СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШКОЛА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. Семинар-практикум по теме "Развитие исследовательской культуры педагога"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для саморазвития и самосовершенствования профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  • ссодействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;

  • вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;

  • создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов;

  • проанализировать уровень исследовательских умений педагогов лицея;

  • развивать умение выслушивать мнение коллег, конструктивно решать споры.

Просмотр содержимого документа
«ШКОЛА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. Семинар-практикум по теме "Развитие исследовательской культуры педагога"»

ШКОЛА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

семинар-практикум по теме

"Развитие исследовательской культуры педагога"

Цель: создание условий для саморазвития и самосовершенствования профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  • ссодействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;

  • вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;

  • создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов;

  • проанализировать уровень исследовательских умений педагогов лицея;

  • развивать умение выслушивать мнение коллег, конструктивно решать споры.



Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость самообразовательной деятельности для повышения уровня профессионального мастерства и развития собственной исследовательской компетенции, составляющие современного компетентного педагога, этапы работы над индивидуальной методической темой; приобретут умения разрабатывать примерный план самообразования с целью развития навыков организации собственной исследовательской деятельности.

Формы организации семинара: тренинг, практическая работа, групповая работа, интерактивные игры «Карусель», «Аукцион» и др.



Литература:

  1. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы – М. : Сентябрь, 2002. – 160 с.

  2. Жук А. И., Кашель Н. Н. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Кіраванне ў адукацыі. ­ – 1997. –­  № 8. С. 3–28.

  3. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.

  4. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей. ― Минск, 2003. – 288 с..

  5. Исследовательская работа в школе. — Минск : НИИ, 1992. — 87 с.

  6. Кухарев Н. В. Педагог–мастер, педагог–исследователь. — Гомель : Упр. образования Гомел. облисполкома, 1992. — 211 с.

  7. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Метод. сб. ― М.: Нар. образование, 2001. ― 272 с.

  8. Содержание и организация методической работы с учителями- предметниками в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Н. Шестакова. – Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 177 с.

  9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. — 2003. — №2 — С. 58–64

  10. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М., 2001.170с.

  11. Подьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодейсвие, конфликт. М., 2007.266с.

  12. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа/ Дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2011. –202 с.

  13. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. – Красноярск, 2006.



Ход семинара

1. Организационный момент.

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня приветствую вас на семинаре-практикуме «Развитие исследовательской культуры педагога», который проходит в рамках работы ШКОЛЫ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА.



2. Создание команд (тест о часах)

Ведущий. Давайте дальше! У нас столько интересной и новой информации и главное – все расписано по минутам. Блин...Не поверите - я часы дома забыла.

- А какие часы у Вас?

Педагог: (Отвечает)

Ведущий. Ты знаешь, а ведь по часам можно определить тип человека. А вы, уважаемые коллеги, какие часы предпочитаете?

Выберите карточку по своему предпочтению часов и узнаете много интересного о себе. Участники семинара вытягивают карточку по своему предпочтению типу часов и занимают места за столиками с заранее подготовленными надписями:

Заранее подготовленные карточки (по количеству участников). На каждый тип часов (пять типов часов, для деления на команды).

Стол № 1.Механические часы с римскими цифрами

Стол № 2.Классику с арабской нумерацией

Стол № 3.Спортивную модель с подвеской.

Стол № 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.

Стол№ 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.



ВЫ ВЫБИРАЕТЕ

ВАШ ТИП

СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Механические часы с римскими цифрами 

Вы скорее консерватор. Ваш принцип: «Лучшее- враг хорошего» 

Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому

Классику с арабской нумерацией 

Вы реалист, прагматик. Ваш принцип: «Лучше синица в руках…» 

Мечта и полёт фантазии могут открыть Вам новые горизонты. 

Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой. 

Вы легкий человек. Ваш принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!» 

Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца. 

Электронные часы с множеством разнообразных функций. 

Вы много работаете. Ваш принцип: «Кто хочет, тот добьется».

Бизнес приносит деньги, но он не заменит Вам близких. 

Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них. 

Вы требовательны. Ваш принцип: «Каждому по способностям!»

Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника. 



3. Сообщение темы, цели и задач семинара.



Эпиграфом к сегодняшнему семинару могут стать высказывания



Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху. Джим Рон



Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Рубакин Николай Александрович



Проблема развития исследовательской компетентности педагога – актуальна и важна для нас на современном этапе. Это подтвердили и результаты анкетирования, проведенного в рамках подготовки к педагогическому совету. Перед вами ряд цитат, которые могли бы стать эпиграфом к нашему семинару (как вы их понимаете?):

  • · «На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум». (К.А. Гельвеций)


  • «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».  (Я.А. Каменский)


  • У каждой реки есть свой исток, из которого она берёт начало. Для многих людей таким истоком является ...школа и педагог.


  • Человек образованный тот, кто знает, где найти то, что он не знает.

Г. Зиммель


  • Педагог не может стоять на месте, ему нужно постоянно двигаться вперед

И.П.Подласый


  • «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).



4. Основная часть (теоретическая)-презентация!!!

Модернизация современной системы образования в значительной степени зависит от того, насколько эффективно в жизнедеятельность образовательной организации вписываются инновационные процессы. Современная образовательная среда предполагает укрепление связи образовательной практики и науки, что ведет к изменению требований к квалификации педагога, осмыслению им собственной деятельности с научных позиций, к овладению навыками исследовательской деятельности, которая выступает сегодня фактором саморазвития, самоопределения педагога, оказывает существенное влияние на его личностно-профессиональное становление.

Особенно важными в бесконечно меняющихся современных условиях становятся такие человеческие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить быстрые и нестандартные решения.

Педагог лицея сегодн - это не только преподаватель, наставник, воспитатель, но и исследователь, первопроходец новых принципов, способов обучения и воспитания.

Необходимость включения педагога в научно-исследовательскую деятельность обосновывается в трудах ряда отечественных ученых.

  • В. И. Загвязинский выделяет исследовательскую деятельность как самостоятельный компонент педагогической деятельности.

  • В. В. Краевский высказывает предположение о том, что не только ученый, но и каждый педагог-практик должен уметь давать научное описание своих педагогических действий.

  • Н. В. Кузьмина исследовательскую функцию педагога называет гностической, что предполагает анализ педагогических ситуаций, формирование педагогических задач, добывание новых знаний, анализ процесса решения задач и результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным.

Она выделяет следующие этапы формирования исследовательской деятельности педагога:

  • освоение традиционных форм методической работы, основывающихся на концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров;

  • изучение и обобщение передового педагогического опыта (этап дидактического осмысления своей деятельности). Педагог анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с современными технологиями обучения;

  • разработка собственных методик, технологий, образовательных или воспитательных программ, изучение возможности использования этой методики или технологии в обучении и воспитании;

  • реализация собственных идей в широкую практику;

  • разработка статей, написание научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.

Н. В. Кухарев считает, что педагог для осуществления исследовательской деятельности должен овладеть следующими умениями и навыками:….(...предположите какими?)

  • умением наблюдать педагогический процесс, выделять вопросы и проблемы, требующие глубокого изучения и дальнейшего совершенствования;

  • умением в случае возникновения проблемно-педагогической ситуации выдвинуть и сформулировать гипотезу;

  • умением работать с научной педагогической литературой (моно-графической, периодической), исследовательскими трудами, работами популяризирующими передовой опыт, критически ее воспринимать, выявляя объективно ценное;

  • навыками работы со справочной литературой (библиографическими справочниками, указателями, каталогами, другими источниками информации);

  • умением содержательного и психолого-педагогического обоснования своих суждений;

  • умением анализировать передовой опыт других педагогов, творчески перерабатывать его и применять в своей работе.

Таким образом, исследовательская деятельность – это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного педагога, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая

Как видим педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с учащимися ситуаций.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.

1 стадия: "выживание" (первый год работы);

2 стадия:"адаптация" (2 – 5 лет работы);

3 стадия:"зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия:"спад или стагнация» (в зависимости от индивидуальности педагога)


Условно выделяют четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, мы можем определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.


Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.


Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.


Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).


Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.



Анализ анкет педагогов нашего лицея выявил, что педагоги при организации ими собственной научно-исследовательской деятельности (разработка программ, выступлений, обобщение опыта и пр.) и проектно-исследовательской деятельности лицеистов испытывают затруднения. Поэтому исследовательская деятельность становится для них трудоемкой и затратной по времени, что ведет к снижению мотивации к ее организации.





5. Практическая часть

Вы знаете, я считаю, что для того чтобы достигать тех уровней, которые вы озвучили, необходима мотивация, поэтому сейчас у нас по плану «Определение мотивов к самообразованию и исследованию».


Условия задания: предложите компоненты, которые, на ваш взгляд, могут быть мотивы, побуждающие педагога к самообразованию и исследованию?

Групповая работа в командах, каждая группа предлагает свои мотивы:


Терминологический словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, внеклассному мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

  • Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, рекомендуя своих детей для освоения профессии, просят определить его группу к «лучшему» преподавателю.

  • Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим педагогом!

  • Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.


Как правильно формулировать тему нашего исследования?

Формулировка традиционной темы условно содержит три части:

I часть (основная часть: содержит проблему)

II часть (связующее звено)

III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)




I часть

II часть

III часть

Совершенствование… 

… как средство… 

…развития 

Формирование… 

… как условие… 

…совершенствования 

Интеграция … 

…аспект… 

…активизации 

Развитие … 

…фактор… 

…повышения 

Организация … 

…основа… 

…оптимизации 

Осуществление … 

…механизм… 

…эффективности 

Применение … 

 

…реализации 

Использование… 

 

 

Управление … 

 

 

Повышение … 

 

 

Разработка … 

 

 

Реализация … 

 

 

Таким образом, темы в традиционной формулировке звучат так: «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках истории через использование информационных технологий», «Нетрадиционные типы уроков как средство развития творческих способностей учащихся», и т.д.

Темы могут иметь нетипичную формулировку: «Через книгу к культуре, душе …», «Как построить личностно-ориентированный урок», «Научно-практический аспект в преподавании биологии», «Разработка занятий-исследований» и пр.

Темы не должны быть:

- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении истории)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);

- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На какой дисциплине?»);

- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на занятиях математики», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».




Игра «Карусель»

Условия задания: Педагоги каждой команды индивидуально записывают проблему, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения, на отдельных листках бумаги без указания фамилий. Все листки собираются в коробке и перемешиваются. После этого каждая группа вытягивает 5 листков с проблемами, анализирует одну из них и предлагает варианты решения проблемы. Никто в группе не знает, чьи проблемы они обсуждают и кому могут оказать действенную помощь. Затем каждая группа представляет свои наработки.


9. Подведение итога:


Рефлексия. Лестница успеха.

«ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»- способ организации рефлексии в конце занятия. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в "корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

«ЦЕПОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ» - способ организации рефлексии в конце занятия. Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.


Семинар-практикум закончился. Хочется подчеркнуть, что самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую работу. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Благодарю вас за работу! Хочу Вам пожелать профессиональных успехов, творческих и научных открытий.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!