СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы к формированию

сенсорных эталонов у детей младшего

дошкольного возраста


Васина Юлия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им. Л.Н.Толстого»

г. Тула

E-mail: [email protected]


Балашова Элеонора Владимировна

педагог-воспитатель детского

развивающего клуба «Воображариум»

г. Новомосковск Тульской области 

E-mail: [email protected]


Аннотация: В статье рассматривается проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, анализируется влияние игр в юнгианской песочнице на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей данного возраста, рассматриваются различные средства, способствующие лучшему усвоению образов восприятия детьми окружающего мира.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дети младшего дошкольного возраста, «песочная терапия», "Логические блоки Дьенеша", палочки Кюизенера, дидактические игры.


INNOVATIVE APPROACHES TO THE FORMATION

OF SENSORY STANDARDS IN YOUNG

CHILDREN PRESCHOOL


Vasina Julia M.

Education Ph.D., Associate Professor,

Associate Professor of Psychology and Pedagogy

VPO "Tula State

Pedagogical University. Leo Tolstoy "

Tula

E-mail: [email protected]


Balashova Eleonora Vladimirovna

teacher and educator of children

developmental club "Imaginarium"

Novomoskovsk, Tula Region

E-mail: [email protected]

Abstract: The problem of sensory development of children of primary school age, the influence of games in a sandbox on the formation of Jungian sensory standards (color, shape, size) in children of this age are considered various means of promoting better assimilation of images of children perception of the surrounding world.

Keywords: sensory development of children of preschool age, "Sand therapy", "Logic blocks Denesha", sticks Kyuizenera, didactic games.


Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира [3, с.3].

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители оте­чественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедли­во считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [1, с.3].

При сенсорном воспитании ребенка необходимо научить его определять отношения выявленных свойств предметов к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы, ими являются сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным) и др. [4, с.5].

Главная задача сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается неполноценным. Поэтому сенсорное воспитание должно происходить как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни [1].

В своих исследованиях Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер предлагают ознакомление с формой, величиной, цветом, так как ознакомление именно с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Психологические исследования Л.А. Венгера показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) В современных условиях обучение приобретает ещё большую необходимость для развития науки, техники, производства. При этом анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей, так как современная жизнь создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами [3].

Игры на песке – одна из основных форм естественной деятельности ребенка. Поэтому песочница может помочь в развивающих и обучающих занятиях по сенсорному воспитанию детей. Принцип «Терапии песком» был предложен ещё К.Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной.

Один из основных принципов игр на песке «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Поэтому реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем [2].

В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности

В своем исследовании мы решили проанализировать влияние игр в юнгианской песочнице на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей младшего дошкольного возраста.

Детям было предложено: набор геометрических фигур разного цвета и размера, а так же набор Дьенеша и палочки Кюизенера; фигурки: людей, домашних, диких животных; муляжи: овощей, фруктов, ягод; разного размера и цвета: пуговицы, бутылочки, мячики, разнообразные игрушки, орехи, семечки, камни, а так же другие необходимые заготовки для совместной деятельности педагога с детьми.

Экспериментальная работа осуществлялась в группе детей возраста 3-4 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 мин. Структура занятия включала 2 блока по 10 мин, динамическая музыкальная пауза 10 мин, а так же пальчиковая гимнастика по теме занятия. Так, например, блоки «Овощи, фрукты» и «Осень» рассматриваются в сентябре, а «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» разбираются с детьми в феврале месяце.

Комната для занятий оборудована столами, на которых установлены песочницы размером 50Х70 высота борта 10 см. Пропорции песочницы разработаны с учетом принципа золотого сечения. За каждой песочницей дети занимаются вдвоем.

Использовался также дидактический набор "Логические блоки Дьенеша" состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур. Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

В процессе игры в песочнице дети будут осуществлять разнообразные действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Это помогает сформировать такие умения, как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции "не", "и", "или".

Так же в экспериментальной работе использовался дидактический материал палочки Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету, в нашей работе они помогут в обучении эталонов цвета и величины.

Каждое занятие включает в себя интригу главного действующего героя, от лица которого предоставляются задания для игр. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов.

План занятий состоит из следующих блоков и включает следующие задания:

Упражнения, игры, задания

Формируемые умения и навыки

Сентябрь: «Овощи, фрукты», «Осень»:

«Собираем урожай» в песке находим различные овощи и фрукты сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми, сортируем их по цвету

Изучение названий овощей и фруктов, цветов, форм;

формирование представлений о классификации предметов по определенному признаку

Сложи картинку из 4 частей на песке»

Понятие о целостности предмета, формирование понимания о составных частях формы, навыки счета

«Строим забор рядом с домом» выкладывание из счетных палочек по образцу, из палочек Кюизенера

формирование эталонов цвета, величины, установление логических связей

«Сушка фруктов» прищепками на тарелку крепим фрукты

Формирование эталонов цвета, развитие мелкой моторики, изучение названий фруктов и других характеристик

«Обведи пальчиком по контуру овощи и фрукты, а так же разные формы в образе их»

Формирование эталонов формы, цвета, величины

«Найди вторую половинку»

Формирование навыков распознавания формы, цвета, величины

Игры с мозаикой «Дождик» «Разноцветные листочки»

Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук

«Обведи листики пальчиком по контуру»

Формирование эталонов цвет, величины, мелкой моторики

«Найди одинаковые листья»

Классификация, навыки сравнивания предметов, формирование эталонов цвета, величины

«Выложи дерево» (палочки Кюизенера, пуговицы)

Навыки конструирования формирование эталонов цвет, величины, формы, мелкой моторики

«Рисуем дождик»

Релаксация, мелкая моторика рук

Октябрь: «Игрушки», «Домашние животные»

«Собери пирамидку»

Формирование соотношения размера предмета, эталонов цвета, величины; изучение формы

«Мячи для котят»: найти мячики в песке и обозначить их цвета и размер

Формирование эталонов цвет, величины

Пальчиковый театр «Репка»

Изучение характеристик животных, формирование эталонов цвета, величины

«Матрешки разбежались» найти части матрешек в песке и собрать одна в одну

Развитие мелкой моторики, формирование эталонов величины

«Обведи пальчиком по контуру игрушку»

Формирование эталонов цвет, величины, мелкой моторики

«Чудесные фигуры» определить игрушки на ощупь

Формирование эталонов формы и величины

Рисуем на песке большие и маленькие предметы

Формирование эталонов формы и величины

«Собери картинку из 4 частей»

Понятие о целостности предмета, формирование понимания о составных частях формы, навыки счета

«Нарви молодой травки для кролика» нарвать плоски зеленой бумаги.

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета

«Кто где живет» выкладывание домика из счетных палочек

Формирование эталонов величины, установление логических связей

Игра «Покорми животное» (блоки Дьенеша).

Формирование эталонов формы, цвета, величины

- Рисование методом наращивания, не отрывая пальчика от листа «Клубочки для котят»

Развитие взаимодействия двух полушарий мозга, формирование эталонов формы, величины

Ноябрь: «Посуда», «Я и моя семья»:


«Веселое чаепитие с печеньем, варим суп, жарим котлеты, варим компот и др.» (муляжи ягод, фруктов, блоки Дьенеша, деревянный набор геометрических фигур разного цвета и размера, пуговицы, сухие макаронные изделия и др.)

Формирование эталонов цвета, формы, величины, развитие навыков сюжетной игры, воображения

Пальчиковая игра «Мы капусту режем»

Развитие мелкой моторики рук

«Витаминный завод» находи витамины из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера

Формирование эталонов цвета, формы, величины

Из мокрого песка делаем куличи

Формирование эталонов формы и величины

«Разрезные картинки из 4 частей»

Понятие о целостности предмета, формирование понимания о составных частях формы, навыки счета

«Помоги повару разложить фасоль по цвету»

Развитие мелкой моторики рук, установление логических связей

Упражнения с грецким орехом

Формирование эталонов формы

«Выложи, что хочешь» из геометрических фигур блоков Дьенеша

Навыки конструирования, формирование эталонов формы, величины, цвета

Игры с мозаикой «Дорожки: короткие и длинные»

Установление логических связей, формирование эталонов величины, цвета

«Поможем бабушке развязать узелки на веревке, которые спрятались в песке»

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины

«Поможем сестричке застегнуть пуговицы, молнию, липучки и др.» (рамки М. Монтессори).

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины, формы

«Научим дочку шнуровать ботинки» (пластмассовые ботинки со шнурком).

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины

«Для кого подарок» (волшебные предметы в песке)

Развитие воображения, формирование эталонов цвета, величины, формы

Самомассаж ладоней и др.

Релаксация, развитие мелкой моторики рук

Декабрь: «Зима», «Новый год»:

«Снегопад в лесу»: выстраиваем свободную композицию на песке зимний лес (катаем из ваты маленькие снежки и устареваем снегопад, дуем на снег).

Развитие воображения, работа с подсознанием, дыхательная гимнастика, формирование эталонов цвета, формы, величины

«Лепим снежки большие и маленькие» из мокрого песка

Формирование эталонов формы и величины

«Снеговик» из песка

Навыки конструирования, формирование эталонов формы и величины

«Выложи снежинку» из палочек

Навыки конструирования и воображения, формирование эталонов величины

Игры с мозаикой «Падает снег»

Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук

«Сделай бусы для елочки»

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, форм, величины

«Укрась елочную игрушку»: найти украшения в песке и разложить пуговицы, кусочки тесьмы на вырезанных из картона разноцветных фигурах

Навыки конструирования, формирование эталонов цвета, формы, величины

«Новый год с любыми фигурками» (Психологическая работа несколько занятий) и др

Работа с подсознанием, развитие воображения, формирование эталонов цвета формы, величины

Январь: «Зимние забавы», «Зимняя одежда»:

«Волшебные шнурочки»: ищем шнурки в песке, выкладываем из них различные формы, измеряем их длину, представляем на что они похожи

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвела, величины, формы, развитие воображения

«Нарисуем на песке»

Развитие мелкой моторики рук, воображения, релаксация

«Сделаем гирлянду»: нанизывание различны бусин на нитку по образцу, которые сначала находим в песке

Установление логических связей, формирование эталонов формы, величины, цвета, развитие мелкой моторики рук

- Находим в песке картинки с коньками, лыжами, санками. Разгадываем загадки и показываем картинки правильные ответы

Изучение зимних видов спорта, логика, мышление.

«Недошитое платье»: пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали, которые найдены в песке).

Конструирование, умение оставлять из частей целое, формирование эталонов формы, цвета, величины

Конструируем одежду на песке из палочек Кюизенера

Конструирование, формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие воображения

«Рисунок на платье»: на трафарете из бархатной бумаги выкладывать узор из шерстяных ниток, которые находим в песке

Конструирование, умение оставлять из частей целое, формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие воображения

- Шнуровка, застегивание пуговиц и молний (рамки М. Монтессори)

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины, формы

«Сушка белья»: пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку, которую находим в песке.

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, величины

Находим разные украшения в песке, рисуем любую одежду и украшаем её

Развитие воображения, релаксация, формирование эталонов цвета, формы, величины, конструирование

Разложи пуговицы по цвету.

Установление логических связей, формирование эталонов цвета, величины, формы

«Найди пару (сапожек, туфелек др.) на ощупь» (блоки Дьенеша)

Развитие воображения, формирование эталонов цвета, величины, формы

«Найди такой же кусочек ткани в песке» и др.


Формирование эталонов цвета, величины, формы

Февраль: «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»:

«Птичьи следы на снегу»: рисуем пальчиками на песке.

«Крылышки для птички»: упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок).

Мелкая моторика рук, формирование эталонов величины. Развитие воображения

«Заготовка корма для птиц»: рассортировать фасоль и горох

Развитие мелкой моторики рук. Установление логических связей

«Ворона или воробей»: определить на ощупь блоки Дьенеша.

Формирование эталонов формы

«Покормим птичек»: мелко рвем листок бумаги.

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета

«Волшебные животные»: находим в песке фигурки животных, ощупываем, затем находим их на ощупь.


Изучение характеристик животных, формирование эталонов величины

Работа с тактильными дощечками.

Приобретение сенсорного опыта

«Новогодний подарок для белочки»: собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять их на ощупь и др.

Развитие мелкой моторики рук. Установление логических связей. Формирование эталонов формы и величины

Март: «Женский день», «Родной город»

- Пальчиковая игра «Моя семья»; «Здравствуй солнце золотое»

Развитие мелкой моторики рук

«Кто это»: собрать фигурку человека из геометрических фигур по образцу.

Навыки конструирования. Развитие воображения. Формирование эталонов цвета, формы, величины.

- «Бусы для мамы»: нанизывание бусин на шнурок по образцу

Установление логических связей, формирование эталонов формы, величины, цвета, развитие мелкой моторики рук

- «Что купила мама»: поиск предметов в песке.

Изучение характеристик предметов, формирование эталонов цвета, формы, величины

Строим дом из кубиков «Сложи узор», деревянного конструктора, блоков Дьенеша).

Навыки конструирования, формирование эталонов формы, цвета, величины

«Кто в домике живет»: найти фигурку в песке.

Изучение характеристик животный, формирование эталонов цвета, величины

Игры с мозаикой.

Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук

«Мой любимый город»: композиция из фигурок, и др. подручного материала.

Развитие воображения, работа с подсознанием, формирование эталонов цвета, формы, величины

Упражнение с массажным мячиком «Иголки»

Релаксация, развитие мелкой моторики рук

Апрель: «Весна», «Транспорт»:


«Следы от капели»: рисуем точки на песке.

Релаксация, развитие мелкой моторики рук

«Солнце светит ярко»: лучики из прищепок на желтом круге, прищепки ищем в песке.

Развитие мелкой моторики рук Формирование эталонов цвета

«Червячки для грачей» ищем разного размера и цвета шнурки в песке.

Развитие мелкой моторики рук. Формирование эталонов величины и цвета

- Конструирование «Цветы» из палочек Кюизенера.

Развитие воображения, формирование эталонов цвета и величины

«Поможем птицам», из мокрого песка делаем скворечники.

Развитие воображения, релаксация, формирование эталонов формы и величины

Пальчиковая гимнастика «Дождик» «Червячки».

Развитие мелкой моторики рук

«Напоим птиц»: работа с водой и пипеткой.

Развитие мелкой моторик рук, навыки экспериментирования

«Что у кого»: раскатывание скомканных комочков из бумаги, найденных в песке.

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, формы, величины

«Проехала машина»: рисуем на песке след от машины.

Изучение характеристик транспорта, формирование эталонов величины

«Собери машину» из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.

Развитие воображения, навыки конструирования, формирование эталонов цвета, формы и величины

- «Грузим камушки в грузовик»: камушки находим в песке.

Формирование эталонов формы, величины

Май: «Я – человек», «Деревья, цветы»

«Выложи человечка» (из любого подручного материала)

Навыки конструирования, развитие воображения, формирование эталонов формы, цвета, величины

Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги (развернув, дети узнают, что спряталось в комочке, а комочки спрятаны в песке)

Развитие мелкой моторики рук, формирование эталонов цвета, формы, величины

«Найди и положи рядом такой же» — разложить геометрические фигуры по цвету, форме и величине.

формирование эталонов цвета, формы, величины, установление логических связей

«Каждому листочку свое место»: закрыть контуры различных листочков нужными листочками, найденными в песке.

Установление логических связей, формирование эталонов цвета, величины

«Красивый одуванчик»: вставить спички в полукруг сделанный из мокрого песка.

Развитие воображения, мелкой моторики рук, формирование эталонов форма и величины

«Кто это» определить где мама, где детеныш фигурок спрятанных в песке.

Изучение характеристик животных. Формирование эталонов величины

Игры с мозаикой «Цветы»

Формирование эталонов формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики рук

«Подарок для мышек и мышат»: сортировка семечек тыквы и подсолнуха

Развитие мелкой моторики рук. Установление логических связей. Формирование эталонов величины

Упражнение «Ёжик» с массажными мячиками

Релаксация, развитие мелкой моторики рук

Работа в парах «Лес вашими глазами» выстроить композиция леса совместно с партнером по песочнице

Работа с подсознанием, развитие воображения, формирование эталонов цвета формы, величины.


Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому воспитанию сенсорной культуры детей необходимо уделять достаточно внимания для адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Так же необходимо учитывать психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, ими являются: зрительное восприятие как ведущее при ознакомлении с окружающим; освоение сенсорных эталонов; возрастающая целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; повышающееся умение анализировать и обобщать признаки предметов, формирование перцептивных действий, обследование предметов преимущественно в игровой форме.

Преимуществами воспитания сенсорной культуры, через игры в юнгианской песочнице являются: последовательность и систематичность использования игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей. Кроме этого занятия в песочнице способствуют релаксации и позитивному настрою ребенка через тактильные ощущения.


Литература:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвящение, 1988.-144 с.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.

3. Кочергина Е.С. Опыт: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования интегрированных пособий» [Электронный ресурс] // [сайт]. [2007]. URL:http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op09/apo_09/kochergina.pdf (дата обращения: 20.08.2015).

4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЗ, 2013. – 72 с.