СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена учителям-дефектологам. В ней раскрыты инновационные методы и приемы, используемые в работе учителем-дефектологом.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы и приемы в работе учителя-дефектолога»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

Государственное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждениЕ

Луганской Народной Республики

«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»










ИННОВАЦИОННЫЕ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА








доклад НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Cадовниковой Татьяны Николаевны,

учителя ГБОУ ЛНР «Суходольская

специальная (коррекционная)

школа-интернат»










Суходольск

2024

Инновационные образовательные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Любая инновация, используемая в дефектологической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию дефектологической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

В своей работе учитель – дефектолог использует как общие, так и специальные педагогические технологии. Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется учителем-дефектологом на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. По отношению к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный и дифференцированный подход.

Для достижения поставленных коррекционных целей и задач в своей профессиональной деятельности используются следующие образовательные технологии: технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Учитывая специфику психомоторного развития обучающихся, в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать игровые технологии. Игровые технологии активизируют пространственно-образное мышление, раскрывают творческие возможности ребенка, способствуют речевому и интеллектуальному развитию. Во время проведения динамических пауз и логоритмических минуток также необходимо проведение сюжетных подвижных игр. Привлечь внимание воспитанников раннего возраста к новому материалу можно с помощью различных игр в виде путешествий (сегодня мы отправимся в….), сюжетных линий.

Здоровьесберегающие технологии.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младенческого и раннего возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу развития, обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации воспитанников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают учителю-дефектологу в комплексном, поэтапном устранении речевых и интеллектуальных нарушений.

Здоровьесберегающие технологии делятся на три категории:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;

  • технологии обучения здоровому образу жизни;

  • коррекционные технологии.

В ходе работы с детьми младенческого и раннего возраста применяются элементы артикуляционной гимнастики. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Выполнение артикуляционных упражнений помогают улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию, укрепляют мышечную систему языка, губ, щёк, а также уменьшают спастичность артикуляционных органов.

Также в работе активно применяются дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. На занятиях широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.

Дети на занятиях обучаются элементам самомассажа. Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью самомассажа области артикуляции является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В ходе коррекционного процесса, как на фронтальных, так и на групповых и индивидуальных занятиях применятся динамические паузы, физминутки. Данная технология позволяет повышать интерес детей к занятиям, переключать их внимание, развивать психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, повышают функциональную деятельность мозга и тонус всего организма.

Коррекционно-развивающие технологии.

Развитие кистевого и пальцевого праксиса является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. В нашем учреждении пальчиковые игры и развитие мелкой моторики с детьми осуществляются как на музыкальном материале, так и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Песочная терапия.

Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ известен давно. Он считается наиболее действенным методом развития, обучения и осуществление коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Данный метод использую в своей практике с детьми раннего возраста, преследуя различные коррекционные задачи. Игра с песком является доступной формой деятельности для ребенка с ОВЗ. Детям трудно передать словами то, что они чувствуют, то, что их тревожит. Занятия с песком многофункциональны, могут решать сразу несколько задач, таких как развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности, “вызывание” речи, развитие навыков ориентировки в малом пространстве, стабилизация эмоционального состояния и развитие познавательных способностей детей.