СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная культура педагога

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных  задач педагогической деятельности состоит в том, чтобы передавать культурное наследие человечества новому поколению. Поэтому требование высокой личной культуры является обязательным для педагога.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная культура педагога»

Г.В.Акулич, г. Несвиж

Инновационная культура педагога

Одна из главных задач педагогической деятельности состоит в том, чтобы передавать культурное наследие человечества новому поколению. Поэтому требование высокой личной культуры является обязательным для педагога.

Культура педагога включает социальную и профессиональную составляющую. Например, культура речи, культура проведения досуга, культура ведения дискуссии являются элементами общей культуры любого человека [2]. В профессиональной деятельности педагога эти и прочие элементы общей культуры также важны, кроме того, они дополняются элементами, имеющими сугубо профессиональный характер (педагогический такт, культура педагогического исследования, культура организации урока и т.д.).

Итак, профессионально-педагогическая культура охватывает аспекты педагогических ценностей, технологий профессиональной деятельности и индивидуальной деятельности учителя. Эти аспекты значимы в работе любого педагога в любых условиях. Вместе с тем, инновационно-педагогическая деятельность обладает рядом особенностей, вносящих коррективы в систему общих требований к профессиональной культуре учителя.

Происходящие в стране социально-экономические процессы ставят систему образования перед необходимостью постоянной модернизации. В современных условиях инновационно-педагогическая деятельность выступает средством обновления образования.

Изменение содержания образования требует от учителя постоянного поиска новых форм и технологий обучения, а также форм и технологий профессионального самообразования. Активная модернизация системы образования, способствовала актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности. Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства. В современном обществе повышение качества образования является одним из ведущих приоритетов. В связи с этим всё актуальнее становится вопрос об эффективности педагогических инноваций. Определяющая роль в этом отводится личности педагога. Неотъемлемой частью инновационной культуры является уровень общей культуры учителя, готовность к педагогическому поиску.

В условиях большой инновационной свободы особое значение приобретают профессионально-личностные качества, совокупность которых образует инновационную культуру педагога [1].

Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии. В социологических словарях под инновационной культурой обычно понимается устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. В этом контексте инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности [4].

Инновационная культура личности отражает целостную ориентацию человека на инновационную деятельность, эта ориентация проявляется «в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения» [2, с. 60].

Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные качества личности:

1) духовность;

2) гражданственность;

3) эрудиция.

Поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу, они должны постепенно становится и свойствами учащихся.

Инновационная культура - это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний. Результат инновационной деятельности педагогов - качественное изменение уровня образованности выпускника и его социальной зрелости. Оно обеспечивается:

  • адаптацией педагогов к модернизационным процессам в современной школе;

  • развитием методической, психологической, технологической культуры учителя;

  • инновационностью технологий, методик обучения [3].

Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются:

1) знание предмета;

2) технологическая культура;

3) психологическая культура.

О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Не стоит доказывать, насколько необходимо обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Без психологической культуры никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому новатору труднее всех - надо не пасовать перед неизвестностью, неудачей, тем более суметь с достоинством переносить успех. Уметь психологически грамотно поддерживать не только тонус окружающих, но и регулировать собственное самочувствие очень важно.

Какие же именно качества прежде всего необходимы для формирования инновационной культуры педагога. Выделены три группы таких свойств личности:

1) отношение к детям как развивающимся субъектам;

2) культура человеческого взаимодействия;

3) отношение к себе как развивающемуся субъекту.

Если о первых двух свойствах часто говорят и пишут, то о понимании педагогом себя как личности, способной к развитию, говорят только в профессиональном плане. Однако рассмотрение себя как человека развивающегося к лучшему, осмысленно и целенаправленно обретающего позитивные изменения, новые способности и черты характера, очень важно. Обновление окружающей жизни без обновления себя невозможно. Это взаимосвязанные процессы [2].

Я считаю, что путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное восхождение от начинающего учителя до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности. Высокий уровень развития инновационной культуры необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его профессионализма.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афанасьева, Е.Д., Борисова, Л.Г. Инновационная культура педагогов [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Имидж». – Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text_article.htm237. - Дата доступа: 28.10.2011.

2. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура / Проблемы теории и практики управления. – М., 2001. – №2. – С. 57–63.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

4. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology. - Дата доступа: 28.10.2011.


ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в новый мир со старыми методами, потому так зову к перерождению сознания. Н. Рерих Вся история человеческого развития — это непрерывный про- цесс внедрения инноваций в практику. И, пожалуй, первая иннова- ция реализовалась в тот момент, когда первобытный человек взял в руки камень и применил его как орудие труда. Человек развивался — инновации усложнялись. В средневековье самые передовые идеи ка- рались сожжением на костре. Но человеку свойственно стремиться к новым высотам. И вот — покорен космос, а мирный атом обогре- вает целые государства. Так постепенно, на третьем тысячелетии своего развития, человечество пришло к использованию до соци- альных сетей, искусственного интеллекта и нано-технологий. Мы живем на рубеже эпох и переживаем удивительный момент перехо- да из одного тысячелетия в другое. Рубеж эпох — это время пере- оценки ценностей и пересмотра жизненных ориентиров. Что было и что будет ценно и значимо в новом времени? Это не только вопросы жизни и смерти, войны и мира, столкновения добра и зла, но и про- 256 блемы взаимоотношений личности и общества, проблемы ценност- ных ориентиров в жизни человека. Дальнейшее развитие и совершенствование общества зависит от социально-экономических и политических изменений. Поэтому приоритетной задачей педагогов и всей системы образования яв- ляется задача формирования гражданина с устойчивой внутренней патриотической гуманистической позицией и осознанием того, что он — хозяин на своей земле — востребован в своей стране, ответ- ственен за ее судьбу, имеет возможности для собственной реали- зации. Это уже не человек-исполнитель, а человек-создатель, спо- собный принимать самостоятельные решения, нацеленный на творческое развитие собственной индивидуальности. Другими словами, задача образовательного процесса — формирование в ученике субъектности, способности к саморазвитию, самовоспита- нию, самообразованию. Глубокие преобразования общественной жизни требуют поис- ка и обоснования инновационных подходов к организации образо- вательного процесса. Главным принципом любой инновации явля- ется обучение новым видам деятельности, переход на новый уро- вень развития, который определяется качеством образования. Проблема качества образования — педагогическая реальность, отражающая потребность образовательной практики в научной обоснованности образовательного процесса, ориентированного на прогнозируемые педагогические результаты, качественные изме- нения [1, с. 98]. Только меняющийся, развивающийся и совершен- ствующийся учитель может подготовить ребенка к вступлению в непростую и противоречивую действительность современной жизни. Педагог должен иметь потребность в собственном разви- тии, способность к восприятию инноваций, желание обучаться и внедрять в практику новые методики и технологии, уметь ориен- тироваться в широком спектре инновационных идей, школ, на- правлений, не тратить время на открытие уже известного. Поэтому главным является вопрос компетентности педагога, уровень его инновационной культуры. За последние десятилетия значительно вырос в общем смысле уровень развития учащихся, особенно в сфере информационных технологий и общественных коммуникаций. Зачастую дети во 257 многом опережают педагогов, особенно старшего поколения, в использовании информационных ресурсов, социальных сетей. Инноватика как поиск новых эффективных методов, способов, средств, методик для достижения поставленных целей в различ- ных сферах жизни: экономике, производстве, образовании, меди- цине — привела общество к созданию парка высоких технологий, парка модернизации производства, внедрению космических про- ектов, нано-технологий, новейших медицинских технологий. Бу- дущее — за инновационными технологиями, которые, переставая быть инновационными и становясь традиционными, улучшают качество жизни. Можно говорить об этом как о задаче государст- венной важности. В настоящее время в образовательном процессе активно при- меняются проблемное, программированное, уровневое, адаптив- ное, модульное обучение. Кроме этого, инновационные методы должны также внедряться в организацию и управление образова- тельным процессом. Освоение новых педагогических технологий обеспечивает эффективность педагогической деятельности, спо- собствует совершенствованию образовательного процесса. Для того чтобы поддерживать образовательный процесс в ин- новационном режиме, педагогу важно придерживаться принципов гуманистической педагогики, внедрять технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также технологии, основан- ные на применении новых идей и средств информатизации, массо- вой коммуникации. Для достижения гарантированных результатов педагогу необхо- димо владеть системно-деятельностным подходом в обучении и воспитании, основанном на единстве теории и практической дея- тельности, уметь индивидуализировать образовательный процесс через развивающее обучение, обладать способностью к прогнозиро- ванию, исследованию, корректированию деятельности в меняю- щихся условиях, использовать вариативность методов и подходов в работе, уметь осуществлять рефлексию образовательного процесса. Большую роль в обновлении системы профессиональной ком- петентности и формировании инновационной культуры педагога играет процесс повышения квалификации, в том числе и через трансляцию и распространение инновационного педагогического опыта, прохождение курсов, стажировок, практик, участие в рабо- 258 те семинаров, тренингов, и т. д. Продвижение инновационного опыта должно осуществляться через деятельность творческих групп, научных и методических обществ педагогов, работу науч- но-методических и педагогических советов, научно-практических и методических семинаров, конференций. В последнее время при- обрели популярность фестивали педагогического мастерства, мас- тер-классы, педагогические мастерские, педагогические марафо- ны. Обобщение педагогического опыта широко представляется на ежегодной Республиканской выставке научно-методической лите- ратуры и педагогического опыта. Для широкой популяризации можно использовать публикации материалов, отражающих опыт инновационной деятельности, в профессиональных изданиях, сай- ты учреждений образования, пополняемые готовыми к распро- странению промежуточными и итоговыми образовательными про- дуктами, организовывать участие специалистов учреждений обра- зования, внедряющих инновационные проекты, в республиканских и международных интернет-форумах. Таким образом, целенаправленная, теоретически проработан- ная и научно обоснованная инновационная и экспериментальная педагогическая деятельность является важным компонентом ин- новационной инфраструктуры республики и способствует выпол- нению социального запроса общества по повышению качества об- разования. Выполнение этой задачи невозможно без учителей- новаторов, учителей, которые составляют основу системы образо- вания, ее базис, являются движущей силой ее развития. Наша жизнь стремительна и быстротечна. И только меняясь вместе с ней ежедневно и ежечасно, можно успевать не оставаться стоять на месте, как в известной сказке Льюиса Кэррола. Литература 1. Храмцова, Ф. И. Мониторинг качества воспитания : сущность, технологии : учебное пособие / Ф. И. Храмцова, Н. Н. Захожая. — Мн. : УП «Технопринт», 2004. — 136 с. 2. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура ; под ред. д-ра пед. наук Г. И. Николаенко // ГУО «Акад. последиплом. образования».— Минск : АПО, 2010. — 224 с. 3. Глинский, А. А. Семинар-рефлексия «Метод проектов в совершенствовании профессиональной культуры педагогов», Эффективная коллегиальная деятельность для достижения новых целей. / А. А. Глинский // Народная асвета. — 2011. — № 10. — С. 22. 259 4. Пальчик, Г. В. Экспериментальная деятельность в системе общего среднего и специального образования : проверка эффективности педагогических нововведений. / Г. В. Пальчик, Л. А. Худенко, В. В. Гинчук // Веснік адукацыі. — 2011. — № 10. — С. 3. П. В. Филиппов Республика Беларусь, г. Минск «ТРЕНАЖЕР ПАМЯТИ РЕЧЕСЛУХОВОЙ» И ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СКОРОЧТЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧЕН


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!