ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Инновационное развитие библиотек ОУ в условиях модернизации общего образования»
Тема: «Использование новых информационных и воспитательных технологий в работе библиотеки»
Выполнена: Середа Ирина Николаевна, библиотекарь МКОУ «СОШ №5» с. Водораздел
Андроповского района
Лазарева А.Г., к.п.н.,
доцент кафедры ВРДОи Т
г.Ставрополь, 2015
Использование новых информационных и воспитательных технологий в работе библиотеки.
В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.
Оснащение школьной библиотеки компьютером и техническими средствами открыло новые возможности для работы. Процесс получения и обработки информации поднялся на качественно новый уровень.
Компьютер является бесценным помощником в работе с библиотечным фондом: мониторинг обеспеченности учебниками, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием, учет и обработка, списание документов.
В современных условиях проведение библиотечных уроков требует особого подхода. Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.
В начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.
Преимущества использования информационных технологий в библиотеке:
- ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.
- Способствует организации исследовательской деятельности.
- Применение компьютерных тестов.
- Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.
- Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия ( что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
- При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.
Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.
В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также анимации и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Библиотека располагает более 50 презентациями, которые можно использовать в предметных областях и в воспитательной работе. С использованием презентации разработаны библиотечные уроки различных направлений: патриотическое воспитание, знакомство с окружающим миром, знакомство с обычаями и традициями русского народа, овладение детьми информационной грамотностью. На занятиях с использованием презентаций дети воспринимают информацию более непосредственно и эмоционально, легче и глубже усваивают материал, выполняют различные задания и упражнения в более интересной форме.
Библиотечные уроки, мероприятия проводятся в рамках учебного процесса и во внеклассной деятельности.
Библиотека принимает участие в проведении общешкольных линеек (9 мая, День освобождения Ленинграда от Блокады, день учителя, 8 марта и др.), праздниках. Большая работа проведена по подготовке ежегодных праздников посвященных толерантности «Дружат дети всей земли», «Страны мира», «Дружба народов». Каждый класс представлял свою страну, республику в сопровождении презентации.
Проведение библиотечно-библиографических уроков планируются в течении года на каждый класс.
В рамках патриотического воспитания разработаны мероприятия: Пионеры герои, Узники концлагерей, Дети – герои войны (Приложение 1). Совместно с муниципальным образованием села Водораздел разработан проект «Цветы для героя». В феврале провели мероприятие «Имя на карте», на котором познакомили детей с подвигом нашего земляка Леонида Фролова, раздали детям семена цветов и предложили вырастить рассаду, чтобы на празднование девятого мая высадить их к мемориалу погибших воинов танкового экипажа Л. Фролова.
Библиотечные занятия проводятся в виде бесед, лекций, игр, викторин, брейн-рингов, исторической карусели, путешествий и др. мероприятий.
Например: беседа «История древней книги». Мы с ребятами отправляемся в путешествие по разным древним странам, чтобы узнать где и как выглядела книга в далёком прошлом. В конце занятия дети выполняют задания, которые выполнены в режиме презентации, разгадывают кроссворд. Это гораздо интереснее для детей, нежели просто отвечать на вопросы о том, что нового они узнали.
Учащиеся 3-4 классов очень любят играть в «Поле чудес». Программа PowerPoint позволяет открывать буквы прямо на экране. Учащиеся выполняют другие задания, тем самым пополняя свои знания. Данные презентации могут быть использованы как для фронтальной работы, так и для индивидуальной работы учащихся в читальном зале. Все презентации есть на электронных носителях.
В этом году на библиотечных занятиях я использовала такие инновационные технологии, как проектная деятельность.
Как показывает практика, проектная деятельность позволяет эффективно взаимодействовать школьной библиотеке с семьей на двух уровнях:
продвижения чтения, формирования культуры чтения членов семьи;
совместная работа школьной библиотеки и семьи по организации чтения и формирования читательской деятельности.
Тому подтверждением могут служить программы и проекты, которые реализуются в школьной библиотеке. Так, программа «Летнее чтение – семейное чтение» направлена на приобщение младшего школьника к чтению в летние каникулы в содружестве с родителями.
Проект «Удиви родителей, прочитай книгу!» позволяет выявить основные формы организации чтения в семье, читательские предпочтения поколений; выработать точку зрения на отношение к процессу чтения и необходимости систематического чтения; объединить родителей и детей темой общения; стимулировать совместное чтение, обсуждение прочитанного, перечитывание; дать рекомендации и заинтересовать сверстников чтением понравившейся книги.
Программа «Летнее чтение – семейное чтение» включает в себя два проекта: «Мы читаем – загораем!» (2-3 классы) и «Я на солнышке лежу, и сценарии пишу» (3-4 классы). Технология проекта проста для выполнения, как ребенком, так и родителями.
Необходимо заметить, что на протяжении нескольких лет реализации программы были выработаны законы летнего чтения:
Минимальное время для чтения 30 минут в день (можно разбить на части, то есть утро, вечер).
Если читают родители, то количество прочитанного увеличивается в 2 раза.
Всегда соблюдать меру; инициатива поощряется (замена 1 - 2 произведений другими).
Можно предложить свой вариант летнего репертуара.
Проект «Удиви родителей, прочитай книгу» преследовал цель – проведение с ребятами среднего возраста и их родителями подиум – дискуссии по проблеме чтения. Задачи, которые были решены:
погружение читательской аудитории в тему;
привлечение родителей и детей к совместному разговору о проблемах чтения;
формирование навыков работы в проектной технологии;
проведение исследования и сбора статистических данных;
создание слайд-шоу, презентаций для оформления выставок (фотографий, цитат);
распространение опыта работы в библиотечном сообществе и сбор портфолио библиотечных проектов.
В заключение необходимо отметить, что школьная библиотека (подразумевается, конечно, библиотекарь), осуществляя проектную деятельность в тесном контакте с семьей, может решить спектр задач:
Интегрировать функциональные обязанности.
Предоставлять образовательные услуги.
Раскрывать фонд.
Рекламировать книгу и попутно свою информационную продукцию.
Создавать имидж библиотеки среди школьного сообщества и, следовательно, формировать бренд.
Формировать у субъектов образования информационные и коммуникативные компетенции.
Включаться в режим непрерывного образования.
Приобретать и транслировать опыт библиотечному и педагогическому сообществу.
Проектная деятельность – один из способов пополнения библиотечного фонда, а полноценные продукты коллективной деятельности, созданные своими руками и отвечающие индивидуальным запросам всех участников образовательного процесса активно тиражируются и распространяются.
Несомненно, что мы взрослые – библиотекари, педагоги, родители, работая совместно с детьми, наполняем наше личностное пространство культурой, информацией, образованием и напоминаем друг другу, что «время читать, как и время любить, расширяет время, состоящее из минут и часов…,чтение никак не связано с регламентом жизни общества, оно, как и любовь, просто образ жизни».
7