СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные педтехнологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются современные педагогические технологии и их использование в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные педтехнологии в начальной школе»

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе

Новые образовательные стандарты ставят перед школьным образованием ведущую цель – перейти от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Выпускник школы должен быть самостоятельным, творческим, инициативным, ответственным, способным действовать в нестандартных ситуациях. Для достижения этой цели традиционная школа с классической моделью образования стала непродуктивной. Перед учителями, и передо мной в частности, возникла проблема – преобразовать обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ученика.

В решении этой проблемы важным фактором считаю повышение педагогического мастерства учителя путем применения современных технологий обучения и воспитания.

Сегодня в образовании реализуется принцип вариативности. Он позволяет педагогам выбирать и конструировать процесс обучения по любой модели, включая авторскую. В этих условиях необходимо ориентироваться в спектре современных инновационных технологий.

Хочу отметить основные технологии из банка педагогических новшеств, которые сформировались в моей практике.

Одной из основных задач педагога считаю развитие личности школьника. Поэтому в работе с детьми во главу угла я стараюсь ставить самобытность ребенка и его самоценность. Стремлюсь к созданию в классе атмосферы, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и творчество, избирательность в видах деятельности.

В своем классе я провожу систематическую диагностику личностного развития каждого ученика. К коррекции процесса личностного развития привлекаю учителей-предметников, работающих в классе, и школьного психолога. Организацию личностно-ориентированного обучения и воспитания осуществляю с опорой на индивидуальный и дифференцированный подход.

Благодаря использованию игровых технологий уроки становятся более интересными, у учащихся создается хорошее настроение, облегчается процесс преодоления трудностей в обучении. Игра вовлекает каждого ребенка в работу, независимо от его интересов, склонностей, уровня подготовленности по предметам. В игре дети обогащаются новыми впечатлениями, получают эмоциональную разрядку, и при этом развиваются. Игры бывают разными по своему содержанию, назначению, способам организации. Они помогают решать какую-либо конкретную задачу (совершенствовать вычислительные навыки, развивать орфографическую зоркость и т.д.) и комплекс задач (развивать внимание, наблюдательность, творческое мышление и т.д.) Нельзя переоценить значение игры в процессе доведения учебных навыков и умений до автоматизма.

Игра – отдых, игра – труд, игра – творчество. Дети не замечают, как в ходе игры на уроках математики они совершенствуют свои вычислительные навыки, на уроках русского языка повышают грамотность, на уроках окружающего мира расширяют знания о природе своего края.

Ценность использования игровых технологий я вижу еще и в том, что с их помощью можно формировать универсальные учебные действия (УУД). Игра помогает детям освоить правила работы в группе, приобрести навыки совместной деятельности.

В своей работе я использую игры, различные по характеру педагогического процесса: познавательные, обучающие, развивающие, творческие, контролирующие.

Мощным ресурсом обучения и развития ребенка, на мой взгляд, является технология сотрудничества. Уже с первых дней школьного обучения стараюсь ввести в учебный процесс методику групповой работы. Начинаю с уроков технологии, изобразительного искусства, окружающего мира. На первых этапах не ставлю перед детьми сложных задач анализа и синтеза учебного материала. Главная цель применения технологи в этот период – лучше узнать друг друга, научиться общаться, учитывая интересы одноклассников. Наблюдая за работой первоклассников в группе, провожу для себя мини-мониторинг психических особенностей учащихся, определяю уровень работоспособности детей.

Использование технологии сотрудничества позволяет сделать урок более интересным и живым. Каждый ученик имеет возможность побывать на уроке в роли учителя, проявить свои способности, что создает благоприятную обстановку на уроке. При этом дети чувствуют себя раскованно, но вместе с тем развивается их ответственность, формируется адекватная самооценка.

Ценность использования технологии проблемного обучения вижу в том, что она универсальна, и ее можно применить к содержанию любого урока. При создании проблемной ситуации и в процессе решения возникающих противоречий происходит развитие мотивации к деятельности и активизируются познавательные интересы учащихся. Опыт подтверждает, что дети лучше усваивают то, что открыли сами, чем то, что зазубрили, получив в готовом виде. Выводы учащихся обязательно сравниваем с правилами учебников, чтобы обучение по этой технологии не противоречило принципу научности.

Одной из форм организации совместной деятельности учащихся является проект. Проектная деятельность не является принципиально новым явлением в мировой педагогике. Данная технология представляет собой триаду действий учащихся: план – реализация – презентация. Учитель при этом поддерживает и направляет совместную деятельность детей.

Технологию проектной деятельности успешно использую при составлении памяток, изготовлении плакатов, моделей, проведении мини-исследований. Иногда подсказываю детям готовый источник информации, но чаще только направляю мысль учащихся для самостоятельного поиска.

Моя задача – обучать детей, разных по уровню подготовки и по учебным возможностям. Именно поэтому считаю необходимым в своей педагогической практике использовать технологию уровневой дифференциации.

Разноуровневые задания, которые предлагаю на уроках, способствуют успешному продвижению в учебе каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Когда каждый на уроке занят посильным трудом, у учителя появляется возможность помочь слабому, уделить внимание сильному. Дети ощущают себя успешнее и увереннее, потому что дифференциация обучения создает психологический комфорт на уроке.

В условиях модернизации образования актуальными и приоритетными являются информационно-коммуникативные технологии. Мультимедийные средства наилучшим способом обеспечивают принцип наглядности, который занимает ведущее место в начальной школе. Расширяется возможность визуализации учебного материала. Процесс обучения становится более ярким, увлекательным. Заметила, что интерес к теме повышается, если при объяснении нового материала применяется презентация. Использование ИКТ включает в работу самых пассивных учащихся. Средства мультимедиа являются эффективной поддержкой игровых форм урока. С помощью ИКТ провожу устный счет на уроках математики, словарную работу на уроках русского языка, виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Новые образовательные стандарты нацеливают учителей на обеспечение возможности сохранения здоровья школьников. Физическая форма учащихся нуждается в поддержке и контроле со стороны взрослых. В своей работе я уделяю больше внимание сохранению и укреплению здоровья учащихся, пропагандирую и формирую основы здорового образа жизни. Работа по здоровьесберегающим технологиям включает в себя проведение на каждом уроке физкультминуток, активных пауз, организацию подвижных игр на переменах, участие в классных и школьных спортивных соревнованиях, серию встреч с медицинскими работниками, проведение тематических родительских собраний. Одной из своих основных задач считаю обучение детей различным приемам по укреплению своего здоровья, чтобы в старших классах они уже могли применять их самостоятельно.

Особый интерес для меня представляет технология критического мышления. Цель применения данной технологии – научить детей мыслить самостоятельно, уметь выделить основное, структурировать материал, информировать других о том, что нового узнал или открыл для себя. Основа технологии состоит из трех фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Дети приучаются к любым утверждениям относиться критически, ничего не принимать без доказательств. Уроки, разработанные по технологии критического мышления, побуждают учащихся самим задавать вопросы и мотивируют их к поиску ответа.

Использование инновационных обучающих технологий преобразует преподавание в школе, рационализирует детский труд, оптимизирует процесс усвоения материала, поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Различные диагностические методики показали эффективность применения новых технологий в работе учителя начальных классов.

Отличным результатом использования инноваций в практике считаю стабильно высокое качество знаний учащихся (79%) и 100%-ный уровень успеваемости.



Список используемых источников

  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателя. СПб.: КАРО, 2002. – 368с.

  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

  3. Соловьева Т.И. Современные педагогические технологии в начальной школе// Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 684-686.

































Аннотация к статье

Статья рассматривает вопрос необходимости освоения и использования новшеств, нововведений в практику работы учителей начальных классов, обозначает основные направления инновационной деятельности, раскрывает преимущества педагогических технологий перед традиционными методами и приемами обучения. Автор делится опытом использования инновационных технологий в своей практике.



Ключевые слова: современные технологии, инновационная деятельность, педагогические новшества, процесс обучения, оптимизирует.







2