СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность учителя географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность учителя географии»

Инновационная деятельность

учителя географии в рамках реализации ФГОС.


Начать свое выступление я хочу словами известного педагога, автора энциклопедии образовательных технологий – Германа Константиновича Селевко: «Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного».

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».

Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Инновация - это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта, определяющего инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию новых идей в целях расширения педагогической деятельности, повышения качества обучения совершенствование методики и организации учебного процесса. Главная цель инновационной деятельности - улучшение качества работы. Инновационная деятельность имеет основные принципы:

  1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.

  2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.

  3. Повышения интереса у детей к обучению.

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика, объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности. Как показывает практика, достижению выше перечисленных результатов способствует использование современных педагогических технологий.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения географическими знаниями, навыками и способами действия каждым обучающимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

Без знаний о Земле личность не состоится. География — единственная в базовом учебном плане школьного образования наука, которая дает общее представление о Земле как планете. Какое бы профессиональное образование ни получил потом выпускник школы, без географии нет достаточных пространственных представлений, нет комплексных образцов природных ландшафтов, нет знаний о странах и континентах, о народах их населяющих, о взаимодействии природы, общества и хозяйства. География формирует общую культуру. Она необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой.

На своих уроках я использую следующие технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей: адаптационно-пропедевтическая технология, технология проблемного обучения, метод проектов, интерактивная технология, ИКТ, игровая технология.

В процессе обучения школьников должна быть использована система, которая позволила бы развивать творческий потенциал ребенка и тем самым повысить качество образования обучающихся. Такая система должна строиться на признании принципа последовательного перехода от одного курса к другому, преемственности преподавания географии.

Большое внимание уделяется практической деятельности ребенка, направленной на развитие мелкой моторики, что, в свою очередь, активно стимулирует деятельность мозга.

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности обучающихся. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями учителя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации. Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично – поисковом и в исследовательском методах обучения.

Примеры проблемных ситуаций на уроках географии в 7-9 классах:

Чем отличаются один от другого различные историко-географические регионы мира?

Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков - мы берем ее взаймы у наших потомков»?

Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Данный метод способствует формированию познавательных и социальных мотивов, а, следовательно, и повышению мотивации к учебной деятельности.

Интерактивная технология – это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии обучающихся с окружающей информационной средой. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия. При такой организации в работу включаются даже самые слабые обучающиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна бать согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

Использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам. Использование компьютерных презентаций позволяет сделать урок наглядным и выразительным, достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. Очевидные достоинства мультимедийных уроков – презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии как учебному предмету. Повышается учебная активность обучающихся на уроке.

Я использую различные методы внеклассной работы по географии – это и работа на природе (экскурсии, походы, наблюдения) и работа с географической литературой (подготовка рефератов, докладов, выпуск газет и оформление стендов) и конечно же, игровая деятельность (викторины, игры, конкурсы).

В школе был организован кружок «Географическое краеведение». Главная цель работы кружка – это изучение родного края, его культурных, исторических памятников, достопримечательностей региона. Мы осуществляем экскурсии по городу. Из материала, который собираем в походах и экскурсиях, оформляем стенды, альбомы, которые используем на уроках географии. А также проводим виртуальные путешествия. Материалом для таких экскурсий являются мультимедийные средства и презентации проектных работ обучающихся.

Опыт, который приобретают ребята во время экскурсий и походов, имеет практический и научный результат. По желанию обучающегося начинается исследовательская работа.

Регулярное использование на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни. Для накопления географических знаний обучающимися необходимо использование инновационных образовательных технологий и правильный выбор учителем методов обучения.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

 Инновационная деятельность делится на три основных блока: 1.техническая     2.учебная     3.внеучебная.                                                              

 Эти блоки все интегрируются, если берешь техническую область, хочешь, не хочешь, а она все равно интегрируется в учебную область. Рассмотрим все блоки по порядку.

Учебные инновации.

Не только технические инновации приобретают популярность. Учитель должен стремиться, чтобы урок запоминался и был интересен ребенку. Одна из учебных инноваций - это творческие работы, имеющие различную форму: 1. Составление схем, таблиц, кроссвордов.                                

 2. Решение тестовых заданий.                                                              

3. Составление логических смысловых выражений.                                

4. Учет результативности работы.                                                

 5.Самооценка и взаимооценка.  

Пройдя тему, не важно, по какому предмету, проявляя творческую активность, ребенку интереснее и проще заполнить пройденный материал. Поэтому можно в конце урока оставить время, для того чтобы простимулировать детей на какую-нибудь инновацию. Эти инновации выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такие работы дают возможность учителю осуществлять контроль над детьми, изложить суть и ознакомить с необходимым материалом.

Следующий момент – интеллектуальные карты. Это карты, которые позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Они позволяют мыслить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их можно использовать для проведения презентаций, а также для принятия решений, запоминания большого объема информации. Можно дать такое задание, составить интеллект карту и на уроках.

Интеллект карта -  это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Форма дистанционного образования, как вид инновационной деятельности, пока используется не очень активно, но за ним будущее. При дистанционной форме обучения процесс проходит очень интересно для детей. Создается информационное пространство, на сайте все автоматизировано, на страничке есть все учебники, тут же находятся тесты, на которые ученик отвечает, ответы оцениваются, и оценка заносится в электронный журнал.

Внеурочная деятельность

В этой области возможно раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности. Дети готовят проекты, которые получаются очень интересные. У каждого своя точка зрения, они используют для решения своего проекта какие-то зарисовки, компьютерные презентации и т.д. Дети получают опыт первых исследовательских шагов.


Инновационные педагогические технологии.

  1. Технологии исследовательского обучения.

Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности.

  1. Технология проблемного обучения.

Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.

Известно, что проблемное обучение характеризуется прежде всего тем, что обучающиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимое условие проблемного обучения - создание проблемной ситуации.

Постановка этих заданий основывается на научных проблемах, как территориальная структура хозяйства и факторы, её определяющие, воздействие внешних и внутренних факторов на развитие и размещение производительных сил, а также на использовании сравнительного, картографического и статистического методов исследования.

Обучающиеся проходят разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных), систематизация собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификация таблиц и т. д.), анализ, обобщение и построение вывода.

  1. Технологии проведения коллективных творческих дел.

Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников.

  1. Информационные технологии.

Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.

  1. Дистанционное обучение.

Использование сетевых технологий ИНТЕРНЕТА.

  1. Метод проектов.

Педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.

Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.

1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.

2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.

Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущего материка на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы «Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка, между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется, какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками он соседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.

При изучении темы гидросфера, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.

Аналогично с природными зонами других материков, ученики размещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какие животные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитывают то, какие способы приспособления у живых организмов имеются.

При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой» материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откуп детской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметов быта и традиций.

Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах.

  1. Мультимедийные и интерактивные технологии.

Интернет, образовательные  СД- диски.

  1. Информационно- коммуникационные технологии.

Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя.

  1. Личностно- ориентированное обучение.

Цель- создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Как уже было сказано выше, инновационные модели обучения преимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

  1. Блочно- модульная технология.

Изучение материала блоками.

МОДУЛЬ - целевой функциональный модульный узел, в котором объединены учебное конкретных целей в учебно-познавательной деятельности.

Модульная технология состоит из модульной программы (цикла) и модульного урока.

В модульной программе (её составляет учитель) прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Действия учителя при составлении МП следующие:

1) подробное изучение конкретного курса, всех разделов и тем в нём;

2) определение цели обучения для обучающихся, (например: в результате работы над модулем необходимо изучить: ...; определить ...; повторить...; сравнить...; развить умения...; навыки... и т.д.

3) отбор учебного материала по содержанию;

4) определение приёмов учебной деятельности;

5) распределения содержания по урокам;

6) подбор дополнительной литературы для обучающихся;

7) письменное составление МП;

8) подготовка необходимого количества копий МП.

Следующий элемент технологии - модульный урок. Приступая к разработке урока необходимо помнить, что его продолжительность 2 академических часа, но встречаются уроки и меньшей продолжительности.

Действия учителя при составлении урока - модуля:

1) формулирование темы урока;

2) отбор учебного материала по содержанию;

3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;

(например:  в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)

4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;

5) определение способов учебной деятельности учащихся;

6) отбор методов и форм деятельности учителя;

7) письменное составление модуля данного урока;

8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;

  1. Игровые технологии.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и обучающимися. Учитель перестает быть для обучающихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем.

Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр – как индивидуальных, так и коллективных. Многие из них рассчитаны на проведение в классе, на уроке.

Перспективно- опережающее обучение.

(предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата)

  1. Рейтинговые технологии.

Основная задача – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможности, создать условия для индивидуального развития ребёнка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации гимназистов. Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.

Инновационной деятельностью считается использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Уроки становятся яркими, увлекательными и динамичными.
Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т. е. использовать электронную интерактивную доску как экран. Это намного эффективнее по сравнению с использованием школьного ПК. 
Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования. Использование интерактивных карт на уроках географии выявило некоторые проблемы, которые следует учитывать при проектировании урока на всех его этапах. Большой неожиданностью для меня стала такая проблема, как неприятие интерактивной карты, именно как источника знаний, а не просто демонстрационного ознакомительного материала. Около трети шестиклассников не могут работать с ней даже на репродуктивном уровне, если параллельно не используются настольные карты атласа. При этом преобладающее большинство детей владеют элементарными навыками компьютерной грамотности. Другой проблемой является угроза зрительной перегрузки в случаях использования излишне большого объема цифрового иллюстрационного материала. При этом необходимо помнить о валеологических аспектах урока (валеологические паузы и смена видов деятельности учащихся).

Учитывая выявленные проблемы, считаю уместным рекомендовать при проведении уроков с использование интерактивных карт следующее:

- дозированность информации с учетом возраста;

- обязательные валеологические паузы;

- параллельное использование карт атласа при демонстрации электронной карты только на экране или на интерактивной доске (вне компьютерного класса, где у ребенка нет дублирования изображения на экране персонального компьютера).

Что хорошо, а что плохо в использовании ИД?

Сначала о плюсах:

- представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;

- классификация и систематизация учебного материала, изучение его на более высоком уровне;

- упрощение объяснения схем, графиков, их наглядность;

- высокая плотность, динамичность и мобильность урока;

- повышение мотивации школьников к обучению;

- возможность выхода за рамки школьной программы;

- оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

Минусы тоже присутствуют:

- большая затрата времени учителем на подготовку к уроку;

- проблема здоровьесбережения (в первую очередь для учителя-предметника);

- достаточно высокая степень зависимости урока от внешних факторов (корректная работа

операционной системы ПК, наличия напряжения в сети и т. п.)

Чем определяется степень готовности учителя к внедрению ИД в свою практику?

- личной мотивацией;

- базовыми знаниями ПК (курсы пользователя ПК);

- самостоятельным освоением возможностей инструментов мультимедийных технологий;

- определением места и количества уроков с использованием ИД в рабочих программах;

- навыками разработки уроков с использованием ИД;

- умением использовать интеграцию различных предметных областей;

- планированием ожидаемого результата;

- обменом опытом использования ИД с коллегами.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.  Для осуществления инновационной деятельности у учителя должен быть план работы, который основывается на основные стандарты образования, выражающие развитие проектных и исследовательских умений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, организацию проектной деятельности школьников в условиях современной информационно-образовательной среды, икт в осуществлении контрольно-оценочной деятельности учителя и обучающихся, роль электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!