СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные педагогические технологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «Педагогическая инновация

это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные педагогические технологии»

Инновационные педагогические технологии

Инновационные педагогические технологии

Понятие «Педагогическая инновация» это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Понятие «Педагогическая инновация»

это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

 Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время ИКТ технологии (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации); ТРИЗ ( Теория решения изобретательских задач — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. Автор теории — Генрих Саулович Альтшуллер); интерактивные технологии; проектная технология, метод проектов;

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время

  • ИКТ технологии (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации);
  • ТРИЗ ( Теория решения изобретательских задач — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. Автор теории — Генрих Саулович Альтшуллер);
  • интерактивные технологии;
  • проектная технология, метод проектов;
 Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время: исследовательская технология; АМО технология (Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии); здоровьесберегающие технологии……

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

  • исследовательская технология;
  • АМО технология (Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии);
  • здоровьесберегающие технологии……
Понятие «технология» это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)

Понятие «технология»

это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

(Толковый словарь)

Педагогическая технология  Это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)   Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.  (Б.Т.Лихачев)

Педагогическая технология

Это содержательная техника реализации учебного процесса

(В.П. Беспалько)

Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

(Б.Т.Лихачев)

Педагогическая технология  Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов)   Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО)

Педагогическая технология

Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

(В.М.Монахов)

Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

(ЮНЕСКО)

Технологический подход в образовании В 1619 году в предисловии к «Грамматике» используется термин «технология» для обозначения устройства образовательного процесса. Далее вновь возник в 20-ых годах XX века, что соответствовало общемировым тенденциям педагогической мысли. Активным сторонником технологического процесса был А.С. Макаренко. Возникает в отечественной педагогике в 1980-е годы как новейшее достижение западной педагогической мысли.

Технологический подход

в образовании

  • В 1619 году в предисловии к «Грамматике» используется термин «технология» для обозначения устройства образовательного процесса.
  • Далее вновь возник в 20-ых годах XX века, что соответствовало общемировым тенденциям педагогической мысли. Активным сторонником технологического процесса был А.С. Макаренко.
  • Возникает в отечественной педагогике в 1980-е годы как новейшее достижение западной педагогической мысли.
Классификация педагогических технологий По уровню применения  (общепедагогические, частнопредметные, локальные, модульные, узкометодические) По ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные) По ориентации на личностные структуры  ( информационные, операционные (способы учебной деятельности).

Классификация педагогических

технологий

По уровню применения

(общепедагогические, частнопредметные, локальные, модульные, узкометодические)

По ведущему фактору психического развития

(биогенные, социогенные, психогенные)

По ориентации на личностные структуры

( информационные, операционные (способы учебной деятельности).

Классификация педагогических технологий По характеру содержания и структуры  (обучающие/воспитательные, общеобразовательные/профессиональные) По организационным формам :  (классно-урочные/альтернативные, индивидуальные/групповые) По подходу к ребёнку (авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества)

Классификация педагогических

технологий

По характеру содержания и структуры

(обучающие/воспитательные,

общеобразовательные/профессиональные)

По организационным формам :

(классно-урочные/альтернативные, индивидуальные/групповые)

По подходу к ребёнку

(авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества)

Классификация педагогических технологий По преобладающему методу  ( объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковые, саморазвивающее обучение, информационные)  По категории обучающихся  (массовая технология, компенсирующие, технологии работы с одарёнными детьми) На основе интенсификации и активизации учебной деятельности  (природосообразные; технологии авторских школ)

Классификация педагогических

технологий

По преобладающему методу ( объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковые, саморазвивающее обучение, информационные)

По категории обучающихся

(массовая технология, компенсирующие, технологии работы с одарёнными детьми)

На основе интенсификации и активизации учебной деятельности

(природосообразные; технологии авторских школ)

Виды педагогических технологий Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Природосообразные технологии: Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М. Монтессори). Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

Виды педагогических технологий

  • Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
  • Природосообразные технологии:
  • Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
  • Технология саморазвития (М. Монтессори).
  • Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
Виды педагогических технологий Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии  Проблемное обучение Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) Технология программированного обучения Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Виды педагогических технологий

  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
  • Технология программированного обучения
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
  • Групповые технологии
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Виды педагогических технологий Виды педагогических технологий Частнопредметные педагогические технологии: Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Технология мастерских

Виды педагогических технологий

Виды педагогических технологий

  • Частнопредметные педагогические технологии:
  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
  • Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин)
  • Альтернативные технологии
  • Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
  • Технология свободного труда (С.Френе)
  • Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
  • Технология мастерских
Виды педагогических технологий Виды педагогических технологий Технологии развивающего обучения:  Система развивающего обучения Л.В.Занкова; Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова; Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов); Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

Виды педагогических технологий

Виды педагогических технологий

  • Технологии развивающего обучения:

  • Система развивающего обучения Л.В.Занкова;
  • Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова;
  • Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов);
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
Виды педагогических технологий Виды педагогических технологий Педагогические технологии авторских школ:  Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) Школа-парк (М.А.Балабан) Агрошкола А.А.Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Виды педагогических технологий

Виды педагогических технологий

  • Педагогические технологии авторских школ:

  • Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский)
  • Школа-парк (М.А.Балабан)
  • Агрошкола А.А.Католикова
  • Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно-ориентированные технологии обучения

Актуальность личностно- ориентированного обучения  На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся.  Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Актуальность личностно- ориентированного обучения

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся.

Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит:  самобытность ребёнка 1. самоценность ребёнка 2. субъективность процесса учения 3.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит:

самобытность ребёнка

1.

самоценность ребёнка

2.

субъективность процесса учения

3.

самореализации саморазвития адаптации саморегуляции самозащиты самовоспитания Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

самореализации

саморазвития

адаптации

саморегуляции

самозащиты

самовоспитания

Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

Основными подходами личностно-ориентированного образования являются: Разноуровневый подход  — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.  Дифференцированный подход  — выделение групп детей на основе внешней  дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.  Индивидуальный подход    Субъектно-личностный подход   — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Основными подходами личностно-ориентированного образования являются:

  • Разноуровневый подход  — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

  • Дифференцированный подход  — выделение групп детей на основе внешней  дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

  • Индивидуальный подход  

  • Субъектно-личностный подход   — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Обучение в сотрудничестве Метод проектов Разноуровневое обучение «портфель» ученика Технологии личностно-ориентированного обучения:

Обучение в сотрудничестве

Метод проектов

Разноуровневое обучение

«портфель» ученика

Технологии личностно-ориентированного обучения:

Принципы обучения в сотрудничестве группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый; группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый; группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый; группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы; оценивается работа всей группы; оценивается работа всей группы; оценивается работа всей группы; учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.

Принципы обучения в сотрудничестве

  • группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый;
  • группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый;
  • группы учащихся формируются учителем. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
  • оценивается работа всей группы;
  • оценивается работа всей группы;
  • оценивается работа всей группы;
  • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.
  • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.
  • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание.
Метод проектов совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов

совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основные требования к методу проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке.. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные требования к методу проектов

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся на уроке..
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Разноуровневое обучение   Под разноуровневым обучением следует понимать такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.  При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Разноуровневое обучение

Под разноуровневым обучением следует понимать такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

«Портфель ученика»

- это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика.

 Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение Традиционный урок Личностно-ориентированный урок Материал однотипный Материал разного типа, вида и формы Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу Преобладают проблемные, неоднозначные задания Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Доля творческих заданий мала Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Чаще фронтальная или самостоятельная работа Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая) Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых» Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Материал однотипный

Материал разного типа, вида и формы

Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу

Преобладают проблемные, неоднозначные задания

Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию

Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Доля творческих заданий мала

Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением

Чаще фронтальная или самостоятельная работа

Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)

Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых»

Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

Игровые технологии

Игровые технологии

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.   Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

В.А. Сухомлинский

 Педагогические игровые технологии - достаточно обширная группа методов и приемов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр.  Основное отличие педагогической игры состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игровые технологии - достаточно обширная группа методов и приемов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр.

Основное отличие педагогической игры состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели: Дидактические - расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике ,развитие УУД. Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации, умение находить оптимальные решения. Социализирующие- приобщение к нормам и ценностям общества , адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:

Дидактические - расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике ,развитие УУД.

Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации, умение находить оптимальные решения.

Социализирующие- приобщение к нормам и ценностям общества , адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.

Главное значение игры на уроке в следующем: Повышается познавательный интерес младших школьников. Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным. На уроке игра позволяет ребенку испытать радость умственного напряжения. Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, повышается работоспособность.

Главное значение игры на уроке в следующем:

  • Повышается познавательный интерес младших школьников.
  • Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.
  • На уроке игра позволяет ребенку испытать радость умственного напряжения.
  • Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, повышается работоспособность.
Индиви-дуальные Групповые Общеклассные Парные Игры можно разделить на:

Индиви-дуальные

Групповые

Общеклассные

Парные

Игры можно разделить на:

Познава-тельные Ролевые Комплексные игры Деловые По типу игры делятся на:

Познава-тельные

Ролевые

Комплексные игры

Деловые

По типу игры делятся на:

В современной школе игровая деятельность используется: как элемент более общей технологии; в качестве урока или его части; в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как технология внеклассной работы.

В современной школе игровая деятельность используется:

  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части;
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как технология внеклассной работы.
Результат игровых технологий: эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти; стимулирует умственную деятельность учащихся; развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся.

Результат игровых технологий:

  • эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
  • тренировка памяти;
  • стимулирует умственную деятельность учащихся;
  • развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • способствует преодолению пассивности учеников;
  • способствует усилению работоспособности учащихся.
   Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу практически всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся открытыми и доверчивыми.

Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу практически всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся открытыми и доверчивыми.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  Мышление начинается с  проблемной ситуации.  (С.Л.Рубинштейн .)

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мышление начинается с

проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн .)

Проблемное обучение  — это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. (Г. К. Селевко)

Проблемное обучение

— это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

(Г. К. Селевко)

Проблемное обучение  — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. (А. М. Матюшкин)

Проблемное обучение

— организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

(А. М. Матюшкин)

Проблемное обучение  — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. (В.Оконь)

Проблемное обучение

— это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

(В.Оконь)

Непосредственное побуждение Тради-ционное обучение (учитель интересно рассказывает, показывает….) Проблемное обучение  Интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания)

Непосредственное побуждение

Тради-ционное обучение

(учитель интересно рассказывает, показывает….)

Проблемное обучение

Интеллектуальные

(учащиеся самостоятельно ищут знания)

Проблемное обучение  – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемное обучение

– тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Виды диалога: Подводящий Побуждающий

Виды диалога:

Подводящий

Побуждающий

Побуждающий диалог   состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

Побуждающий диалог

состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

Подводящий диалог   представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

Подводящий диалог

представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.

Условия использования  проблемных ситуаций:  Со стороны учащихся:  новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.

Условия использования

проблемных ситуаций:

Со стороны учащихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче;
  • активная поисковая деятельность.
Условия использования  проблемных ситуаций:  Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Условия использования

проблемных ситуаций:

Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. 45

В качестве проблемной ситуации

на уроке могут быть:

проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

поиск истины (способа, приема, правила решения);

различные точки зрения на один и тот же вопрос;

противоречия практической деятельности.

45

Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации: Побуждающий диалог   — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; Применение мотивирующих приёмов  — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

Побуждающий диалог   — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.

Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов;

Применение мотивирующих приёмов  — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Технологии индивидуализации обучения

Технологии индивидуализации обучения

Технология индивидуализированного обучения организация учебного процесса, где приоритетными являются: индивидуальный подход индивидуальная форма обучения .

Технология индивидуализированного

обучения

  • организация учебного процесса, где приоритетными являются:
  • индивидуальный подход
  • индивидуальная форма обучения .
Представители технологии индивидуализации обучения Унт Инге Эриховна доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространённой системы индивидуализации учебных заданий

Представители технологии индивидуализации обучения

Унт Инге Эриховна

доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространённой системы индивидуализации учебных заданий

Гипотеза Инге Унт : в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Гипотеза Инге Унт :

в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Шадриков Владимир Дмитриевич профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, разработала авторскую технологию адаптивного обучения в школе

Шадриков Владимир

Дмитриевич

профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, разработала авторскую технологию адаптивного обучения в школе

Гипотеза Шадриков В.Д. : развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Гипотеза Шадриков В.Д. :

развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Границкая Антонина Сергеевна профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, разработала авторскую технологию адаптивного обучения в школе

Границкая Антонина

Сергеевна

профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, разработала авторскую технологию адаптивного обучения в школе

Гипотеза Границкой А.С. : в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза Границкой А.С. :

в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Индивидуализация  обучения - это: организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Индивидуализация обучения - это:

  • организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
  • различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуальное обучение Учитель-ученик Модель организации процесса индивидуального обучения Ученик - книга (компьютер) Ученик-ученик

Индивидуальное обучение

Учитель-ученик

Модель организации процесса индивидуального обучения

Ученик - книга (компьютер)

Ученик-ученик

Принцип педагогики. Учитель учитывает личностные особенности ученика Создание психолого-педагогических условий для каждого ребенка Индивидуальный подход Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения

Принцип педагогики.

Учитель учитывает личностные особенности ученика

Создание психолого-педагогических условий для каждого ребенка

Индивидуальный подход

Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения

Индивидуализация обучения Совместная деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности Углубленная диагностика личности ребенка и разработка индивидуальной программы его обучения и развития Возможность выбора ребенком содержания и методов обучения

Индивидуализация обучения

Совместная деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности

Углубленная диагностика личности ребенка и разработка индивидуальной программы его обучения и развития

Возможность выбора ребенком содержания и методов обучения

Технология  индивидуализированного обучения Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма приоритетны. Педагогическая деятельность строится на основе интересов, потребностей, способностей, интеллекта ребенка

Технология индивидуализированного обучения

  • Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма приоритетны. Педагогическая деятельность строится на основе интересов, потребностей, способностей, интеллекта ребенка
Примеры технологий индивидуализации обучения 1. Технология продуктивного образования 2. Проектный метод Технология индивидуализированного обучения И.Э. Унт 3. 4. Адаптивная система обучения А.С. Границкой Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова 5.

Примеры технологий индивидуализации обучения

1.

Технология продуктивного образования

2.

Проектный метод

Технология индивидуализированного обучения И.Э. Унт

3.

4.

Адаптивная система обучения А.С. Границкой

Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова

5.

Характеристики технологий индивидуализации обучения Философская основа: гуманистическая, антропологистская, природосообразная Методологический подход: индивидуальный, личностно ориентированный, задачный, деятельностный Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) Ведущие факторы развития: комплексные: био-, социо- и психогенные Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «репетитор» Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно ориентированный.

Характеристики технологий индивидуализации обучения

Философская основа: гуманистическая, антропологистская, природосообразная

Методологический подход: индивидуальный, личностно ориентированный, задачный, деятельностный

Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения)

Ведущие факторы развития: комплексные: био-, социо- и психогенные

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «репетитор»

Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно ориентированный.

Технология И.Э. Унт  Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

Технология И.Э. Унт

Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

Технология А.С. Границкой  Оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая — обучение всех; часть вторая — два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками.      Использование обобщённых схем, работы в парах сменного состава, многоуровневых заданий с адаптацией.

Технология А.С. Границкой

Оригинальная нелинейная конструкция урока:

  • часть первая — обучение всех;
  • часть вторая — два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщённых схем, работы в парах сменного состава, многоуровневых заданий с адаптацией.
Технология В.Д. Шадрикова:  Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала можно разделить на три группы: математика (абстрактный); физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный); литература, русский язык, история и др. (конкретный).

Технология В.Д. Шадрикова:

Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала можно разделить на три группы:

  • математика (абстрактный);
  • физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный);
  • литература, русский язык, история и др. (конкретный).
Технология групповой деятельности

Технология групповой деятельности

Технология групповой деятельности   - это технология обучения в совместной работе.

Технология групповой деятельности

- это технология обучения в совместной работе.

Групповая работа  Это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих над общими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповая работа

Это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих над общими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы  на уроке способствуют развитию у обучающихся: критического мышления развивают самостоятельность и ответственность способность к сотрудничеству

Групповые формы работы  на уроке способствуют развитию у обучающихся:

критического мышления

развивают самостоятельность и ответственность

способность к сотрудничеству

Цели использования игровой технологии Обеспечение активности учебного процесса 1. Достижение высокого усвоения содержания 2. Включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала 3.

Цели использования игровой технологии

Обеспечение активности учебного процесса

1.

Достижение высокого усвоения содержания

2.

Включение каждого ученика в процесс усвоения

учебного материала

3.

Групповая форма обучения решает три основные задачи: Конкретно-познавательную (связана с непосредственной учебной ситуацией); Коммуникативно–развивающую (вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами); С оциально-ориентационную , (воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе).

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

  • Конкретно-познавательную (связана с непосредственной учебной ситуацией);
  • Коммуникативно–развивающую (вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами);
  • С оциально-ориентационную , (воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе).
К групповым способам  обучения можно отнести:   (по В. К. Д ьяченко ) Классно-урочную организацию Лекционно-семинарскую систему Дидактические игры

К групповым способам обучения можно отнести: (по В. К. Д ьяченко )

Классно-урочную организацию

Лекционно-семинарскую систему

Дидактические игры

Уровни групповой деятельности  (И. Б. Первин )  групповая работа на принципах дифференциации каждая группа имеет свое задание в общей цели межгрупповая работа

Уровни групповой деятельности (И. Б. Первин )

групповая работа

на принципах дифференциации

каждая группа имеет свое задание в общей цели

межгрупповая работа

Разновидности групповых технологий Групповой опрос (проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы) Учебная встреча (это текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты) Диспут (организация диспута, основанного на столкновении разных мнений) Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.)

Разновидности групповых технологий

  • Групповой опрос (проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы)
  • Учебная встреча (это текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты)
  • Диспут (организация диспута, основанного на столкновении разных мнений)
  • Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.)
По определенному признаку По выбору лидера По желанию Варианты комплектования групп По выбору педагога Случайным образом

По

определенному

признаку

По выбору лидера

По желанию

Варианты комплектования групп

По выбору педагога

Случайным образом

Алгоритм работы группы                1. Объединитесь в группы. 2. Вспомните правила работы в группе. 3. Распределите роли. 4. Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы. 5. Выполните работу. 6. Подготовьте защиту групповой работы. 7. Оцени свою работу в группе. 8. Оцени работу группы.

Алгоритм работы группы

 

1. Объединитесь в группы.

2. Вспомните правила работы в группе.

3. Распределите роли.

4. Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы.

5. Выполните работу.

6. Подготовьте защиту групповой работы.

7. Оцени свою работу в группе.

8. Оцени работу группы.

 «Роли в группе» Книгочей (читает памятки, алгоритмы,  планы, тексты учебника)   Лидер (координатор, организатор)   Контролёр (контролирует качество  работы, следит за временем)   Хозяйственник (подбирает и раздаёт  материал для работы)

«Роли в группе»

Книгочей (читает памятки, алгоритмы, планы, тексты учебника) Лидер (координатор, организатор) Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем) Хозяйственник (подбирает и раздаёт материал для работы)

 «Роли в группе» Секретарь (записывает решения группы,  чертит схемы, заполняет  таблицы)   Докладчик (выступает перед классом  с готовым решением группы)   Критик (высказывает противоположную  точку зрения, провоцирует  возражения)

«Роли в группе»

Секретарь (записывает решения группы, чертит схемы, заполняет таблицы) Докладчик (выступает перед классом с готовым решением группы) Критик (высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения)

Критерии оценивания работы групп                Удалось ли распределить работу в группе Внимательно работали или отвлекались участники группы Все ли задания выполнили Как было организовано взаимодействие в группе Качество презентации итогов работы

Критерии оценивания работы групп

 

  • Удалось ли распределить работу в группе
  • Внимательно работали или отвлекались участники группы
  • Все ли задания выполнили
  • Как было организовано взаимодействие в группе
  • Качество презентации итогов работы
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

Цели использования ИКТ: повысить мотивацию обучения; повысить эффективность процесса обучения; способствовать активизации познавательной  сферы обучающихся; совершенствовать методики проведения  уроков; своевременно отслеживать результаты  обучения и воспитания; планировать и систематизировать свою  работу; использовать, как средство самообразования; качественно и быстро подготовить урок  (мероприятие).

Цели использования ИКТ:

  • повысить мотивацию обучения;
  • повысить эффективность процесса обучения;
  • способствовать активизации познавательной

сферы обучающихся;

  • совершенствовать методики проведения

уроков;

  • своевременно отслеживать результаты

обучения и воспитания;

  • планировать и систематизировать свою

работу;

  • использовать, как средство самообразования;
  • качественно и быстро подготовить урок

(мероприятие).

Основные направления информатизации начального образования использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.); введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников; проведение урока с использованием информационных технологий (использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Основные направления информатизации начального образования

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);
  • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
  • проведение урока с использованием информационных технологий (использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Возможности ИТК создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи и т. д.); создание презентаций на определённую тему по учебному материалу; использование готовых программных продуктов; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования; создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание тестовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде.

Возможности ИТК

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи и т. д.);
  • создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
  • использование готовых программных продуктов;
  • поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание тестовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде.
 Использование компьютера в учебном процессе - это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс,  поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Использование компьютера в учебном процессе - это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс,  поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

 Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать проблемы, например: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков); повышение продуктивности самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого; доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.

Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого;
  • доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.
Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов Творческие работы на компьютере Медиа сочинение ( это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, совершенно не возможно при работе с бумагой)

Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов

  • Творческие работы на компьютере
  • Медиа сочинение ( это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, совершенно не возможно при работе с бумагой)
Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов Естественнонаучное исследование (например, ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой) Погружение в иностранный язык Компьютерное тестирование

Методы обучения с использованием ИКТ, применимые для начальных классов

  • Естественнонаучное исследование (например, ведение дневника ежедневных наблюдений за погодой)
  • Погружение в иностранный язык
  • Компьютерное тестирование
Формы использования ИКТ на уроке Объяснение (повторение, закрепление) нового материала Контроль изученного материала Домашнее задание

Формы использования

ИКТ на уроке

Объяснение

(повторение,

закрепление)

нового

материала

Контроль

изученного

материала

Домашнее

задание

 Мультимедийный проектор используется как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий, в частности  для презентации научно – исследовательских работ.

Мультимедийный проектор

используется как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий, в частности  для презентации научно – исследовательских работ.

Всемирная компьютерная сеть - Internet: переписка - разговор из всех частей мира; привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира; интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Всемирная компьютерная сеть - Internet:

  • переписка - разговор из всех частей мира;
  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
 Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Технологии развивающего обучения

Технологии развивающего обучения

Основоположниками развивающего обучения считаются: Ушинский Константин Дмитриевич Песталоцци Дистервег Адольф Иоганн Генрих

Основоположниками развивающего обучения считаются:

Ушинский

Константин Дмитриевич

Песталоцци

Дистервег Адольф

Иоганн Генрих

Цель воспитания, по Песталоцци  Развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.  Основной принцип воспитания – это согласие с природой.   Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования: процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Цель воспитания, по Песталоцци

Развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания – это согласие с природой.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования: процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Цель воспитания, по Песталоцци  Важнейшей основой обучения , является наглядность.  Главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества.

Цель воспитания, по Песталоцци

Важнейшей основой обучения , является наглядность.

Главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества.

По Дистервегу воспитание должно  Носить культуросообразный характер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Необходимо установить тесную связь между воспитанием и духовной жизнью общества.  Основное требование воспитания – развитие в детях самодеятельности, направленной на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.  Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей детей.

По Дистервегу воспитание должно

Носить культуросообразный характер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Необходимо установить тесную связь между воспитанием и духовной жизнью общества.

Основное требование воспитания – развитие в детях самодеятельности, направленной на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей детей.

К.Д. У шинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей, их психологических особенностей и принципа последовательности.  Ушинский большое значение придавал принципу наглядности.  Он разработал методику повторения учебного материала.  Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи.  К. Д. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.

К.Д. У шинский требовал

построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей, их психологических особенностей и принципа последовательности.

Ушинский большое значение придавал принципу наглядности.

Он разработал методику повторения учебного материала.

Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи.

К. Д. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.

Теория обучения  Сформулировал А.В.Выготский в начале 30-х годов.  Введенное им понятие “зоны ближайшего развития” раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед.  Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”.

Теория обучения

Сформулировал А.В.Выготский в начале 30-х годов.

Введенное им понятие “зоны ближайшего развития” раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед.

Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”.

Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова   Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.   Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Дидактическая характеристика системы Л. В. Занкова общее психическое развитие личности Цели обучения создание основы для всестороннего гармоничного развития

Дидактическая характеристика системы Л. В. Занкова

общее психическое развитие

личности

Цели обучения

создание основы для всестороннего гармоничного развития

Свойства методической системы  Л. В. Занкова многогранность процесс познания вариативность Особенности организационных форм Урок – основная форма организации обучения

Свойства методической системы Л. В. Занкова

многогранность

процесс познания

вариативность

Особенности организационных форм

Урок – основная форма организации обучения

С Точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы  Л. В. З анкова следующие : обучение на высоком уровне трудности; включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей; сочетание чувственного и рационального познания; осознание школьниками процесса учения; развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

С Точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. З анкова следующие :

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей;
  • сочетание чувственного и рационального познания;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
Система развивающего обучения Д. Б. Э льконина – В. В. Д авыдова   Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Система развивающего обучения Д. Б. Э льконина – В. В. Д авыдова

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Дидактическая характеристика системы Д. Б. Э льконина – В. В. Д авыдова формировать теоретическое сознание и мышление, способы умственных действий Цели обучения обеспечить условия для превращения ученика в учащегося

Дидактическая характеристика системы Д. Б. Э льконина – В. В. Д авыдова

формировать теоретическое сознание и мышление, способы умственных действий

Цели обучения

обеспечить условия для превращения ученика в учащегося

Свойства методической системы  Д. Б. Э льконина – В. В. Д авыдова концепция целенаправленной учебной деятельности 1. 2. проблемное изложение знаний 3. метод учебных задач коллективно-распределительная деятельность 4.

Свойства методической системы Д. Б. Э льконина – В. В. Д авыдова

концепция целенаправленной учебной деятельности

1.

2.

проблемное изложение знаний

3.

метод учебных задач

коллективно-распределительная деятельность

4.

Педагогическая технология проектов  Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся

Педагогическая технология проектов

Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся

Педагогическая технология проектов *позволяет повышать мотивацию изучения предметов школьной программы  *способствует восприятию учебных предметов в комплексе, во взаимосвязи друг с другом  *даёт опыт принятия решений, заставляет самостоятельно делать выбор

Педагогическая технология проектов

*позволяет повышать мотивацию изучения предметов школьной программы *способствует восприятию учебных предметов в комплексе, во взаимосвязи друг с другом *даёт опыт принятия решений, заставляет самостоятельно делать выбор

Педагогическая технология проектов  Этапы проектно- исследовательской деятельности:  * определение темы, проблемы и актуальности исследования  *изучение научной литературы  *определение гипотезы  *определение целей и задач исследования  *определение методов исследования  *проведение научного исследования  *оформление научно- исследовательской работы  *защита результатов исследования

Педагогическая технология проектов

Этапы проектно- исследовательской деятельности: * определение темы, проблемы и актуальности исследования *изучение научной литературы *определение гипотезы *определение целей и задач исследования *определение методов исследования *проведение научного исследования *оформление научно- исследовательской работы *защита результатов исследования

Проектно- исследовательская деятельность учащихся-  мощное средство педагогической технологии создать творческую атмосферу в деятельности ученика и учителя. Педагогическая технология проектов
  • Проектно- исследовательская деятельность учащихся- мощное средство педагогической технологии создать творческую атмосферу в деятельности ученика и учителя.

Педагогическая технология проектов

Компьютерные  технологии  Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей подготовка личности «информационного общества»

Компьютерные технологии

Цели:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  • подготовка личности «информационного общества»
Компьютерные технологии *дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить  *формирование исследовательских умений,  умений принимать оптимальные решения

Компьютерные технологии

*дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить *формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения

Компьютер используется на всех этапах процесса обучения-  * при объяснении нового материала  *при закреплении знаний  *при повторении  *при контроле ЗУН Компьютерные технологии

Компьютер используется на всех этапах процесса обучения- * при объяснении нового материала *при закреплении знаний *при повторении *при контроле ЗУН

Компьютерные технологии

Компьютерные технологии Компьютер является:  * источником учебной информации  * наглядным пособием (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации)  *индивидуальным информационным пространством  * тренажёром  * средством диагностики и контроля

Компьютерные технологии

Компьютер является: * источником учебной информации * наглядным пособием (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации) *индивидуальным информационным пространством * тренажёром * средством диагностики и контроля

ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет электронная почта, Интернет электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

ИКТ-компетентность

  • Общепользовательские инструменты
  • текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных
  • текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных
  • текстовый редактор,
  • редактор презентаций,
  • динамические таблицы, базы данных
  • Мультимедийные информационные источники
  • Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет
  • электронная почта, Интернет
  • электронная почта,
  • Интернет
  • ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
  • системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование
  • системы управления учебным процессом,
  • интерактивная доска,
  • цифровое и мультимедийное учебное оборудование
Здоровьесберегающие технологии      основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей обучении на оптимальном уровне трудности (сложности) вариативности методов и форм обучении оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации создании эмоционально благоприятной атмосферы формировании положительной мотивации к учебе на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья В настоящее время разрабатываются здоровьесберегающие технологии в образовании, которые основана на следующих моментах:

Здоровьесберегающие технологии  

основаны на

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей
  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности)
  • вариативности методов и форм обучении
  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок
  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы
  • формировании положительной мотивации к учебе
  • на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья

В настоящее время разрабатываются здоровьесберегающие технологии в образовании, которые основана на следующих моментах:

Для выбора технологии  Необходима внутренняя мотивация педагога к освоению технологий, диктуемая пониманием собственных профессиональных дефицитов и осознанием проблем, возникающих в ходе учебного процесса. Необходимо определить ожидаемый уровень освоения технологий. Необходим мониторинг процесса внедрения технологий в образовательный процесс. Ресурсное обеспечение образовательных технологий.

Для выбора технологии

  • Необходима внутренняя мотивация педагога к освоению технологий, диктуемая пониманием собственных профессиональных дефицитов и осознанием проблем, возникающих в ходе учебного процесса.
  • Необходимо определить ожидаемый уровень освоения технологий.
  • Необходим мониторинг процесса внедрения технологий в образовательный процесс.
  • Ресурсное обеспечение образовательных технологий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!