СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общ

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

ая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.



Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. 

Однако основная задача трудового обучения — дать ученикам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а также усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий.  Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая интерактивные.

В чем же суть интерактивных методов обучения? Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, я использую следующие приемы и методы.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровье сбережения является создание на уроке благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя.  Для этого использую рифмованное начало урока.

Например: 

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме:

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Проблемный вопрос, ситуация, задание позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания учеников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

Например, при составлении плана работы, предлагаю учащимся за определенное количество времени написать интересующие их вопросы.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Выступая координатором, я лишь направляю деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Работа над проектами позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, открывает новые возможности.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся и на коллективную деятельность. Для учащихся с ОВЗ бывает очень сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путем анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге. Творческие проекты по изготовлению изделий также являются средством экономического воспитания.

Я использую метод проекта при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по столярному делу. Во втором полугодии девятиклассники самостоятельно выбирают тему своего творческого проекта и выполняют работу по определенному алгоритму.

Учебные творческие проекты выполняются по следующим разделам:

1.    Обоснование проблемы и потребности.

2.    Выбор модели и ее описание.

3.    Выбор материалов.

4.    Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.

5.    Правила безопасной работы.

6.    Технологическая последовательность изготовления изделия.

7.    Анализ и оценка качества работы (учащийся сам оценивает свою работу).

Защита творческого проекта происходит на выпускных экзаменах – демонстрация модели и устная защита по всему объему работы.

Профессионально – трудовое обучение позволяет успешно развивать познавательную активность учеников через использование на уроках интернет-ресурсов, компьютерных презентаций и тестовых технологий. ИКТ на уроках трудового обучения применяю с целью организации коллективной, групповой и индивидуальной работы, развития творческой и познавательной активности, повышения качества знаний по предмету, формирования умений и навыков работы на компьютере.  Применение компьютерных технологий помогает мне за небольшой отрезок учебного времени сформировать у учащихся знания, необходимые для выполнения практических работ.

На слайдах я размещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; добавляю музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет мне сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.   А электронные тесты и кроссворды повышают мотивационную активность. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Ученики получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Для работы с детьми любого возраста использую игры-энергизаторы и оптимизаторы, которые являются частью здоровье сберегающих технологий. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся, которые позволяют за короткое время повысить работоспособность, актуализировать творческие способности детей, повысить их настроение и общий тонус.

  Например, игра «Земля – воздух - вода». Ребята встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет одну из стихий. Тот, кто поймал мяч должен назвать животное этой стихии.

Упражнение-энергизатор для снятия эмоционального напряжения «Лимон и Котенок»:

Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок! А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

Игра-Оптимизатор «Пожелание». Все играющие садятся в круг.

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что скажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

Для завершения образовательного мероприятия я использую разные виды игр: деловые, имитационные, ролевые, которые стимулируют активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.  

Такие активные методы подведения итогов как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе» и т.д. помогают мне эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. 

Пример «Мудрый совет». 

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

По очереди дети рассказывают, какие люди, звери, птицы и растения кажутся им самыми мудрыми, и объясняют свое мнение. Затем попросите детей представить, что на земле должен состояться совет из самых мудрых обитателей планеты. Четверо детей, чьи ответы самые интересные, выбираются в мудрый совет.
Один ребенок в этом совете — мудрый человек, другой — мудрый зверь, третий — мудрая птица, четвертый — мудрое растение. Остальные дети получают карточки с рисунками разных обитателей земли. Каждый по очереди обращается к мудрому совету за помощью. Четыре мудреца должны придумать четыре мудрых совета для каждого обитателя земли, обратившегося к ним за помощью: один совет — от человека, другой — от животного, третий — от птицы и четвертый — от растения.
Например, человек боится заблудиться в лесу.
Советы мудрецов:
- взять с собой компас (человек);
- взять с собой собаку (зверь);
- предложить птице зерен, и она покажет дорогу к дому (птица);
- найти живой компас. Ветки на дереве гуще растут с южной стороны, а мох на стволе — с северной (растение).
Предупредите детей, что советы мудрецов могут быть сказочными.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Указанные выше методы работы, позволяют мне повысить результативность обучающихся в образовательном процессе. Анализ контрольных работ, выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению свидетельствует о том, что мои ученики получают достаточную подготовку по столярному делу. Учащиеся выпускных классов разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии, у них сформированы навыки и умения самостоятельной работы.

  Участвуют в школьных, районных, областных и международных конкурсах.

Достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень. 

Использование на уроках интерактивных форм обучения влияет на рост уровня познавательной активности учащихся, на формирование и стремление к поисковой деятельности. Прослеживается положительная динамика роста качества обученности.

В заключении, хочу заметить, что в современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Не нужно забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский (Член Общественной палаты, ректор Института образовательной политики «Эврика») утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне. 




























 

Качество обучения.

Класс

Качественная успеваемость

2019-2020 уч. г.

2020-2021уч. г.

2021-2022 уч. г.

7 «Б»

65%

72%

95%

8 «А»

74%

82%

91%

8 «Б»

79%

87%

92%

9 «А»

81%

92%

98%

9 «Б»

75%

89%

97%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!