СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная разработка программы деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности, слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная разработка программы деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими детьми»

Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности, слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.

Причины неуспеваемости обучающихся

Внешние:

  • снижение ценности образования в обществе;

  • уклад семьи, уровень воспитанности и отношение к образованию своих детей; - скучные уроки;

  • отсутствие индивидуального подхода; - конфликт «учитель-ученик»; - пробелы в знаниях.

Внутренние:

  • ослабленное здоровье или особенности нервной системы;

  • низкое развитие интеллекта;

  • отсутствие положительной мотивации учения; - слабое развитие волевой сферы;

  • заниженная самооценка учащегося.

Условно всех отстающих можно разделить на три группы:

  1. Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности.

Общие черты:

    • постоянно отвлекается на уроках;

    • часто нарушает дисциплину;

    • уделяет мало времени подготовке домашнего задания;

    • замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время;

    • отсутствует всякое желание заниматься предметом;

Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.

  1. Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности.

Общие черты:

    • Дети внимательны, старательны на уроках.

    • Затрачивают много сил и времени на выполнение заданий, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих.

    • Обычно они не знают элементарных правил написания.

  1. Третья группа:

    • Учащиеся значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.

Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу. Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах или индивидуально по программам специалистов.

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

1. Низкий уровень развития учебной мотивации.

Влияют:  обстоятельства жизни ребенка в семье;

 взаимоотношения с окружающими взрослыми.

  • Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

  • Отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные.

2. Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Отсутствие условий для умственного развития, интеллектуальных умений, знаний и навыков, на основе которых педагог строит обучение.

  • При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

  • Вместо активного размышления –зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

  • Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

3.Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.

 Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать (заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе).

4.Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • пробелы в воспитании (не приучены выполнять работу аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; неорганизованные учащиеся);

  • неправильная организация учебной деятельности в ОУ.

  • Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

  • Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

  • Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

  • Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

5.Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

 Знания усваиваются без интереса, не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для обучающихся со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов (внимания, памяти, отдельных мыслительных операций). Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, кто лучше всех ответил и был наиболее активным.

Упражнение «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;  развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

«Пиктограмма или Пляшущие человечки» Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний: веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, счастье, дружба.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы.

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости.

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.

Существенный, важный, но не привлекательный материал.

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает.

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.

К себе, своим силам

Поощрение

успехов в учебе, не требующей усилий.

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий.

Поощрение успехов в работе, требующей значительных усилий.

К учителю

(коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет.

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Основные условия предупреждения и преодоления неуспеваемости

  • Необходимо привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала.

  • Важно при этом так организовать работу, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.

  • Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную отметку, чтобы не снизить мотивацию к учению.

  • Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, а потом становится равнодушным к учению.

  • Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске, при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
  • При опросе слабоуспевающим ученикам даѐтся примерный план ответа, разрешается делать предварительные записи, пользоваться планом, составленным дома, наглядными пособиями; отводится больше времени для подготовки к ответу у доски.

  • Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  • При опросе создаются специальные ситуации успеха.

  • Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.

  • В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников.

В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах, отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания. Объѐм домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Учителю – предметнику необходимо:

  1. Провести диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося.

  2. Использовать на уроках для объективности результата различные вида опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.).

  3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

  4. Регулярно и систематически опрашивать учащихся, своевременно выставляя оценки, не допуская скопления оценок в конце полугодия, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

  5. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог в дальнейшем их устранять).

  6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

  7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (три и более «2»).

  8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи.

  9. Вести следующую документацию:

    • Распределение учащихся каждого класса по уровню подготовки к ГИА;

    • График индивидуальных консультаций и дополнительных занятий для учащихся класса; - План подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в 2017-2018 учебном году;

    • Индивидуальная работа с родителями;

    • Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося;

    • Отчет учителя - предметника о работе со слабоуспевающими детьми; - Диагностическая карта обучающегося.