СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные педагогические технологии в работе с обучающимися, как путь творческого развития педагога»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Инновационные педагогические технологии в работе с обучающимися, как путь творческого развития педагога»»

«Инновационные педагогические технологии в работе с обучающимися, как путь творческого развития педагога»



Абуталипов Ильгам Нядирович ,

Педагог дополнительного образования

МБУДО ЦРТДЮ МО «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»



Цель: повышение творческого потенциала педагогов через осмысление необходимости и возможности применения современных инновационных технологий в образовательном процессе. Оборудование: проектор, ноутбук, видеоролик «Почему важны инновации в нашей системе образования?!», презентация, памятка «правила работы в группе», конверты с заданиями, листы бумаги, ватман – 3 листа, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ручки, ватман с изображением чемодана, корзины, мясорубки, цветные стикеры. План семинара: 4. Вступительное слово (2 мин) 5. Видеоролик «Почему важны инновации в нашей системе образования?!» (4мин) 6. Работа с презентацией (5 мин) 7. Практическая часть (40 мин) 8. Подведение итогов (5 мин) СЛАЙД № 1 Ведущий: Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории, что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Развивая ребёнка, педагог развивается сам. Предлагаем вам к просмотру видеоролик «Почему нужны инновации в нашей системе образования?!». Видеоролик «Почему важны инновации в нашей системе образования?!» Ведущий: Какова основная идея фильма? Данный фильм говорит нам о том, что одной из задач современного образования должна стать подготовка подрастающего поколения к новым условиям современной жизни. Задача педагога сформировать необходимые качества, которые помогут ему в его самореализации, разовьют его индивидуальность, целеустремлённость. Для этого педагогам необходимо разрабатывать авторские программы, внедрять инновационные педагогические технологии. 15 Ведущий: «Давайте вспомним, что такое технология и педагогическая технология?». (Педагоги дают свои ответы, после ответов открываются слайды 2-3). СЛАЙД № 2 «Техно»- искусство, мастерство, умение, «логис» – закон, наука. Дословно это наука о мастерстве. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев); Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога (В.М. Монахов). СЛАЙД № 3 Технология - это совокупность множества методов и инструментов для достижения желаемого результата, в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач. Метод – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или определенной цели. Метод – это способ продвижения к ожидаемому результату. СЛАЙД № 4 (причины) Ведущий: Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий, в которых ребёнок вовлекается в различные виды деятельности: проектную, исследовательскую, творческую, информационнокоммуникативную. Существует ряд причин возникновения новых педагогических технологий: 1. Необходимость более глубокого учета и использования психофизических и личностных особенностей детей. 2. Замена вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходам. 3. Возможность проектирования образовательного процесса. 4. Снижение положительной мотивации обучения у детей. СЛАЙД № 5 (название технологий) В дополнительном образовании используются такие виды образовательных технологий: 1. Здоровьесберегающие:  санитарно-гигиенические нормы (проветривание, освещение, режим); 16  психолого-педагогические: благоприятная психологическая обстановка, создание ситуации успеха, соответствие содержания возрастным особенностям, чередование видов деятельности;  физкультурно-оздоровительные: физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. 2. Информационно-коммуникативные - дают дополнительный импульс для развития образования, помогают увеличить учебные ресурсы, расширить их, происходит обучение на более высоком уровне.  презентации;  просмотр репродукций;  проведение динамических физминуток;  просмотр видеоматериала к занятию. 3. Групповые. Предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Виды коллективной деятельности:  одновременная работа со всей группой;  работа в парах;  групповая работа на принципах дифференциации. 4. Технология коллективной творческой деятельности. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых (коллективнотворческие дела), при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Организационные принципы данной технологии: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых, сотрудничество детей и взрослых, романтизм и творчество. 5. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Принципы проблемного обучения:  самостоятельность обучающихся;  развивающий характер обучения;  интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;  использование дидактических задач. 6. Игровые технологии. Обладают средствами активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Основные принципы:  природа и культуросообразность;  умение моделировать и драматизировать; 17  свобода деятельности;  эмоциональная приподнятость;  равноправие. 7. Проектная технология. Направлена на поиск способов решения проблемы. 8. Технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач). Развивает воображение, фантазию, творчество, словарный запас, формирует диалектику и логику, воспитывает личность подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Реализуется через использование методов:  мозговой штурм;  синектика (метод аналогий);  метод противоречий. Ведущий: Прежде чем перейти к практической части подведем итоги теоретической части. Мы вспомнили понятия «технология», «метод», что они предполагают и на какие принципы опираются. Все они играют большую роль в развитии творческих способностей обучающихся. Сейчас мы предлагаем вам выполнить задания творческого характера, которые вы можете использовать в работе с обучающимися. Для этого вы разделитесь на группы, и каждая группа будет работать в отдельном кабинете. 2. Практическая часть - работа в группах. (Все участники делятся на 3 группы, что обеспечивает более активное и продуктивное участи педагогов в работе. Группы работают изолированно друг от друга, у каждой группы свой ведущий (методист). Ведущий знакомит с правилами игры: 1. каждое задание находится в отдельном конверте. 2. на выполнение каждого задания дается определенное количество времени. Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего мероприятия; 3. доброжелательность в общении; 4. «работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, званий и педагогического стажа; 5. четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим; 6. помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого. Конверт №1 «Новая жизнь» (3 мин) Ведущий зачитывает задание первого конверта Ведущий: «Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве еще долго и долго». 18 Задание: попробуйте найти и записать не менее 5 новых применений ненужным, отслужившим свое предметам (группе предлагается несколько вариантов на выбор): - пустая консервная банка; - лопнувший воздушный шарик; - перегоревшая лампочка; - пустой стержень от ручки; - газета. (Варианты применений записываются на листе) Ведущий: Какие качества у детей будут развивать данные задания и в процессе какой деятельности их можно применить? Примерные ответы педагогов: данное задание способствует развитию у детей воображения, фантазии, мышления, повышению уровня креативности, гибкости мышления, умению рассматривать предмет в разных ситуациях, видоизменять его, созданию чего-то нового, увидеть в обычном необычное. Ведущий: В зависимости от возраста обучающихся задания можно упростить или усложнить, например, назовите 5 признаков предмета. Конверт № 2 «Ассоциативный мультфильм» (3 мин) Ведущий: «Для выполнения данного задания вы можете использовать лист бумаги, ручки, цветные карандаши или маркеры. Это не строго групповое задание, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку. Задание 1: придумать ассоциативный ряд и представить в любой форме (написать, нарисовать, станцевать, спеть и т.д.) слово ПУТЕШЕСТВИЕ. (Всем участникам предлагается одно слово). Примерный ответ: путешествие, вагон, билет, проводник, чемодан, пассажир, попутчик, история, окно, вид, станция... Ведущий: Что, по вашему мнению, развивает данное творческое задание у детей? Примерный ответ: словарный запас, память, причинно-следственные связи, логику мышления, самостоятельность суждений, наблюдательность, креативность, ораторское мастерство. Ведущий: Для какой технологии применимы данные качества? Ответ: технология исследовательского (проблемного) обучения. Ведущий: Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у обучающихся исследовательских способностей. А развить эти способности вы можете, используя такие задания. Давайте на примере еще одного задания рассмотрим, как можно развить умения конструировать гипотезу. Ведущий зачитывает второе задание из конверта. «Конструктор гипотезы» (3 мин.) Задание выполняется индивидуально. Задание 2: определите и запишите условия, при которых будут вредны данные предметы: крем, очки, мяч. 19 Примерные ответы: мяч - изменение погодных условий (испачкал), перекачан, спущен, вредное покрытие (токсичная краска), использовался не по назначению. Очки - разбитые стекла, хрупкие пластиковые стекла, не соответствуют диоптрии, не подходят по размеру. Крем - прошел срок годности, не соответствие типу кожи, не соответствие условиям хранения, не соблюдена технология изготовления. Ведущий открывает 3 конверт. Конверт №3 Игра «Цепочка противоречий» (25мин) Участникам необходимо разделиться на две подгруппы. Ведущий: Противоречие - это отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого. Данная игра относится к технологии ТРИЗ. Эта технология позволяет снять психологический барьер, способствует преодолению застенчивости, боязни перед новым, ошибками, учит отстаивать свою точку зрения, формирует восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые надо решить. А разрешение противоречий – ключ к креативному мышлению. Правила игры: Каждый участник по очереди от каждой команды преобразовывает последнюю фразу в положительную или в отрицательную сторону. Нельзя давать тривиальные или одинаковые ответы, чтобы не циклить цепочку. Каждое противоречие должно начинаться со слов: «Это хорошо, что…, потому что…» или «Это плохо, что…., потому что…». Задание: назвать как можно больше противоречий. Задания для каждой группы педагогов: Это хорошо, что я умею рисовать, потому что… Это хорошо, что я умею играть потому что… Это хорошо, что я умею танцевать потому что… Примерные ответы: (+) (-) Это хорошо, что я умею танцевать, потому что в танце я могу двигаться Это плохо, что я умею танцевать, потому что надо держать диету Это хорошо, что я держу диету, потому что я буду стройна и красива Это плохо, что буду сидеть на диете, потому что я не смогу кушать любимые блюда Это хорошо, что я не смогу есть любимые блюда, потому что я буду есть много фруктов и овощей Это плохо, что я буду есть много овощей и фруктов, потому что мне придется ежедневно покупать свежие фрукты Это хорошо, что я ежедневно буду покупать свежие фрукты, у меня появится повод ежедневно ходить в магазин Это плохо, что у меня будет лишний повод идти в магазин, потому что я обязательно куплю что-то лишнее 20 Это хорошо, что я куплю что-то лишнее, возможно это будет книга по здоровому образу жизни И т.д. (+) (-) Это хорошо, что я умею читать, потому что из книг я могу получить много разной информации Это плохо, что я умею читать, потому что я могу тратить время на бесполезные книги Это хорошо, что я могу тратить время на бесполезные книги, потому что мне не будет скучно Но это плохо, потому что я не смогу при этом научиться рисовать Это хорошо, что я не смогу научиться рисовать, потому что не нужно будет тратить деньги на краски Это плохо, что я не смогу научиться рисовать, потому что я не стану великим художником Это хорошо, что я не стану великим художником, потому что слава в наше время это обременительно Это плохо, я не стану великим художником, потому что каждый желает быть известным Это хорошо, что каждый желает быть известным, потому что это хороший стимул к развитию. Это плохо, что каждый хочет быть известным, потому что большая конкуренция. Это хорошо, что будет большая конкуренция, потому что будет возможность проверить чего ты стоишь на самом деле Это плохо, что будет большая конкуренция, потому что многие не выдержат. Но это хорошо, что многие не выдержат, потому что можно начать все сначала. Ведущий: Завершающим заданием будет контрольный тест на креативность. БЫСТРО ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ! Итак….. Вы только что задумали красный молоток, не так ли? Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых. Вывод: Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Педагоги возвращаются в зал. Ведущий: Благодарю всех за активное участие в работе в группах. Подводя итог, можно сделать вывод, что инновационные технологии это не только внедрение новых методик, средств и форм в образовательный процесс, но и участие педагогов и обучающихся в мастер-классах, проектноисследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Это позволит более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс более творческим, личностно- 21 ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности». Рефлексия Ведущий: Предлагаю вам оценить ту информацию, которую вы сегодня получили, и выразить свое отношение к ней, отметив стикером под соответствующим предметом. На стенде вы видите изображение этих предметов: чемодан, мясорубка, корзина. Каждый из них имеет определенное значение: - чемодан (возьму с собой, мне это пригодится); - корзина (не нужное); - мясорубка (информацию переработаю)». Участники наклеивают стикеры. Спасибо за оценку, которую вы дали. Хочется отметить, что сценарий этого мероприятия направлен методистами для участия в Международном конкурсе в номинации «Административная работа в учреждении дополнительного образования» и занял 3 место. (Пед.мир, диплом 3753)



ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Видеоролик «Почему важны инновации в нашей системе образования?!».- Режим доступа: https: //youtu.be/5ILRACWyjlo 2. Филатова. М.В. Инновационные формы работы педагога дополнительного образования.- [Сайт МБУДО Центр детского творчества «Радуга»]// Режим доступа: https://cdt-raduga2012. ucoz.ru 3. Сущность педагогических технологий.-[Сайт studme.org] Режим доступа: https://studme.org


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!