Инновационные подходы к формированию творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детского сада
Юшкова Ольга Евгеньевна
Куртеева Евгения Валерьевна
Воспитатели МБДОУ«Детский сад № 4 «Калинка»
Актуальность
- Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого ребенка, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. т.е. надо использовать разные инновационные подходы в изобразительной деятельности.
В формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности используются современные инновационные подходы:
- Здоровьесберегающие технологии
Цель – обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технологию проектирования
Цель - развитие и обогащение социально- личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология исследовательской деятельности
Цель- сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Информационно – коммуникативные технологии.
Мир , в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли их родители. Это предъявляет качественно новые требования к ддошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет, телефон, принтер…)
Личностно-ориентированная технология
Реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов , приемов и форм работы.
Наши задачи как педагога :
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства и т.д;
- Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках;
- Развивать эстетическое восприятие.
- Общение и взаимодействие с ребенком.
- Создать условия для свободной самостоятельной деятельности, развитие представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через изобразительную деятельность.
Здоровьесберегающие технологии
- Пальчиковая , зрительная гимнастика, динамические паузы, релаксация, подвижные игры, самомассаж, «арттерапия», сказкотерапия, технология музыкального воздействия, физминутки.
Технологию проектирования (исследовательские, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные, )
с
Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности: опыты, наблюдение, постановка и решение вопросов проблемного характера, «погружение» в звуки, краски, запахи и образы природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые, обучающие и творческие развивающие ситуации.
Игровые приемы обучения
- Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Дидактические игры
Информационно-коммутикативные технологии (ИКТ)
- Подбор иллюстративного и познавательного материала к занятиям, оформление стендов, выставок для родителей, обмен опытом с другими педагогами на образовательных сайтах, создание презентаций.
Личностно-ориентированные технологии
- Помощь ребенку в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, развитие и пополнение среды в уголке ИЗО для выбора занятия по интересу.
- В процессе адаптации часто меняется оформление ИЗО уголка.
- Уголок ИЗО пополняется в соответствии с лексической темой.
- Уголок должен способствовать развитию сенсорики малышей.
- Альбомы с картинками должны находится в свободном доступе детей, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
- Дети должны себя ощущать комфортно, испытывать эстетическое наслаждение.
- Важное значение имеет «детский» дизайн – включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
- Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. (Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» ).
Нетрадиционные техники рисования
Это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Рисование на манной крупе
Кляксография .
Рисование ладошками
Граттаж
Пальчики – палитра .
Рисование пластмассовыми вилками Рисование штампом
интегрирование (аппликация и рисование).
рисование ватными палочками
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно использовать разнообразные инновационные технологии в рисовании.
Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!