СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная образовательная технология "РОВЕСНИЧЕСТВО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ровесничество - это категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь сосбственные игры и считалки, передаваемые от одного поколения другому; свои серкетики, иметь общие интересы к чтению, рукописным буквам и словам, математическим закономерностям, к природе, таинственность которой понятна детям.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная образовательная технология "РОВЕСНИЧЕСТВО"»

Инновационная образовательная технология «Ровесничество»


Обучение детей в детском саду – область, в которой педагоги всегда испытывают трудности.

В детском саду получение новых знаний должно быть игрой, своеобразным поиском, открытием, которое совершает ребенок. А идея ровесничества подразумевает максимальное взаимодействие детей друг с другом. Взрослые начинают выступать лишь наставниками-наблюдателями.

В результате ребенок не только начинает любить учиться, но и завоевывает авторитет и уважение сверстников. 

Ровесничество — это ощущение себя равным в отношениях со сверстниками. Это непередаваемое чувство единения, братства в среде людей, составляющих единое поколение.

«Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба».  Хочется верить, что эти слова российского педагога, психолога, философа, основателя педагогической практики ровеснического образования детей Евгения Евгеньевича Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками.

Потребность в ровесничестве появляется у детей, как правило, во второе пятилетие жизни, и взрослые могут помочь ее реализовать, применяя принципы ровеснического образования, то есть через работу организованных групп ровесников, в которых дети самостоятельно получают знания, обсуждают задания, работают вместе над проектами и находят точки соприкосновения через обсуждаемые темы. 

По мнению Евгения Евгеньевича Шулешко, главной целью педагогов является – обеспечение благоприятных условий для образования дружеских связей детей, появления их склонности действовать совместно, возникновения желания и умения сотрудничать.

Итак, в своей работе мы должны опираться на представление о том, что дети старшего дошкольного возраста способны вырабатывать новую социальную культурную норму, именуемую ровесничеством.

Ровесничество – это категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры и считалки, передаваемые от одного детского поколения другому; свои секретики, иметь общие интересы к чтению, рукописным буквам и словам, математическим закономерностям, к природе, таинственность которой понятна детям.

Цель ровесничества заключается в создании такой 

социокультурной среды для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения,

чтобы каждый

дошкольник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления.

При внедрении педагогики РОВЕСНИЧЕСТВА, предполагается взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью их первичной социализации.

Для данной технологии необходимо:

создавать условия для приятельских взаимоотношений между детьми.

Способствовать развитию у детей активной позиции самостоятельности и любознательности.

Научить детей общаться. Обеспечивать каждому ребёнку чувство комфорта, радости от общения с другими детьми.

Объединять детей в совместной деятельности на основе совпадения их интересов, тяготения друг к другу.

Сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным для детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

Это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании парной и подгрупповой работы.

Умение взаимодействовать в паре - одно из важнейших.

Системообразующим фактором в работе в парах является умение договариваться о предмете и способе деятельности, другими словами «Что делать?» и «Как делать?». Это умение формируется в течение всего дошкольного детства 

Эта технология даёт уникальную возможность с одной стороны, проявлять творчество и инициативу, с другой – выполнять общие правила и договариваться для получения хорошего результата.

Воспитателю необходимо найти такой способ общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.

Подобное происходит, когда на занятиях соблюдаются следующие правила:

Первое правило - используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». При работе детей в группах (по 5-6 человек) ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован на учебную деятельность.

 Второе правило - обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен; что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д. 

Третье правило: смена темпа и ритма. Для того чтобы развить у воспитанников умение контролировать и корректировать свои действия и действия партнеров нужно учить детей действовать в определённом темпе и ритме. А менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов и счета. Тогда у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Четвёртое правило - смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться, поэтому каждый ребенок может побывать в роли лидера, а значит научиться таким коммуникативным универсальным учебным действиям.

Совместная детская деятельность, будь то образовательная или игровая деятельность в микрогруппах способствует формированию и проявлению таких личностных качеств,

как стремление помочь друг другу, потребность поддержать друга, сопереживать товарищам, терпеливо следить за ходом общего дела, прислушиваться к мыслям, мнениям товарищей, радоваться успехам других.


Таким образом, социальная норма быть ровесником позволяет всем детям осваивать любую программу детского сада.

А содержание работы самого детского сада заключается в создании условий для возникновения этого нового состояния - ровесничества. 

Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, благоприятных эмоциональных условий для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями умениями своего друга.

Ровесничество учит дошкольников общаться, сострадать, помогать в беде не только друг другу, но и взрослым.

Одной фразой - воспитывает людей 21 века!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей