Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира [3, с.3].
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [1, с.3].
При сенсорном воспитании ребенка необходимо научить его определять отношения выявленных свойств предметов к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы, ими являются сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным) и др. [4, с.5].
Главная задача сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается неполноценным. Поэтому сенсорное воспитание должно происходить как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни [1].
В своих исследованиях Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер предлагают ознакомление с формой, величиной, цветом, так как ознакомление именно с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Психологические исследования Л.А. Венгера показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) В современных условиях обучение приобретает ещё большую необходимость для развития науки, техники, производства. При этом анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей, так как современная жизнь создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами [3].
Игры на песке – одна из основных форм естественной деятельности ребенка. Поэтому песочница может помочь в развивающих и обучающих занятиях по сенсорному воспитанию детей. Принцип «Терапии песком» был предложен ещё К.Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной.
Один из основных принципов игр на песке «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Поэтому реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем [2].
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности
В своем исследовании мы решили проанализировать влияние игр в юнгианской песочнице на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей младшего дошкольного возраста.
Детям было предложено: набор геометрических фигур разного цвета и размера, а так же набор Дьенеша и палочки Кюизенера; фигурки: людей, домашних, диких животных; муляжи: овощей, фруктов, ягод; разного размера и цвета: пуговицы, бутылочки, мячики, разнообразные игрушки, орехи, семечки, камни, а так же другие необходимые заготовки для совместной деятельности педагога с детьми.
Экспериментальная работа осуществлялась в группе детей возраста 3-4 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 мин. Структура занятия включала 2 блока по 10 мин, динамическая музыкальная пауза 10 мин, а так же пальчиковая гимнастика по теме занятия. Так, например, блоки «Овощи, фрукты» и «Осень» рассматриваются в сентябре, а «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» разбираются с детьми в феврале месяце.
Комната для занятий оборудована столами, на которых установлены песочницы размером 50Х70 высота борта 10 см. Пропорции песочницы разработаны с учетом принципа золотого сечения. За каждой песочницей дети занимаются вдвоем.
Использовался также дидактический набор "Логические блоки Дьенеша" состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур. Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
В процессе игры в песочнице дети будут осуществлять разнообразные действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Это помогает сформировать такие умения, как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции "не", "и", "или".
Так же в экспериментальной работе использовался дидактический материал палочки Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету, в нашей работе они помогут в обучении эталонов цвета и величины.
Каждое занятие включает в себя интригу главного действующего героя, от лица которого предоставляются задания для игр. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов.
Упражнения, игры, задания | Формируемые умения и навыки |
Сентябрь: «Овощи, фрукты», «Осень»: |
«Собираем урожай» в песке находим различные овощи и фрукты сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми, сортируем их по цвету | Изучение названий овощей и фруктов, цветов, форм; формирование представлений о классификации предметов по определенному признаку |
Сложи картинку из 4 частей на песке» | Понятие о целостности предмета, формирование понимания о составных частях формы, навыки счета |
«Строим забор рядом с домом» выкладывание из счетных палочек по образцу, из палочек Кюизенера | формирование эталонов цвета, величины, установление логических связей |
«Сушка фруктов» прищепками на тарелку крепим фрукты | Формирование эталонов цвета, развитие мелкой моторики, изучение названий фруктов и других характеристик |
«Обведи пальчиком по контуру овощи и фрукты, а так же разные формы в образе их» | Формирование эталонов формы, цвета, величины |
«Найди вторую половинку» | Формирование навыков распознавания формы, цвета, величины |
Игры с мозаикой «Дождик» «Разноцветные листочки» | Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук |
«Обведи листики пальчиком по контуру» | Формирование эталонов цвет, величины, мелкой моторики |
«Найди одинаковые листья» | Классификация, навыки сравнивания предметов, формирование эталонов цвета, величины |
«Выложи дерево» (палочки Кюизенера, пуговицы) | Навыки конструирования формирование эталонов цвет, величины, формы, мелкой моторики |
«Рисуем дождик» | Релаксация, мелкая моторика рук |
Октябрь: «Игрушки», «Домашние животные» |
«Собери пирамидку» | Формирование соотношения размера предмета, эталонов цвета, величины; изучение формы |
«Мячи для котят»: найти мячики в песке и обозначить их цвета и размер | Формирование эталонов цвет, величины |
Пальчиковый театр «Репка» | Изучение характеристик животных, формирование эталонов цвета, величины |
«Матрешки разбежались» найти части матрешек в песке и собрать одна в одну | Развитие мелкой моторики, формирование эталонов величины |
«Обведи пальчиком по контуру игрушку» | Формирование эталонов цвет, величины, мелкой моторики |
«Чудесные фигуры» определить игрушки на ощупь | Формирование эталонов формы и величины |
Рисуем на песке большие и маленькие предметы | Формирование эталонов формы и величины |
«Собери картинку из 4 частей» | Понятие о целостности предмета, формирование понимания о составных частях формы, навыки счета |
«Нарви молодой травки для кролика» нарвать плоски зеленой бумаги. | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета |
«Кто где живет» выкладывание домика из счетных палочек | Формирование эталонов величины, установление логических связей |
Игра «Покорми животное» (блоки Дьенеша). | Формирование эталонов формы, цвета, величины |
- Рисование методом наращивания, не отрывая пальчика от листа «Клубочки для котят» | Развитие взаимодействия двух полушарий мозга, формирование эталонов формы, величины |
Ноябрь: «Посуда», «Я и моя семья»: |
«Веселое чаепитие с печеньем, варим суп, жарим котлеты, варим компот и др.» (муляжи ягод, фруктов, блоки Дьенеша, деревянный набор геометрических фигур разного цвета и размера, пуговицы, сухие макаронные изделия и др.) | Формирование эталонов цвета, формы, величины, развитие навыков сюжетной игры, воображения |
Пальчиковая игра «Мы капусту режем» | Развитие мелкой моторики рук |
«Витаминный завод» находи витамины из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера | Формирование эталонов цвета, формы, величины |
Из мокрого песка делаем куличи | Формирование эталонов формы и величины |
«Разрезные картинки из 4 частей» | Понятие о целостности предмета, формирование понимания о составных частях формы, навыки счета |
«Помоги повару разложить фасоль по цвету» | Развитие мелкой моторики рук, установление логических связей |
Упражнения с грецким орехом | Формирование эталонов формы |
«Выложи, что хочешь» из геометрических фигур блоков Дьенеша | Навыки конструирования, формирование эталонов формы, величины, цвета |
Игры с мозаикой «Дорожки: короткие и длинные» | Установление логических связей, формирование эталонов величины, цвета |
«Поможем бабушке развязать узелки на веревке, которые спрятались в песке» | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины |
«Поможем сестричке застегнуть пуговицы, молнию, липучки и др.» (рамки М. Монтессори). | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины, формы |
«Научим дочку шнуровать ботинки» (пластмассовые ботинки со шнурком). | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины |
«Для кого подарок» (волшебные предметы в песке) | Развитие воображения, формирование эталонов цвета, величины, формы |
Самомассаж ладоней и др. | Релаксация, развитие мелкой моторики рук |
Декабрь: «Зима», «Новый год»: |
«Снегопад в лесу»: выстраиваем свободную композицию на песке зимний лес (катаем из ваты маленькие снежки и устареваем снегопад, дуем на снег). | Развитие воображения, работа с подсознанием, дыхательная гимнастика, формирование эталонов цвета, формы, величины |
«Лепим снежки большие и маленькие» из мокрого песка | Формирование эталонов формы и величины |
«Снеговик» из песка | Навыки конструирования, формирование эталонов формы и величины |
«Выложи снежинку» из палочек | Навыки конструирования и воображения, формирование эталонов величины |
Игры с мозаикой «Падает снег» | Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук |
«Сделай бусы для елочки» | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, форм, величины |
«Укрась елочную игрушку»: найти украшения в песке и разложить пуговицы, кусочки тесьмы на вырезанных из картона разноцветных фигурах | Навыки конструирования, формирование эталонов цвета, формы, величины |
«Новый год с любыми фигурками» (Психологическая работа несколько занятий) и др | Работа с подсознанием, развитие воображения, формирование эталонов цвета формы, величины |
Январь: «Зимние забавы», «Зимняя одежда»: |
«Волшебные шнурочки»: ищем шнурки в песке, выкладываем из них различные формы, измеряем их длину, представляем на что они похожи | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвела, величины, формы, развитие воображения |
«Нарисуем на песке» | Развитие мелкой моторики рук, воображения, релаксация |
«Сделаем гирлянду»: нанизывание различны бусин на нитку по образцу, которые сначала находим в песке | Установление логических связей, формирование эталонов формы, величины, цвета, развитие мелкой моторики рук |
- Находим в песке картинки с коньками, лыжами, санками. Разгадываем загадки и показываем картинки правильные ответы | Изучение зимних видов спорта, логика, мышление. |
«Недошитое платье»: пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали, которые найдены в песке). | Конструирование, умение оставлять из частей целое, формирование эталонов формы, цвета, величины |
Конструируем одежду на песке из палочек Кюизенера | Конструирование, формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие воображения |
«Рисунок на платье»: на трафарете из бархатной бумаги выкладывать узор из шерстяных ниток, которые находим в песке | Конструирование, умение оставлять из частей целое, формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие воображения |
- Шнуровка, застегивание пуговиц и молний (рамки М. Монтессори) | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины, формы |
«Сушка белья»: пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку, которую находим в песке. | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины |
Находим разные украшения в песке, рисуем любую одежду и украшаем её | Развитие воображения, релаксация, формирование эталонов цвета, формы, величины, конструирование |
Разложи пуговицы по цвету. | Установление логических связей, формирование эталонов цвета, величины, формы |
«Найди пару (сапожек, туфелек др.) на ощупь» (блоки Дьенеша) | Развитие воображения, формирование эталонов цвета, величины, формы |
«Найди такой же кусочек ткани в песке» и др. | Формирование эталонов цвета, величины, формы |
Февраль: «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»: |
«Птичьи следы на снегу»: рисуем пальчиками на песке. «Крылышки для птички»: упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок). | Мелкая моторика рук, формирование эталонов величины. Развитие воображения |
«Заготовка корма для птиц»: рассортировать фасоль и горох | Развитие мелкой моторики рук. Установление логических связей |
«Ворона или воробей»: определить на ощупь блоки Дьенеша. | Формирование эталонов формы |
«Покормим птичек»: мелко рвем листок бумаги. | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета |
«Волшебные животные»: находим в песке фигурки животных, ощупываем, затем находим их на ощупь. | Изучение характеристик животных, формирование эталонов величины |
Работа с тактильными дощечками. | Приобретение сенсорного опыта |
«Новогодний подарок для белочки»: собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять их на ощупь и др. | Развитие мелкой моторики рук. Установление логических связей. Формирование эталонов формы и величины |
Март: «Женский день», «Родной город» |
- Пальчиковая игра «Моя семья»; «Здравствуй солнце золотое» | Развитие мелкой моторики рук |
«Кто это»: собрать фигурку человека из геометрических фигур по образцу. | Навыки конструирования. Развитие воображения. Формирование эталонов цвета, формы, величины. |
- «Бусы для мамы»: нанизывание бусин на шнурок по образцу | Установление логических связей, формирование эталонов формы, величины, цвета, развитие мелкой моторики рук |
- «Что купила мама»: поиск предметов в песке. | Изучение характеристик предметов, формирование эталонов цвета, формы, величины |
Строим дом из кубиков «Сложи узор», деревянного конструктора, блоков Дьенеша). | Навыки конструирования, формирование эталонов формы, цвета, величины |
«Кто в домике живет»: найти фигурку в песке. | Изучение характеристик животный, формирование эталонов цвета, величины |
Игры с мозаикой. | Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук |
«Мой любимый город»: композиция из фигурок, и др. подручного материала. | Развитие воображения, работа с подсознанием, формирование эталонов цвета, формы, величины |
Упражнение с массажным мячиком «Иголки» | Релаксация, развитие мелкой моторики рук |
Апрель: «Весна», «Транспорт»: |
«Следы от капели»: рисуем точки на песке. | Релаксация, развитие мелкой моторики рук |
«Солнце светит ярко»: лучики из прищепок на желтом круге, прищепки ищем в песке. | Развитие мелкой моторики рук Формирование эталонов цвета |
«Червячки для грачей» ищем разного размера и цвета шнурки в песке. | Развитие мелкой моторики рук. Формирование эталонов величины и цвета |
- Конструирование «Цветы» из палочек Кюизенера. | Развитие воображения, формирование эталонов цвета и величины |
«Поможем птицам», из мокрого песка делаем скворечники. | Развитие воображения, релаксация, формирование эталонов формы и величины |
Пальчиковая гимнастика «Дождик» «Червячки». | Развитие мелкой моторики рук |
«Напоим птиц»: работа с водой и пипеткой. | Развитие мелкой моторик рук, навыки экспериментирования |
«Что у кого»: раскатывание скомканных комочков из бумаги, найденных в песке. | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, формы, величины |
«Проехала машина»: рисуем на песке след от машины. | Изучение характеристик транспорта, формирование эталонов величины |
«Собери машину» из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др. | Развитие воображения, навыки конструирования, формирование эталонов цвета, формы и величины |
- «Грузим камушки в грузовик»: камушки находим в песке. | Формирование эталонов формы, величины |
Май: «Я – человек», «Деревья, цветы» |
«Выложи человечка» (из любого подручного материала) | Навыки конструирования, развитие воображения, формирование эталонов формы, цвета, величины |
Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги (развернув, дети узнают, что спряталось в комочке, а комочки спрятаны в песке) | Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, формы, величины |
«Найди и положи рядом такой же» — разложить геометрические фигуры по цвету, форме и величине. | формирование эталонов цвета, формы, величины, установление логических связей |
«Каждому листочку свое место»: закрыть контуры различных листочков нужными листочками, найденными в песке. | Установление логических связей, формирование эталонов цвета, величины |
«Красивый одуванчик»: вставить спички в полукруг сделанный из мокрого песка. | Развитие воображения, мелкой моторики рук, формирование эталонов форма и величины |
«Кто это» определить где мама, где детеныш фигурок спрятанных в песке. | Изучение характеристик животных. Формирование эталонов величины |
Игры с мозаикой «Цветы» | Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук |
«Подарок для мышек и мышат»: сортировка семечек тыквы и подсолнуха | Развитие мелкой моторики рук. Установление логических связей. Формирование эталонов величины |
Упражнение «Ёжик» с массажными мячиками | Релаксация, развитие мелкой моторики рук |
Работа в парах «Лес вашими глазами» выстроить композиция леса совместно с партнером по песочнице | Работа с подсознанием, развитие воображения, формирование эталонов цвета формы, величины. |
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому воспитанию сенсорной культуры детей необходимо уделять достаточно внимания для адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Так же необходимо учитывать психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, ими являются: зрительное восприятие как ведущее при ознакомлении с окружающим; освоение сенсорных эталонов; возрастающая целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; повышающееся умение анализировать и обобщать признаки предметов, формирование перцептивных действий, обследование предметов преимущественно в игровой форме.
Преимуществами воспитания сенсорной культуры, через игры в юнгианской песочнице являются: последовательность и систематичность использования игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей. Кроме этого занятия в песочнице способствуют релаксации и позитивному настрою ребенка через тактильные ощущения.
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвящение, 1988.-144 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
3. Кочергина Е.С. Опыт: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования интегрированных пособий» [Электронный ресурс] // [сайт]. [2007]. URL:http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op09/apo_09/kochergina.pdf (дата обращения: 20.08.2015).
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЗ, 2013. – 72 с.