Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.
Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.
Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе 1/1998.
CD
Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
Химическая энциклопедия, 1992.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Сайты в Интернете
www.goldpages.ru
www.chinainfo.ru
www.delphiclub.ru
www.price-list.kiev.ru
www.vashdom.ru
www.duhi.nm.ru
www.zdorove.ru
Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog.
Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
РЕКЛАМА