Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 49 »
Инновационный проект
«Социально активная школа – школа гражданского воспитания»
Разработчики:
Иванова Галина Павловна ,
методист НМО МАОУ ДПО ИПК
Торопова Светлана Анатольевна,
директор МБОУ «СОШ №49»
Богер Татьяна Васильевна,
зам. директора по ВР МБОУ «СОШ №49»
Пастух Ольга Михайловна,
учитель информатики МБОУ «СОШ №49»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49» г Новокузнецк
Директор
Светлана Анатольевна Торопова
Социальный статус родителей
Символика ШБВ-САШ
Славься, наша альма матер,
Радости, добра приют,
Где все счастливы ребята,
Где всех любят нас и ждут.
Школа сорок девять, славься!
Ты – надежды островок,
Где взрастят достойных граждан,
Кто бы Родине помог.
Здесь все педагоги асы
И хорошие друзья,
Знает даже первоклассник:
Школу не любить нельзя!.
Славься, дух благославенный
Братства, знанья и добра.
Сохраним мы непременно,
Что вложили в нас сполна!
Инновационная деятельность МБОУ СОШ №49
2009 год - продолжение инновационного проекта «Школа благородного воспитания – социально активная школа».
2016 год – реализация проекта по формированию гражданского самосознания у школьников
2004 год - инновационная площадка Комитета образования и науки и МОУ ДПО «Институт повышения квалификации» по теме «Разработка модели «Школа благородного воспитания».
Критерии эффективности
- социальная компетентность воспитанников: познавательный компонент (предметные знания являются основой для решения реальных жизненных задач); мотивационно-ценностный компонент (знание истории, современности, социально-экономического развития родного города, страны, успешное выполнение социальных ролей, в том числе активное и деятельное участию в жизни школы, города, страны); поведенческий (сформированность самооценки личности, активной жизненной позиции);
- социальная зрелость: готовность выпускника к личностному жизненному и профессиональному самоопределению, личностная зрелость, психологическая готовность к выбору высокого уровня развития нравственно-волевых, этических качеств;
- социальная адаптация: готовность к продолжению образования, целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на метапредметном уровне, умение простраивать профессиональные и личностные ориентиры
Воспитательные системы классов
- начальные классы – «Исток», «Росинка», «Город мастеров»;
- среднее звено – «Сундук ценностей», «Актерское братство»;
- старшие классы – «Пламя», «Рампа»
Противоречия, тормозящие инновационную деятельность
Социальный заказ и реальный результат работы школы
Недостаточная включенность части выпускников в социально активную деятельность
Недостаточная компетентность части педагогов в системной разработке и реализации программ и проектов гражданско-патриотической направленности
Отсутствие системы мотивации и стимулирования социальных партнеров со стороны школы
Проблемы на новом этапе развития школы
формирования гражданского самосознания личности
соответствующие компетентности и ценностные ориентации педагогического коллектива
привлечение социальных партнеров к активной совместной деятельности
Идея Актуальность
Присвоение гражданских ценностей посредством вовлечения школьников в социально-значимые дела, направленные на формирование опыта самостоятельного продуктивного действия.
Необходимость формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, нравственных качеств, среди которых особое значение приобретают патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества .
- Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны
А.С.Радищев
- Гражданское самосознание – осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности
Толковый словарь
обществоведческих терминов
Диагностика
Критерии анализа
Баллы
5 кл.
Отношение к Отечеству:
Результат 5 класс
9 кл.
5
Отношение к природе:
10
Результат 9 класс
7
Отношение к миру:
5
Ситуативно-позитивное
13
Отношение к труду:
Устойчиво-позитивное
Ситуативно-позитивное
8
Отношение к культуре:
7
Устойчиво-позитивное
Ситуативно-позитивное
7
11
Отношение к знаниям:
Ситуативно-позитивное
Устойчиво-позитивное
14
Отношение к другим людям:
7
Отношение к иным людям:
6
Устойчиво-позитивное
10
Устойчиво-позитивное
Устойчиво-позитивное
Отношение к своему здоровью:
Устойчиво-позитивное
9
10
Отношение к своему внутреннему миру:
Устойчиво-позитивное
5
11
Ситуативно-позитивное
Устойчиво-позитивное
Интегративный показатель личностного роста
-2
14
Ситуативно-позитивное
Ситуативно-позитивное
Устойчиво-позитивное
4
6,4
Ситуативно-позитивное
Ситуативно-негативное
9,6
Ситуативно-позитивное
Устойчиво-позитивное
Устойчиво-позитивное
Гражданское самосознание
Идентификация личности со своей страной и со своим народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Проблема идентификации личности особенно значима в условиях кризиса идентичности (утрата цели, правил поведения), переживаемого сегодня нашим обществом. По мнению современных ученых и педагогов-новаторов, гражданское самосознание имеет несколько составляющих: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.
Гражданская психология Гражданская идеология
Комплекс ценностных ориентаций и установок, основанных на неосознанных гражданских потребностях, аффилиационных связях, этнических стереотипах, находящих свое выражение в гражданских чувствах и закрепленных в гражданских чертах. Актуально задачей школьной системы образования в этом направлении является воспитание чувства гражданской гордости и достоинства.
Система взглядов, которая неразрывно связана с историческим сознанием. В основе глобальной гражданской идеологии лежит система ценностей; социальное представление о том, как должно вести себя, и о том, что является запретным и осуждаемым.
Перспективы развития
- интеграция урочной и внеурочной
деятельности,
- дополнительные внеклассные и внеурочные
целевые программы,
- поиск форм и методов воспитательной
деятельности.
Ожидаемые результаты
Результаты
Описание
Модель формирования гражданского самосознания воспитанников САШ
Структурно-функциональное описание образовательной деятельности САШ , реализующего идею формирование гражданского самосознания
Оптимизация органов ученического самоуправления
Система гражданского образования и воспитания САШ, направленная на формирование активной жизненной позиции, правовой и гражданской зрелости у воспитанников САШ
Учебно-методический комплекс по гражданско-патриотическому воспитанию
Конспекты интегрированных уроков, социальные проекты гражданско-патриотической направленности, программы внеклассной и внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности
Образ выпускника САШ, реализующей идею формирования гражданского самосознания
Содержит описание компетентностей выпускника САШ:
-в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
-в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);
-в сфере гражданско-правового образования;
-в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
-в бытовой сфере(аспекты собственного здоровья, семейного бытия)
Ожидаемый эффект
Ожидаемый эффект
Описание
Выпускник САШ конкурентно способен на рынке труда
Увеличение количества выпускников, обучающихся в ВУЗах, ССУЗах
Выпускник САШ готов самоопределиться даже в нестандартной ситуации
Выпускник САШ, присвоивший определенные ценности, способен успешно выстроить собственную жизненную траекторию
РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА
Образ выпускника начальной и средней
школы в соответствии с ФГОС и
концепцией САШ;
Программы внеурочной деятельности («В свете рампы», Выше быстрее, сильнее», «Краеведение как основное средство», «Страницы летописи моей страны», модель пространства проекта «Путешествие в прошлое Заводского района
Годовая циклограмма мероприятий по направлению гражданско-патриотического воспитания школьников в области изучения истории родного района
Рабочие программы по предметам («Путешествие по Великобритании», «Страницы летописи моей страны», «Занимательная информатика» и др.
Цикл уроков истории по формированию патриотических качеств личности («История Запсиба», «Ветераны войны и труда», «История школы», «История Кемеровской обл.», «История Заводского района», «Улицы Заводского района»).
Проекты социальной направленности («Школьный парк», «Пятёрочка», «От поколения к поколению», «Его величество - искусство» и др .)
19
Диагностика
Методологическая основа разработки проекта
(возрождение гражданина);
(общественно-гражданское воспитание);
(воспитание гражданина),
(проживание социальных ролей);
(методика личностного роста);
(методика оценки уровня социального партнерства);
- Н.Э Касаткина (гражданское самосознание);
- Карты анализа и самоанализа педагогической компетентности.
Этапы инновационной деятельности
1 этап
организационный
2 этап
2014-2015
внедренческий
3 этап
обобщающий
2015-2017
2017-2018
. Новокузнецк
Спасибо за
внимание!