СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность школы по формированию гражданского самосознания обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная деятельность школы по формированию гражданского самосознания обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность школы по формированию гражданского самосознания обучающихся»

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 »    Инновационный проект  «Социально активная школа – школа гражданского воспитания»       Разработчики: Иванова Галина Павловна ,  методист НМО МАОУ ДПО ИПК Торопова Светлана Анатольевна, директор МБОУ «СОШ №49» Богер Татьяна Васильевна, зам. директора по ВР МБОУ «СОШ №49» Пастух Ольга Михайловна, учитель информатики МБОУ «СОШ №49»

 

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 49 »

 

Инновационный проект

«Социально активная школа – школа гражданского воспитания»

 

  Разработчики:

Иванова Галина Павловна ,

методист НМО МАОУ ДПО ИПК

Торопова Светлана Анатольевна,

директор МБОУ «СОШ №49»

Богер Татьяна Васильевна,

зам. директора по ВР МБОУ «СОШ №49»

Пастух Ольга Михайловна,

учитель информатики МБОУ «СОШ №49»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49» г Новокузнецк  Директор  Светлана Анатольевна Торопова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49» г Новокузнецк

Директор

Светлана Анатольевна Торопова

Социальный статус родителей

Социальный статус родителей

Символика ШБВ-САШ Славься, наша альма матер, Радости, добра приют, Где все счастливы ребята, Где всех любят нас и ждут.  Школа сорок девять,  славься!  Ты – надежды островок,  Где взрастят достойных  граждан,  Кто бы Родине помог. Здесь все педагоги асы И хорошие друзья, Знает даже первоклассник: Школу не любить нельзя!.  Славься, дух  благославенный  Братства, знанья и добра.  Сохраним мы непременно,  Что вложили в нас сполна!

Символика ШБВ-САШ

Славься, наша альма матер,

Радости, добра приют,

Где все счастливы ребята,

Где всех любят нас и ждут.

Школа сорок девять, славься!

Ты – надежды островок,

Где взрастят достойных граждан,

Кто бы Родине помог.

Здесь все педагоги асы

И хорошие друзья,

Знает даже первоклассник:

Школу не любить нельзя!.

Славься, дух благославенный

Братства, знанья и добра.

Сохраним мы непременно,

Что вложили в нас сполна!

Инновационная деятельность МБОУ СОШ №49  2009 год - продолжение инновационного проекта «Школа благородного воспитания – социально активная школа».  2016 год – реализация проекта по формированию гражданского самосознания у школьников  2004 год - инновационная площадка Комитета образования и науки и МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» по теме «Разработка модели «Школа благородного воспитания».

Инновационная деятельность МБОУ СОШ №49

2009 год - продолжение инновационного проекта «Школа благородного воспитания – социально активная школа».

2016 год – реализация проекта по формированию гражданского самосознания у школьников

2004 год - инновационная площадка Комитета образования и науки и МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» по теме «Разработка модели «Школа благородного воспитания».

Критерии эффективности социальная компетентность воспитанников: познавательный компонент (предметные знания являются основой для решения реальных жизненных задач); мотивационно-ценностный компонент  (знание истории, современности, социально-экономического развития родного города, страны, успешное выполнение социальных ролей, в том числе активное и деятельное участию в жизни школы, города, страны); поведенческий (сформированность самооценки личности, активной жизненной позиции); социальная зрелость: готовность выпускника к личностному жизненному и профессиональному самоопределению, личностная зрелость, психологическая готовность к выбору высокого уровня развития нравственно-волевых, этических качеств; социальная адаптация: готовность к продолжению образования, целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на метапредметном уровне, умение простраивать профессиональные и личностные ориентиры

Критерии эффективности

  • социальная компетентность воспитанников: познавательный компонент (предметные знания являются основой для решения реальных жизненных задач); мотивационно-ценностный компонент (знание истории, современности, социально-экономического развития родного города, страны, успешное выполнение социальных ролей, в том числе активное и деятельное участию в жизни школы, города, страны); поведенческий (сформированность самооценки личности, активной жизненной позиции);
  • социальная зрелость: готовность выпускника к личностному жизненному и профессиональному самоопределению, личностная зрелость, психологическая готовность к выбору высокого уровня развития нравственно-волевых, этических качеств;
  • социальная адаптация: готовность к продолжению образования, целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на метапредметном уровне, умение простраивать профессиональные и личностные ориентиры
Воспитательные системы классов начальные классы – «Исток», «Росинка», «Город мастеров»; среднее звено – «Сундук ценностей», «Актерское братство»; старшие классы – «Пламя», «Рампа»

Воспитательные системы классов

  • начальные классы – «Исток», «Росинка», «Город мастеров»;
  • среднее звено – «Сундук ценностей», «Актерское братство»;
  • старшие классы – «Пламя», «Рампа»
Противоречия, тормозящие инновационную деятельность Социальный заказ и реальный результат работы школы Недостаточная включенность части выпускников в социально активную деятельность Недостаточная компетентность части педагогов в системной разработке и реализации программ и проектов гражданско-патриотической направленности Отсутствие системы мотивации и стимулирования социальных партнеров со стороны школы

Противоречия, тормозящие инновационную деятельность

Социальный заказ и реальный результат работы школы

Недостаточная включенность части выпускников в социально активную деятельность

Недостаточная компетентность части педагогов в системной разработке и реализации программ и проектов гражданско-патриотической направленности

Отсутствие системы мотивации и стимулирования социальных партнеров со стороны школы

Проблемы на новом этапе развития школы формирования гражданского самосознания личности соответствующие компетентности и ценностные ориентации педагогического коллектива привлечение социальных партнеров к активной совместной деятельности

Проблемы на новом этапе развития школы

формирования гражданского самосознания личности

соответствующие компетентности и ценностные ориентации педагогического коллектива

привлечение социальных партнеров к активной совместной деятельности

 Идея   Актуальность  Присвоение гражданских ценностей посредством вовлечения школьников в социально-значимые дела, направленные на формирование опыта самостоятельного продуктивного действия.  Необходимость формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, нравственных качеств, среди которых особое значение приобретают патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества .

Идея Актуальность

Присвоение гражданских ценностей посредством вовлечения школьников в социально-значимые дела, направленные на формирование опыта самостоятельного продуктивного действия.

Необходимость формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, нравственных качеств, среди которых особое значение приобретают патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества .

Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны        А.С.Радищев      Гражданское самосознание – осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности  Толковый словарь  обществоведческих терминов
  • Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны

А.С.Радищев

  • Гражданское самосознание – осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности

Толковый словарь

обществоведческих терминов

Диагностика Критерии анализа Баллы 5 кл. Отношение к Отечеству: Результат 5 класс 9 кл. 5 Отношение к природе: 10 Результат 9 класс 7 Отношение к миру: 5 Ситуативно-позитивное 13  Отношение к труду: Устойчиво-позитивное Ситуативно-позитивное 8 Отношение к культуре: 7 Устойчиво-позитивное Ситуативно-позитивное 7 11 Отношение к знаниям: Ситуативно-позитивное Устойчиво-позитивное 14 Отношение к другим людям: 7 Отношение к иным людям: 6 Устойчиво-позитивное 10 Устойчиво-позитивное Устойчиво-позитивное Отношение к своему здоровью: Устойчиво-позитивное 9 10 Отношение к своему внутреннему миру: Устойчиво-позитивное 5 11 Ситуативно-позитивное Устойчиво-позитивное Интегративный показатель личностного роста -2 14 Ситуативно-позитивное Ситуативно-позитивное Устойчиво-позитивное 4 6,4 Ситуативно-позитивное Ситуативно-негативное 9,6 Ситуативно-позитивное Устойчиво-позитивное Устойчиво-позитивное

Диагностика

Критерии анализа

Баллы

5 кл.

Отношение к Отечеству:

Результат 5 класс

9 кл.

5

Отношение к природе:

10

Результат 9 класс

7

Отношение к миру:

5

Ситуативно-позитивное

13

Отношение к труду:

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

8

Отношение к культуре:

7

Устойчиво-позитивное

Ситуативно-позитивное

7

11

Отношение к знаниям:

Ситуативно-позитивное

Устойчиво-позитивное

14

Отношение к другим людям:

7

Отношение к иным людям:

6

Устойчиво-позитивное

10

Устойчиво-позитивное

Устойчиво-позитивное

Отношение к своему здоровью:

Устойчиво-позитивное

9

10

Отношение к своему внутреннему миру:

Устойчиво-позитивное

5

11

Ситуативно-позитивное

Устойчиво-позитивное

Интегративный показатель личностного роста

-2

14

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-позитивное

Устойчиво-позитивное

4

6,4

Ситуативно-позитивное

Ситуативно-негативное

9,6

Ситуативно-позитивное

Устойчиво-позитивное

Устойчиво-позитивное

Гражданское самосознание  Идентификация личности со своей страной и со своим народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Проблема идентификации личности особенно значима в условиях кризиса идентичности (утрата цели, правил поведения), переживаемого сегодня нашим обществом. По мнению современных ученых и педагогов-новаторов, гражданское самосознание  имеет несколько составляющих: глубинное чувство принятия страны;  чувство своей принадлежности и причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

Гражданское самосознание

Идентификация личности со своей страной и со своим народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Проблема идентификации личности особенно значима в условиях кризиса идентичности (утрата цели, правил поведения), переживаемого сегодня нашим обществом. По мнению современных ученых и педагогов-новаторов, гражданское самосознание имеет несколько составляющих: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

 Гражданская психология Гражданская идеология  Комплекс ценностных ориентаций и установок, основанных на неосознанных гражданских потребностях, аффилиационных связях, этнических стереотипах, находящих свое выражение в гражданских чувствах и закрепленных в гражданских чертах. Актуально задачей школьной системы образования в этом направлении является воспитание чувства гражданской гордости и достоинства.  Система взглядов, которая неразрывно связана с историческим сознанием. В основе глобальной гражданской идеологии лежит система ценностей; социальное представление о том, как должно вести себя, и о том, что является запретным и осуждаемым.

Гражданская психология Гражданская идеология

Комплекс ценностных ориентаций и установок, основанных на неосознанных гражданских потребностях, аффилиационных связях, этнических стереотипах, находящих свое выражение в гражданских чувствах и закрепленных в гражданских чертах. Актуально задачей школьной системы образования в этом направлении является воспитание чувства гражданской гордости и достоинства.

Система взглядов, которая неразрывно связана с историческим сознанием. В основе глобальной гражданской идеологии лежит система ценностей; социальное представление о том, как должно вести себя, и о том, что является запретным и осуждаемым.

Перспективы развития интеграция урочной и внеурочной  деятельности, дополнительные внеклассные и внеурочные  целевые программы, поиск форм и методов воспитательной   деятельности.

Перспективы развития

  • интеграция урочной и внеурочной

деятельности,

  • дополнительные внеклассные и внеурочные

целевые программы,

  • поиск форм и методов воспитательной

деятельности.

Ожидаемые результаты

Результаты

Описание

Модель формирования гражданского самосознания воспитанников САШ

Структурно-функциональное описание образовательной деятельности САШ , реализующего идею формирование гражданского самосознания

Оптимизация органов ученического самоуправления

Система гражданского образования и воспитания САШ, направленная на формирование активной жизненной позиции, правовой и гражданской зрелости у воспитанников САШ

Учебно-методический комплекс по гражданско-патриотическому воспитанию

Конспекты интегрированных уроков, социальные проекты гражданско-патриотической направленности, программы внеклассной и внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности

Образ выпускника САШ, реализующей идею формирования гражданского самосознания

Содержит описание компетентностей выпускника САШ:

-в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

-в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);

-в сфере гражданско-правового образования;

-в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

-в бытовой сфере(аспекты собственного здоровья, семейного бытия)

Ожидаемый эффект Ожидаемый эффект Описание Выпускник САШ конкурентно способен на рынке труда Увеличение количества выпускников, обучающихся в ВУЗах, ССУЗах Выпускник САШ готов самоопределиться даже в нестандартной ситуации Выпускник САШ, присвоивший определенные ценности, способен успешно выстроить собственную жизненную траекторию

Ожидаемый эффект

Ожидаемый эффект

Описание

Выпускник САШ конкурентно способен на рынке труда

Увеличение количества выпускников, обучающихся в ВУЗах, ССУЗах

Выпускник САШ готов самоопределиться даже в нестандартной ситуации

Выпускник САШ, присвоивший определенные ценности, способен успешно выстроить собственную жизненную траекторию

РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА Образ выпускника начальной и средней школы в соответствии с ФГОС и концепцией САШ; Программы внеурочной деятельности («В свете рампы», Выше быстрее, сильнее», «Краеведение как основное средство», «Страницы летописи моей страны», модель пространства проекта «Путешествие в прошлое Заводского района Годовая циклограмма мероприятий по направлению гражданско-патриотического воспитания школьников в области изучения истории родного района Рабочие программы по предметам («Путешествие по Великобритании», «Страницы летописи моей страны», «Занимательная информатика» и др. Цикл уроков истории по формированию патриотических качеств личности («История Запсиба», «Ветераны войны и труда», «История школы», «История Кемеровской обл.», «История Заводского района», «Улицы Заводского района»). Проекты социальной направленности («Школьный парк», «Пятёрочка», «От поколения к поколению», «Его величество - искусство» и др .)

РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА

Образ выпускника начальной и средней

школы в соответствии с ФГОС и

концепцией САШ;

Программы внеурочной деятельности («В свете рампы», Выше быстрее, сильнее», «Краеведение как основное средство», «Страницы летописи моей страны», модель пространства проекта «Путешествие в прошлое Заводского района

Годовая циклограмма мероприятий по направлению гражданско-патриотического воспитания школьников в области изучения истории родного района

Рабочие программы по предметам («Путешествие по Великобритании», «Страницы летописи моей страны», «Занимательная информатика» и др.

Цикл уроков истории по формированию патриотических качеств личности («История Запсиба», «Ветераны войны и труда», «История школы», «История Кемеровской обл.», «История Заводского района», «Улицы Заводского района»).

Проекты социальной направленности («Школьный парк», «Пятёрочка», «От поколения к поколению», «Его величество - искусство» и др .)

19

19

Диагностика

Диагностика

Методологическая основа разработки проекта Е.В. Бондаревская  (возрождение гражданина); О.С. Газман  (общественно-гражданское воспитание); В.А. Караковский  (воспитание гражданина), Н.М. Таланчук  (проживание социальных ролей); В.И. Степанов  (методика личностного роста); Т.П. Симакова  (методика оценки уровня социального партнерства); Н.Э Касаткина (гражданское самосознание); Карты анализа и самоанализа педагогической компетентности.

Методологическая основа разработки проекта

  • Е.В. Бондаревская

(возрождение гражданина);

  • О.С. Газман

(общественно-гражданское воспитание);

  • В.А. Караковский

(воспитание гражданина),

  • Н.М. Таланчук

(проживание социальных ролей);

  • В.И. Степанов

(методика личностного роста);

  • Т.П. Симакова

(методика оценки уровня социального партнерства);

  • Н.Э Касаткина (гражданское самосознание);
  • Карты анализа и самоанализа педагогической компетентности.

Этапы инновационной деятельности 1 этап организационный 2 этап 2014-2015 внедренческий 3 этап обобщающий 2015-2017 2017-2018 . Новокузнецк

Этапы инновационной деятельности

1 этап

организационный

2 этап

2014-2015

внедренческий

3 этап

обобщающий

2015-2017

2017-2018

. Новокузнецк

Спасибо за внимание!

Спасибо за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!