Разделы рабочей программы:
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
- Цели
- Задачи
- Принципы и подходы
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников;
- Мониторинг
- Ожидаемые результаты
- Содержательный раздел.
- Цель
- Особенности осуществления образовательного процесса
- Организационный раздел.
- Методическое обеспечение( перечень программ, технологий, пособий, методической литературы)
- Техническое обеспечение
- Работа с родителями
- Примерный перечень предметно-развивающей среды
- Модель организации режима дня в холодный период времени( ноябрь- март)
- Модель организации режима дня в теплый период времени(апрель-октябрь)
- Сетка- расписание комплексного планирования организованной образовательной деятельности.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая ОП разработана для построения системы педагогической деятельности младшей группы, обеспечивающая гарантии качества содержания, создание условий для практического освоения задач образовательного процесса, обеспечение индивидуального развития и раскрытия творческих способностей каждого ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 2015/16 учебный год. Рабочая ОП 2-й мл.гр. детского сада разработана в соответствии:
-Нормативными документами МБДОУ
-Примерной ООП «Мир открытия»
-Уставом МБДОУ
Рабочая программа младшей группы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическое ,познавательное, речевое ,художественно-эстетическое, коммуникативно-личностное ) детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей.
Образовательные задачи решаются в процессе:
-совместной деятельности детей и взрослых
-самостоятельной деятельности детей
-взаимодействие с семьями воспитанников.
Основная цель программы «Мир открытий»-непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми.
Цель:
(по реализации программы в младшей группе "Колобок".
1.Повысить качества организации образовательного пространства и деятельности(игровой,сенсорной,коммуникативной,познавательно-исследовательской,художественно-эстетической и физической.)
2.Обновление образовательного процесса за счет внедрения системно-деятельностного подхода к развитию ребенка.
3.Помочь ребенку адаптироваться в новых условиях в дошкольном учреждении.Данная цель реализуется через качественное выполнение задач ООП с учетом приоритетных направлений данной группы.
Задачи:
1.Охрана и укрепление здоровья детей,обеспечение физической и психологической безопасности.
2.Создавать условия стимулирующие двигательную,познавательную,речевую активность детей в различных видах деятельности,а также условия для доброжелательного отношения между детьми принадлежащими к разным национально-культурнымсоциальным слоям.
3.Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе.
4.Ориентация насензитивный период для развития способностей(овладение речью,двигательными навыками,развитие познавательных интересов и творчества.)
5.Оздоровление детей с аллергическими заболеваниями и повышение их иммунитета(диетическое питание,двигательная активность,привитие КГН.)
6.Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
7.Обеспечение коррекционной работы с детьми имеющими нарушения в речи.
8.Выявление индивидуального уровня владения вторым (русским, якутским) языком у детей – билингвов и обеспечение коррекционной работы с речевыми нарушениями.
9.Обогащение представления детей о жизни коренных народов жителей Якутии (буряты,эвены,якуты.) в художественно-эстетическом развитии и соц/коммуникативном.
Принципы и подходы к реализации программы
1.Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
2.Психологической комфортности(надежность ибезопасность)
3Уважение личности ребенка(принятие его таким,каков он ест)
4.Принцип интеграции,обеспечивающий индивидуальный подход развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями вразных образовательных областей и видов деятельности.
5.Принцип вариативности,деятельности и творчества.
6.Принцип сотрудничества (родителей и педагогов)и сотворчества.
7.Принципгуманизации(признание ценности личности ребенка)
8.Принцип комплексного подхода к образовательной деятельности.
Подходы к реализации программы
1.Системно-деятельностный подход выступает как методологическая основа организации образовательного процесса.Этот подход является определяющим для образовательной программы.
2.Развивающий подход.
3.Подход организации взаимодействия педагога, родителей и детей.
4.Индивидуальный подход учитывающий особенности,способности каждого ребенка.
5.Инновационный подход(использование в образовательной деятельности технологии,методик,развитие интегративных качеств личности ребенка).
Характеристика особенностей развития детей во второй младшей группе
В гр."Колобок" посещает 17 детей.По половому признаку:девочек-6,мальчиков-11.Основная часть детей имеет 2 группу здоровья,2 детей с аллергическими заболеваниями-атопический дерматит.
Наименование группы.
|
Возраст детей.
|
Полная семья.
|
Неполная семья.
|
Многодетная семья.
|
Национальный состав группы.
|
«Колобок» 2 мл.гр.
|
с 3-4 лет.
|
14
|
2
|
1
|
Русские-6
Украинец-1
Якуты-10
Буряты-1.
|
Возрастные особенности детей
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы.Самостоятельность ребенка увеличивается,расширяется его знакомства с окружающим миром. Особое изменение претерпевает общение,ребенок пытается оказывать влияние на взрослого,наступает возраст «почемучек»,приходит познавательная форма общения.Главный мотив общения-познание окружающего мира.
Появляется сюжетно-ролевая игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.Среди познавательных процессов, наиболее развиваются память,именно она влияет на развитие всей познавательной сферы ребенка.
Ощущение и восприятие-постепенно приобретают произвольный характер-ребенок способен целенаправленно наблюдать,рассматривать ,искать.
Активно развивается речь.Благодаря речи и общению со взрослыми формируется мышление ребенка(наглядно-действенное).Познавательное воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением(появляется наглядно-образное мышление).Внимание приобретает сосредоточенность и устойчивость.Ребенок начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно направлять его на предметы.
Эмоциональный мир этого возраста очень гибок и подвижен-его благополучия зависит от ситуации и ближайшего окружения.
Индивидуальные особенности детей
Большинство детей из благополучных семей,из многодетной семьи действует мера социальной поддержки,они посещают детский сад на льготных условиях.
Дети адаптировались к условиям детского сада достаточно хорошо.Из них легко адаптировались-11детей,средне-4,ниже среднего-2.Воспитанники группы проявляют активность и любознательность.Уровень КГН недостаточно сформирован,не все дети правильно применяют алгоритм умывания,последовательность в процессе одевания и раздевания,но замечают неряшливость в других детях.
Практически все дети могут самостоятельно принимать пищу,однако делают это не аккуратно.
Трудовые навыки сформированы на среднем уровне,оказывают помощь в уборке группы,уборке рабочего места после образовательной деятельности.
Проявляется интерес к изобразительной деятельности,с удовольствием занимаются физической культурой,за исключением 2-х детей, музыкой.
Из 17 детей,-12 детей хорошая речевая активность, дети интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.,2детей-задержка речевого развития(частые речевые нарушения,дефекты звукопроизношения),3-детей-двуязычие(восприятие речи).
В группе создается предметно-развивающая среда для полноценного развития детей, Дети проявляют активный интерес по всем видам деятельности.
Мониторинг
Цель:Определить степень освоения ребенком ОП и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживания результатов освоения ОП, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы:
Интегративное качество
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
1.Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений.
2.Проявляет положительные эмоции при физической активности,в самостоятельной двигательной деятельности.
3.Правильно пользуется предметами личной гигиены(мыло, расческа,и полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.
Интегративное качество
«Любознательный, активный»
1.Проявляет познавательную активность по отношению к новому, стремится обследовать новые объекты ближайшего окружения, активно экспериментирует, исследуя их, задает соответствующие вопросы.
2.Может найти себе занятие в свободное время.
3.Активно участвует в коллективных видах деятельности.
4.Проявляет интерес к книге(узнает героев произведений на иллюстрациях), к музыке и различным видам музыкальной деятельности, к объектам природы (задает вопросы о природе, обращает внимание на ее красоту).
Интегративное качество
«Эмоционально отзывчивый»
1.Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.
2.Проявляет желание заботиться об объектах живой природы( животных, птицах зимой) проявляет сочувствие, сострадание к персонажам литературных произведений, мультфильмов, выражает желание им помочь.
Интегративное качество
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.»
1.Предпочитает общение со взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.
2.Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение по отношению к услышанному.
3.Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.
Интегративное качество
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
1.Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.
2.Пытается управлять своим поведением:соотносит свои действия с правилами игры.
3.Способен слушать музыкальное произведение, чтение книги в коллективе сверстников, не отвлекаясь, на протяжении 6-7 минут.
Интегративное качество
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачипроблемы, адекватные возрасту»
1.При возникновении интеллектуальных и личностных проблем стремится их разрешить самостоятельно, сохраняет положительный эмоциональный настрой, при затруднениях обращается за помощью.
2.В ситуациях затруднения( адекватных возрасту) способен придумать новое правило или способ действий, изменить исходный замысел и воплотить его в рисунке, игре, постройке.
3.Использует разные способы обследования предметов.
4.Способен сравнивать предметы по разным признакам( цвет, форма, размер, материал).
Интегративное качество
«Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
1.Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.
2.Осознает свои отдельные умения(«Я умею ловить мяч», «Я могу построить поезд из кубиков» , «Это я не умею».)
3.Называет членов своей семьи, их имена, знает некоторые профессии врач, водитель,воспитатель, повар, продавец, строитель.
4.Имеет первичные гендерные представления(мужчины сильные, смелые, женщины нежные,заботливые), в играх адекватно отображает семейные отношения(родители заботятся о детях).5.Имеет начальное представление о свойствах предметов( цвет, форма, размер, назначение).
6.Замечает происходящие в природе сезонные изменения.
Интегративное качество
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
1.Выслушивает собеседника и понимает заданный вопрос, адекватно(даже если и неправильно) отвечает на него.
2.Испытывает положительные эмоции отправильного ответа на вопрос, от угаданной загадки или выполненного задания.3.Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого, при затруднениях обращается за помощью.
4.Умеет использовать в игре предметы- заместители(формирование символической функции).
Промежуточная оценка проводится 1 раз в год-это описание динамики формирования интегративных качеств детей по освоению ими программы, по всем направлениям развития.
Итоговая оценка-проводится ежегодно, которая включает описание интегративных качеств.
Образовательная программа(региональный компонент)
Цель:
Добиться того, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны.
Принципы образовательной программы.
1.Гуманизации образовательного пространства.
2.Соответствие содержания и форм реализации НРК с возрастными особенностями детей.
3.Визуальности образа(выставки,экскурсии,смотры, праздники).
4.Сохранение национальных ценностей.
Планируемые результаты.
Образовательная область«Познание»
Задачи:
1.Прививать у детей любовь к Родине.
-дать представление о национальных предметах быта.
-способствовать развитию познавательной активности,обогащатьих представления об окружающей среде.
2.Проявляет интерес к ближайшему окружению.
3.Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание к животным.
4.Совместно со взрослым выполняет отдельные исследовательские действия.
5.Узнаёт с помощью взрослого гос/символику РФ и своего региона.
Образовательная область «Коммуникация».
Чтение художественной литературы.
Задачи:
-знакомить с потешками, колыбельными песнями, сказками о животных.
1.Понимает речь, активен в речевом общении с воспитателем и другими детьми. Охотно пересказывает знакомыепотешки, сказки при помощи взрослого.
Образовательная область «Художественное творчество», «Музыка», Образовательная область « Физическая культура».
Задачиприобщать детей к слушанию( якутских,русских) мелодий.
1.Проявляет эмоциональную отзывчивость на характер и настроение музыки.
Образовательная область «Физическая культура».
Задачи:развитие моторики и двигательной активности.-формирование двигательных навыков и умений.
1.Проявляет положительные эмоции при физической активности: игре,в самостоятельной деятельности.