СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС в обучении информатике и ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС в обучении информатике и ИКТ»

О.А. Ковешникова

МБОУ "СОШ №41" г.Братск



«Инновационная и экспериментальная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»



На сегодня важнейшими факторами, определяющими преобразование в системе образования являются инновации, которые способны значительно увеличить стремление учащихся к знаниям, а как следствие и улучшить их успеваемость. 

Что означают термины «инновации» и «инновационные процессы» в образовании? Новшество, новизна и изменения - это инновация. Инновационный процесс как средство предполагает введение чего - то нового. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессионально м уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся. 

Одной из возможных форм обеспечения улучшения качества преподавания может стать внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. 

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни. Современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуально го помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. Развитие информационных технологий открывает новые возможности организации учебного процесса при обучении учащихся. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. С использованием новых информационных технологий связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса. 

В связи с внедрение ИКТ отбор содержания образования, разработка методик преподавания всех без исключения предметов на базе широкого использования современных информационных систем ставятся в ряд актуальнейших проблем перестройки системы образования. Остановлюсь на примерах из своего опыта применения информационных технологий в практике преподавания информатики. 

ИКТ технологии использую на любом этапе урока: 

1. При изучении нового материала, как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 

2. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания (в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию) 

3.Для закрепления изученного (выполнение практических, лабораторных работ за ПК) 

4. Для контроля знаний учащихся. (дифференцированные задания, компьютерное тестирование). 

На любом этапе урока использую компьютерные презентации. 
Примеры использования презентаций на уроках информатики: 
- объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией;

- работа с устными упражнениями; 

- использование презентации при повторении пройденного материала;

- взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде;

- проведение тестов по темам;

- алгоритмы работы в программах (пошаговое объяснение) по темам.

Подготовка уроков с применением ИКТ технологий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Наличие компьютерного класса дает возможность дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний.

В своей практике внедряю проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проектов. Это может быть презентация, кроссворд, словарик, др.

Но ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества, они являются лишь вспомогательным средством решения задач, а найти эти решения учащийся может только с помощью грамотного творческого работающего преподавателя. Каким должен быть преподаватель инновационного типа, что нового он должен внести в учебный процесс? 

Преподаватель инновационного типа выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Такой преподаватель ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения. 

В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый обязан работать во благо развития учащегося. 

Использование современных технологий делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, помогает раскрыть интересный и увлекательный мир предмета, понять информатику. И небольшой опыт моей работы показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с личностно – ориентированным подходом и технологиями проблемного и проектного обучения способствует достижению положительных результатов: повышение качества обученности по предмету; увеличение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих учащихся.

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Учительское счастье слагается и из ученических побед. Включение учащихся в конкурсное движение, в работу над школьным проектом, во внеурочную и внеклассную деятельность способствует развитию познавательной активности ученика, формированию нравственных качеств личности, стремлению к дальнейшему самосовершенствованию.

И я не сомневаюсь, что в результате сотворчества всех участников образовательного процесса учащиеся станут активными, инициативными, творчески мыслящими личностями.