СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность как двигатель прогресса и условие для формирования базовых компетенций участников образовательного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описывается коммуникативное пособие нового типа, позволяющее осуществлять трёхуровневое личностно-ориентированное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность как двигатель прогресса и условие для формирования базовых компетенций участников образовательного процесса»

Фёдоров Ю.А.

Инновационная деятельность

как двигатель прогресса и условие

для формирования базовых компетенций

участников образовательного процесса


«Без стремления к научной работе учитель

неизбежно попадает во власть трех демонов:

механистичности, рутинности, банальности.

Он деревенеет, каменеет, опускается».

А. Дистерверг

Усиление роли владения ИЯ в современном обществе вызвало необходимость поиска не только наиболее эффективных подходов, методов, приёмов и средств обучения, но и пересмотра целей обучения. Под стратегической целью обучения ИЯ стали понимать развитие у участников образовательного процесса черт «вторичной языковой личности», что позволяет им участвовать в межкультурной коммуникации.

Одним из условий выхода на новый уровень обучения ИЯ является перенос акцента с традиционных методов обучения на современные инновационные технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Эти технологии позволяют подготавливать к реальной жизни, доставлять удовольствие, развивать творчество, быть связанным с индивидуальными потребностями каждого участника учебного процесса, ориентироваться на сегодняшний и завтрашний, а не на вчерашний день.

При обучении ИЯ, а следовательно и культуре соответствующей страны, процесс обучения вряд ли можно признать эффективным в полной мере, если он приводит лишь к формированию у обучающихся конкретных культуроведческих представлений о стране, а не стимулирует формирование и развитие у обучающихся стратегий по изучению данной культуры. Поэтому важно не только что изучается на занятиях по ИЯ, но и как это делается.

Работая в вузе и школе, приходится констатировать явную недостаточность как языковых умений так и культуроведческих знаний у старшеклассников, абитуриентов и первокурсников. Данная проблема натолкнула на мысль о создании специального дидактического учебного пособия, позволяющего эффективно, быстро и рационально развивать базовые компетенции, либо восстанавливать утраченные знания и умения. Анализ современной научно-методической литературы по проблемам обучения позволил разработать пособие нового типа, помогающее посредством упражнений коммуникативной направленности формировать у обучающихся базовые коммуникативные умения, а учащимся со слабыми знаниями давать возможность навёрстывать языковые знания посредством включения в пособие тщательно продуманной системы закрепления знаний по лексике и грамматике. Основным принципом пособия является мысль, что процесс высококачественного обучения заключается не в том, чтобы научить, а создать условия для самостоятельного творческого усилия. Пособие было послано на Всероссийский конкурс, объявленный по Интернету Фондом развития отечественного образования. По результатам конкурса книга «Английский язык» признана лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2008 года и рекомендована для использования в учебном процессе и переиздания для широкой научной общественности в России и за рубежом.

Издание предназначено для старшеклассников и студентов с разным уровнем обученности. Для этого в пособие включены тексты для начального, среднего и продвинутого уровня, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение английскому языку.

Тематика изучаемых тем общественно-бытовая: приём пищи, чаевые, друзья, семья, жилище, обязанности по дому, хобби, покупки в магазинах, времена года, путешествия, занятие спортом, защита окружающей среды и тексты для домашнего чтения.

В ходе изучения тем решаются основные задачи обучения английскому языку: развитие навыков восприятия иноязычной речи на слух, развитие навыков и умений в чтении и понимании общего содержания текста, развитие навыков устной монологической и диалогической речи, формирование орфографических навыков. Особое внимание уделяется коммуникативной направленности обучения. Поэтому все тексты сопровождаются практическими заданиями и упражнениями, направленными именно на развитие навыков устной речи. С точки зрения психологии, овладение речевой деятельностью происходит только тогда, когда потребность речевого общения воплощается в предмете этой деятельности – мысли. Поэтому в пособие включены такие ситуации, основой которых является обмен мыслями, а язык является средством формирования и формулирования этих мыслей. В качестве примера можно привести некоторые задания коммуникативной направленности по теме «Приём пищи»: Скажите какие из нижеприведённых продуктов и напитков вы предпочитаете (начинайте свой рассказ со слов «Что касается меня, я предпочитаю…»); опишите свой ежедневный завтрак, вчерашний обед, последний ужин; поговорите о посещении кафе или ресторана (следующие вопросы помогут вам: Какое кафе или ресторан вы посетили? Когда это было? Что вы заказали? и т.д.); предложите что-либо вашему гостю ( ещё рыбки, ещё немного салатика, чашку крепкого чая и т.д.); попросите кого-либо передать вам масло, кусочек хлеба, горчицу и т.д.; предложите вашему гостю мясные блюда по модели: -Would you like some beef?

- Yes, please. It looks nice and it smells delicious.

Или «Воспроизведите диалог следующим образом (далее модель);

хозяйка предлагает вам что-либо, откажитесь, используя модель:

Model: -You must have some more salad.

- No, thank you. I’ve had too much already.

Каждый текст имеет свои индивидуальные задания, позволяющие в полной мере обучать общению по каждой теме. Создание ситуации новизны и актуальности в процессе изучения данной темы осуществляется посредством организации дискуссий на тему: совместимые продукты, молочная и мясная кухня, раздельное питание, овощная диета и т.д. Другим используемым активным способом обучения является метод «мозгового штурма».

В пособии используются следующие формы презентации учебного материала: таблицы, кроссворды, записи диалогов на магнитофонную ленту, использование оригинальных компьютерных материалов, множество продуктивных упражнений, а также шутки, короткие рассказы, анекдоты.

Чуть подробнее о роли кроссвордов. Тематический кроссворд - как форма рубежного контроля - используется по окончании изучения темы. Это удобная форма активизации мышления обучающихся. В процессе решения кроссворда ученику необходимо тщательно прорабатывать пройденный материал, обращаться не только к учебнику, но и к словарю. В ходе такой проработки материала ученик, без сомнения, более глубоко усваивает уже изученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В тоже время нестандартная форма закрепления лексики позволяет создавать ситуацию успеха ученика в изучении иностранного языка, что является важным аспектом деятельности учителя, так как, отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиваться позитивного результата.

Принцип личностно-ориентированного подхода реализуется и в выдаче разноуровневого домашнего задания, обеспечиваемого структурой учебника.

Пособие позволяет в пределах перечисленной тематики не только совершенствовать навыки речевого общения, но и подготавливать к сдаче единого экзамена. Пособие подходит идеально для ведения современного урока ИЯ.