Г.В.Акулич, г. Несвиж
Инновационная культура педагога
Одна из главных задач педагогической деятельности состоит в том, чтобы передавать культурное наследие человечества новому поколению. Поэтому требование высокой личной культуры является обязательным для педагога.
Культура педагога включает социальную и профессиональную составляющую. Например, культура речи, культура проведения досуга, культура ведения дискуссии являются элементами общей культуры любого человека [2]. В профессиональной деятельности педагога эти и прочие элементы общей культуры также важны, кроме того, они дополняются элементами, имеющими сугубо профессиональный характер (педагогический такт, культура педагогического исследования, культура организации урока и т.д.).
Итак, профессионально-педагогическая культура охватывает аспекты педагогических ценностей, технологий профессиональной деятельности и индивидуальной деятельности учителя. Эти аспекты значимы в работе любого педагога в любых условиях. Вместе с тем, инновационно-педагогическая деятельность обладает рядом особенностей, вносящих коррективы в систему общих требований к профессиональной культуре учителя.
Происходящие в стране социально-экономические процессы ставят систему образования перед необходимостью постоянной модернизации. В современных условиях инновационно-педагогическая деятельность выступает средством обновления образования.
Изменение содержания образования требует от учителя постоянного поиска новых форм и технологий обучения, а также форм и технологий профессионального самообразования. Активная модернизация системы образования, способствовала актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности. Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства. В современном обществе повышение качества образования является одним из ведущих приоритетов. В связи с этим всё актуальнее становится вопрос об эффективности педагогических инноваций. Определяющая роль в этом отводится личности педагога. Неотъемлемой частью инновационной культуры является уровень общей культуры учителя, готовность к педагогическому поиску.
В условиях большой инновационной свободы особое значение приобретают профессионально-личностные качества, совокупность которых образует инновационную культуру педагога [1].
Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии. В социологических словарях под инновационной культурой обычно понимается устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности. В этом контексте инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности [4].
Инновационная культура личности отражает целостную ориентацию человека на инновационную деятельность, эта ориентация проявляется «в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения» [2, с. 60].
Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако исходной базой инновационной культуры педагога являются общекультурные качества личности:
1) духовность;
2) гражданственность;
3) эрудиция.
Поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу, они должны постепенно становится и свойствами учащихся.
Инновационная культура - это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний. Результат инновационной деятельности педагогов - качественное изменение уровня образованности выпускника и его социальной зрелости. Оно обеспечивается:
адаптацией педагогов к модернизационным процессам в современной школе;
развитием методической, психологической, технологической культуры учителя;
инновационностью технологий, методик обучения [3].
Профессиональными качествами, которые способствуют внесению в образовательный процесс новшеств высокого уровня эффективности, несомненно, являются:
1) знание предмета;
2) технологическая культура;
3) психологическая культура.
О психологической культуре надо сказать особо. Педагог находится в непосредственном контакте с людьми, более того, - с детьми. Не стоит доказывать, насколько необходимо обладать психологической компетентностью тому, кто с глазу на глаз, ежедневно, в непростой подчас обстановке должен создавать человечески приемлемую, комфортную среду, предотвращать конфликты, вызывать искренний интерес к происходящему, налаживать сотрудничество и содружество в коллективе. Без психологической культуры никакие инновации возникать не могут, хотя бы потому, что самому новатору труднее всех - надо не пасовать перед неизвестностью, неудачей, тем более суметь с достоинством переносить успех. Уметь психологически грамотно поддерживать не только тонус окружающих, но и регулировать собственное самочувствие очень важно.
Какие же именно качества прежде всего необходимы для формирования инновационной культуры педагога. Выделены три группы таких свойств личности:
1) отношение к детям как развивающимся субъектам;
2) культура человеческого взаимодействия;
3) отношение к себе как развивающемуся субъекту.
Если о первых двух свойствах часто говорят и пишут, то о понимании педагогом себя как личности, способной к развитию, говорят только в профессиональном плане. Однако рассмотрение себя как человека развивающегося к лучшему, осмысленно и целенаправленно обретающего позитивные изменения, новые способности и черты характера, очень важно. Обновление окружающей жизни без обновления себя невозможно. Это взаимосвязанные процессы [2].
Я считаю, что путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное восхождение от начинающего учителя до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности. Высокий уровень развития инновационной культуры необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его профессионализма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьева, Е.Д., Борисова, Л.Г. Инновационная культура педагогов [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Имидж». – Режим доступа: http://image.websib.ru/05/text_article.htm237. - Дата доступа: 28.10.2011.
2. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура / Проблемы теории и практики управления. – М., 2001. – №2. – С. 57–63.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
4. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology. - Дата доступа: 28.10.2011.
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в новый мир со старыми методами, потому так зову к перерождению сознания. Н. Рерих Вся история человеческого развития — это непрерывный про- цесс внедрения инноваций в практику. И, пожалуй, первая иннова- ция реализовалась в тот момент, когда первобытный человек взял в руки камень и применил его как орудие труда. Человек развивался — инновации усложнялись. В средневековье самые передовые идеи ка- рались сожжением на костре. Но человеку свойственно стремиться к новым высотам. И вот — покорен космос, а мирный атом обогре- вает целые государства. Так постепенно, на третьем тысячелетии своего развития, человечество пришло к использованию до соци- альных сетей, искусственного интеллекта и нано-технологий. Мы живем на рубеже эпох и переживаем удивительный момент перехо- да из одного тысячелетия в другое. Рубеж эпох — это время пере- оценки ценностей и пересмотра жизненных ориентиров. Что было и что будет ценно и значимо в новом времени? Это не только вопросы жизни и смерти, войны и мира, столкновения добра и зла, но и про- 256 блемы взаимоотношений личности и общества, проблемы ценност- ных ориентиров в жизни человека. Дальнейшее развитие и совершенствование общества зависит от социально-экономических и политических изменений. Поэтому приоритетной задачей педагогов и всей системы образования яв- ляется задача формирования гражданина с устойчивой внутренней патриотической гуманистической позицией и осознанием того, что он — хозяин на своей земле — востребован в своей стране, ответ- ственен за ее судьбу, имеет возможности для собственной реали- зации. Это уже не человек-исполнитель, а человек-создатель, спо- собный принимать самостоятельные решения, нацеленный на творческое развитие собственной индивидуальности. Другими словами, задача образовательного процесса — формирование в ученике субъектности, способности к саморазвитию, самовоспита- нию, самообразованию. Глубокие преобразования общественной жизни требуют поис- ка и обоснования инновационных подходов к организации образо- вательного процесса. Главным принципом любой инновации явля- ется обучение новым видам деятельности, переход на новый уро- вень развития, который определяется качеством образования. Проблема качества образования — педагогическая реальность, отражающая потребность образовательной практики в научной обоснованности образовательного процесса, ориентированного на прогнозируемые педагогические результаты, качественные изме- нения [1, с. 98]. Только меняющийся, развивающийся и совершен- ствующийся учитель может подготовить ребенка к вступлению в непростую и противоречивую действительность современной жизни. Педагог должен иметь потребность в собственном разви- тии, способность к восприятию инноваций, желание обучаться и внедрять в практику новые методики и технологии, уметь ориен- тироваться в широком спектре инновационных идей, школ, на- правлений, не тратить время на открытие уже известного. Поэтому главным является вопрос компетентности педагога, уровень его инновационной культуры. За последние десятилетия значительно вырос в общем смысле уровень развития учащихся, особенно в сфере информационных технологий и общественных коммуникаций. Зачастую дети во 257 многом опережают педагогов, особенно старшего поколения, в использовании информационных ресурсов, социальных сетей. Инноватика как поиск новых эффективных методов, способов, средств, методик для достижения поставленных целей в различ- ных сферах жизни: экономике, производстве, образовании, меди- цине — привела общество к созданию парка высоких технологий, парка модернизации производства, внедрению космических про- ектов, нано-технологий, новейших медицинских технологий. Бу- дущее — за инновационными технологиями, которые, переставая быть инновационными и становясь традиционными, улучшают качество жизни. Можно говорить об этом как о задаче государст- венной важности. В настоящее время в образовательном процессе активно при- меняются проблемное, программированное, уровневое, адаптив- ное, модульное обучение. Кроме этого, инновационные методы должны также внедряться в организацию и управление образова- тельным процессом. Освоение новых педагогических технологий обеспечивает эффективность педагогической деятельности, спо- собствует совершенствованию образовательного процесса. Для того чтобы поддерживать образовательный процесс в ин- новационном режиме, педагогу важно придерживаться принципов гуманистической педагогики, внедрять технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также технологии, основан- ные на применении новых идей и средств информатизации, массо- вой коммуникации. Для достижения гарантированных результатов педагогу необхо- димо владеть системно-деятельностным подходом в обучении и воспитании, основанном на единстве теории и практической дея- тельности, уметь индивидуализировать образовательный процесс через развивающее обучение, обладать способностью к прогнозиро- ванию, исследованию, корректированию деятельности в меняю- щихся условиях, использовать вариативность методов и подходов в работе, уметь осуществлять рефлексию образовательного процесса. Большую роль в обновлении системы профессиональной ком- петентности и формировании инновационной культуры педагога играет процесс повышения квалификации, в том числе и через трансляцию и распространение инновационного педагогического опыта, прохождение курсов, стажировок, практик, участие в рабо- 258 те семинаров, тренингов, и т. д. Продвижение инновационного опыта должно осуществляться через деятельность творческих групп, научных и методических обществ педагогов, работу науч- но-методических и педагогических советов, научно-практических и методических семинаров, конференций. В последнее время при- обрели популярность фестивали педагогического мастерства, мас- тер-классы, педагогические мастерские, педагогические марафо- ны. Обобщение педагогического опыта широко представляется на ежегодной Республиканской выставке научно-методической лите- ратуры и педагогического опыта. Для широкой популяризации можно использовать публикации материалов, отражающих опыт инновационной деятельности, в профессиональных изданиях, сай- ты учреждений образования, пополняемые готовыми к распро- странению промежуточными и итоговыми образовательными про- дуктами, организовывать участие специалистов учреждений обра- зования, внедряющих инновационные проекты, в республиканских и международных интернет-форумах. Таким образом, целенаправленная, теоретически проработан- ная и научно обоснованная инновационная и экспериментальная педагогическая деятельность является важным компонентом ин- новационной инфраструктуры республики и способствует выпол- нению социального запроса общества по повышению качества об- разования. Выполнение этой задачи невозможно без учителей- новаторов, учителей, которые составляют основу системы образо- вания, ее базис, являются движущей силой ее развития. Наша жизнь стремительна и быстротечна. И только меняясь вместе с ней ежедневно и ежечасно, можно успевать не оставаться стоять на месте, как в известной сказке Льюиса Кэррола. Литература 1. Храмцова, Ф. И. Мониторинг качества воспитания : сущность, технологии : учебное пособие / Ф. И. Храмцова, Н. Н. Захожая. — Мн. : УП «Технопринт», 2004. — 136 с. 2. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура ; под ред. д-ра пед. наук Г. И. Николаенко // ГУО «Акад. последиплом. образования».— Минск : АПО, 2010. — 224 с. 3. Глинский, А. А. Семинар-рефлексия «Метод проектов в совершенствовании профессиональной культуры педагогов», Эффективная коллегиальная деятельность для достижения новых целей. / А. А. Глинский // Народная асвета. — 2011. — № 10. — С. 22. 259 4. Пальчик, Г. В. Экспериментальная деятельность в системе общего среднего и специального образования : проверка эффективности педагогических нововведений. / Г. В. Пальчик, Л. А. Худенко, В. В. Гинчук // Веснік адукацыі. — 2011. — № 10. — С. 3. П. В. Филиппов Республика Беларусь, г. Минск «ТРЕНАЖЕР ПАМЯТИ РЕЧЕСЛУХОВОЙ» И ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СКОРОЧТЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА НАУЧЕН