СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные методы обучения игре на фортепиано"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется в учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные методы обучения игре на фортепиано"»

Инновационные методы обучения игре на фортепиано

2024г.

Автор: Теперева Татьяна Геннадьевна преподаватель по классу «Фортепиано» ДШИ им. Ф.Шопена.

Введение

Период начального обучения игре на фортепиано зависит от индивидуальных способностей ученика и представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обновление образования сегодня, внедрение в него информационных технологий требует от преподавателей знания инновационныхподходов, освоения интерактивных форм и методов обучения. Интернет-технологии открывают новые возможности, как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей .

Цель:

– мотивация учащихся к обучению в классе фортепиано, путём использования инновационных технологий.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

– предоставление разнообразных возможностей в приобретении умений и навыков обучающихся для творческой самореализации и самоопределения в социуме;

Глава 1. Использование игровых методов на уроке фортепиано

Обучение игре на фортепиано – сложный процесс, включающий в себя пианистическое и общемузыкальное развитие учеников школ искусств.

Педагогам приходится сталкиваться с детьми со способностями различного уровня. Преподаватель должен находиться в постоянном поиске, совершенствовать формы, методы, работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент новизны. У некоторых родителей учащихся отсутствует мотивация для обучения детей музыке. К сожалению, музыкальное искусство, в силу некоторых причин, не является приоритетным направлением в образовании ребёнка. С каждым годом меняются и сами ученики. На них обрушивается огромное количество разнообразной информации. Ритм их жизни значительно ускорился. Им сложно заниматься долгой кропотливой работой. Достижение положительных результатов в процессе обучения игре на фортепиано предусматривает поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам детей и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Перспективным направлением в области обучения игре на фортепиано можно назвать интеграцию между музыкой и современными инновационными технологиями.

Инновация (в переводе с англ. нововведение) – это успешное использование новых идей. Инновационные технологии – это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

Всем известно, что дети усваивают материал урока намного лучше и эффективнее, если он преподносится в доступной и понятной им игровой форме или при помощи увлекательных рассказов. С помощью игрушек и красочных картинок ученик с легкостью усваивает различные теоретические понятия.

Игра – потребность ребенка, путь к познанию окружающего мира.

Функции игровых технологий:

  • Обучающая – развитие обще-учебных навыков;

  • Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;

  • Самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности;

  • Релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения;

  • Коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоционального контакта.

Освоение игры на фортепиано поначалу не требуют он начинающего пианиста значительных усилий, потому что во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра. Преподавателю в свою очередь необходимо поддерживать такое ощущение, регулярно вводя в урок игровые эмоциональный ситуации. Например, «Музыкальные ребусы», или игра «Найди клавишу». Эта игра развивает слух. Для ее проведения необходимо подготовить 10 фишек. Ребенок отворачивается, а преподаватель нажимает клавишу и просит найти ее с трех попыток. Если ученик не сумел указать клавишу правильно, фишка переходит к преподавателю, если сумел – к ученику.

От способа подачи материала порой зависит заинтересует ребенка данный вид работы или озадачит. 

Глава 2. Использование КТ в обучении

Применение информационных технологий  обогащает традиционные формы обучения, открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. На компьютере возможен просмотр учебных фильмов (например, сюжет о том, как создают фортепиано), просмотр выступления музыкантов, просмотр презентаций с подходящей тематикой (например, об истории создания фортепиано), участие в интернет конкурсах и фестивалях, возможно использование интернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

В классе фортепиано можно использовать традиционные формы работы, такие как  подбор по слуху, сочинение, игру в ансамбле. Среди новых технологий заслуживает внимание игра пьес с фонограммой «минус».   Использование фонограммы в учебном процессе, несомненно, дополняет и расширяет содержание музыкального образования, а главное, мотивирует учащихся к обучения.

Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом и это  стимулирует его занятия на инструменте.  Занятия с фонограммой в домашних   условиях   дают   ощущение   игры   в   оркестре, ансамбле. Исполнение фортепианных пьес с фонограммой не только развивает интерес, но и музыкальные способности:

– воспитывается исполнительская дисциплина,

– концентрация внимания -метроритмическая организованность,

– развивается музыкальный слух,

– эмоциональная отзывчивость,

– развивается ансамблевая игра;

– расширяется музыкальный кругозор, 

Включение в процесс обучения различных программ, так же повышает привлекательность урока, являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс, что формирует у учеников устойчивой мотивации и интереса к изучению дисциплины. Игровые программы помогают развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, умение конкретизировать классификацию данных, развивать коммуникативные умения (например, умение запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов).

«Нотный стан и ноты» – https://www.musicca.com/ru/uprazheniya/noty – онлайн упражнения, позволяющие начинающим пианистам закрепить знания о расположении нот на клавиатуре, нотном стане.

Музыкальные аркады «Вирартек» http://virartech.ru/index.php – позволяют изучать основы музыкальной грамоты, развивать слух, чувство ритма, память, навык чтения нот с листа. 

Заключение

Урок с игровыми или нестандартными элементами – способ превратить занятие в радостное событие, которого ученики ждут с нетерпением. Музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные компьютерные программы, а воспитанники – больше использовать компьютер в подготовке к занятиям, закреплении материала, ответах на интересующие вопросы. Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным.