Инновационная модель организации эффективного сопровождения участников
образовательных отношений (коуч-наставничество)
Дёмина Т.Ю.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования было определено как соответствие не только образовательному стандарту, но и потребностям заказчика основных и дополнительных образовательных услуг. Достижение новых образовательных результатов предусматривает обновление кадрового педагогического состава. Таким образом, современная ситуация в образовании актуализирует создание системы работы школы по привлечению и закреплению молодых педагогов.
Положительными моментами приема на работу молодых специалистов (далее МС) можно выделить следующие:
− отсутствие большинства стереотипов, которые могут быть присущи педагогическим работникам со стажем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству и исследовательским экспериментам;
− социальная и профессиональная мобильность (т.е. МС более гибки при отсутствии профессионального опыта);
− более высокая лояльность молодых специалистов, «выращенных» и «воспитанных» внутри школы, а также ориентированность на совместные результаты в сравнении с пришедшими специалистами, имеющими педагогический опыт работы.
В нашем образовательном учреждении проводится активная разработка модели по организации сопровождения молодых специалистов.
Для определения траектории развития МС была проведена подготовительная работа, основным этапом которой являлось выделение основных тезисов, ведущими из которых являются коучинг и наставничество.
Главным помощником МС в новом учреждении является наставник. Но идя в ногу со временем, понятно, что функции наставничества ограничены. Поэтому в нашей работе были соединены принципы работы наставника и коуча.
Понятно, что главное отличие коучинга и наставничества заключается в том, что наставник обычно учит своим примером, как правило это сотрудник с большим опыт работы. И обучение происходит по принципу: делай, как я!
Принцип работы коуча: делай правильно! Причем “правильность” зависит и от ситуации, и от окружающих факторов, и от самого МС. И задача коуча заключается в том, чтобы МС обнаружил правильное в данной ситуации действие и взял на себя обязательство его совершить.
Итак, что же такое коуч-наставничество? Для того, чтобы разобраться, за основу было взято следующее утверждение: коуч-наставничество это часть процесса наставничества, а следовательно — это процесс использования различных мероприятий, мотивирующих к развитию, или индивидуального простроенного алгоритма беседы для помощи МС в профессиональном развитии.
Коучинг (от англ. coaching - тренировать) - это профессиональная помощь человеку (МС) в определении его личных целей и их достижения.
Коучинг | Наставничество |
объединяет профессиональный рост МС: выполнение новых задач (которых МС никогда раньше не делал) или привычных задач другим, новым способом. |
|
|
отличает |
Коуч не передает МС собственные знания и опыт. Он стимулирует процесс профессионального развития молодого специалиста через самостоятельное приобретение им знаний и педагогического опыта. Коуч направляет, но не дает советов, не учит и не оценивает. | Наставничество - это процесс оказания помощи со стороны опытных сотрудников молодым специалистам. Это передача знаний, принятых норм поведения, накопленных в образовательной организации молодому специалисту. |
Целью наставничества - коучинга в нашем образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и становлении, формирование в школе кадрового ядра, привитие молодым педагогам интереса к профессиональной педагогической деятельности, индивидуальное финансово - карьерное развитие молодых специалистов и их прочное закрепление в учреждении.
Так было решено опробовать работу с МС в следующем контексте: наставничество – коучинг.
Коуч - специалист, который помогает молодому педагогу прояснить свои цели и спланировать их достижение. Он не учит МС чему-либо, а стимулирует обучение таким образом, чтобы в процессе своей работы, исходя из полученного собственного опыта, МС сам мог находить и получать необходимые знания. Коуч – наставник раскрывает потенциал педагога, а не переделывает его. Коуч - наставник, поддерживая и сопровождая молодого учителя, помогает ему учиться самостоятельно принимать решение своих проблем и задач, актуальных для его жизни, профессии, будущего.
Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, хорошо овладевший знаниями основ педагогики по профессиональной образовательной программе, проявивший желание к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных знаний, умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника - коуча по согласованному плану профессионального становления и финансово-карьерного роста.
Школьное коуч – наставничество предусматривает постоянную индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых педагогических и коммуникативных навыков и умений ведения деятельности, всестороннего развития уже имеющихся у него знаний в области предмета и методики преподавания, а также его индивидуальное финансово - карьерное развитие.
Таким образом, коуч – наставничество это инновационная модель организации эффективного сопровождения участников образовательных отношений; процесс, позволяющий молодым специалистам при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких личностных и профессиональных результатов.