ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Чекушева Татьяна Николаевна
преподаватель Соликамского
автодорожно-промышленного
колледжа, г. Соликамск
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий. Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать студентам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией, тем более пандемия в 2020 -2021 году, показала, о необходимости перестроить традиционный учебный процесс в совершенно другую плоскость и для педагога и для студента.
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей. Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Современная педагогика предлагает следующие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры студенты занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами преподавателю и студентам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США, а также и в России. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
В период обучения во время самоизоляции, остро стал вопрос об обучении студентов в дистанционной форме, поэтому в основном, остановлюсь на этой педагогической технологии.
За достаточно быстрый срок выросла необходимость в обучении самих педагогов на различных образовательных платформах, чтобы организовать учебный процесс в дистанционном формате. Для студентов и преподавателей это было просто испытание на прочность, для того чтобы все стороны были довольны результатом.
И благодаря данным образовательным платформам удалось, благополучно завершить учебный год в 2020 году, но это был, еще не конец как нам казалось, а только начало. И с сентября новый учебный год, нам показал, что мы должны быть готовы, не только завершить учебный процесс, а доступным способом, но в дистанционном формате, объяснить, научить, показать, разъяснить, рассказать совершенно новый материал и это заставило всех без исключения педагогов, создавать самостоятельные уроки на основе образовательной программы, особенно педагогов общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в системе среднего профессионального образования.
Много созданных образовательных платформ были предназначены только для учеников общеобразовательных школ, и в среднем профессиональном образовательном учреждении педагоги были вынуждены осваивать подходящие образовательные ресурсы для своих студентов.
Достаточно быстро педагоги освоили многие программы на различных образовательных платформах, такие как «CORE», «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Онлайн Тест Пад», «ZOOM», «Мираполис», «Вебинар». «Вконтакте». И активно стали использовать готовый подходящий материал или создавать свой собственный.
Опыт педагогов показал, что в ходе дистанционного обучения не возможно обойтись без программы «ZOOM», «Мираполис», «Вебинар», где совершенно новый материал необходимо объяснять в формате видеоконференции, привычным способом, как для студентов в очной аудитории, так и для педагога, который видит своих учащихся и может в виде обратной связи проанализировать, как усвоили материал студенты.
Платформа «ЯКласс», как многие думают школьная и подходит только для школ или по предметам общеобразовательным, но однако можно найти уже готовые разработки для 10-11 класса, которые подходят для среднего профессионального образования. Например: Основы финансовой грамотности, где освещается много разделов от банковской и налоговой системы, до страхования и ведения собственного бизнеса. Где все уроки подготовлены по заказу Министерства финансов РФ и имеют методические рекомендации для изучения, теорию, задания, где все в автоматическом режиме проверяется. Где существует возможность у педагога в создании группы и добавляются студенты, где совместно просматривают свои результаты. На платформе много различных возможностей, в том числе и проведение бесплатных вебинаров на различную тематику.
В своей профессиональной деятельности активно использовала образовательную платформу «Российская электронная школа», где для своих дисциплин нашла много дистанционного материала. Любой урок по теме имеет конспект, небольшое видео, тренировочные, дополнительные и контрольные задания. Всех студентов можно пригласить и сформировать группы, отправив им ссылку учетной записи. При выполнении заданий преподаватель может отслеживать автоматически проверенные задания и платформа дает возможность студенту иметь свой электронный дневник с оценками, который видит преподаватель, что облегчает процесс проверки заданий.
Для проверки знаний как текущей, так и в промежуточной аттестации использовала образовательную платформу «Онлайн Тест Пад», где при помощи конструктора программы можно достаточно быстро создать свой тест, кроссворд, комплексное задание либо урок. Каждый студент имеет персональную ссылку, одну попытку и сразу видит свою оценку за экзамен или иную работу и даже получает именной сертификат, а преподаватель таблицу результатов в программе, что облегчает процесс проверки задания, зачета, экзамена.
Образование и пандемию коронавируса невозможно представить без дистанционного обучения. Это первое, что сделали учебные заведения нашей страны.
Влияние пандемии на систему образования велико не только потому, что эпидемия заставила искать новые подходы к обучению. Она также показала значимость роли преподавателей в обучающем процессе и важность их технической подготовки.
У дистанционного обучения в России долгая история. Особенно это характерно для университетов, которые быстро перестроились к новым условиям и перевели студентов в онлайн-формат.
Образование во время пандемии в России получило толчок, позволивший полноценно внедрить дистанционное обучение на всех уровнях обучения. Даже школы и средние профессиональные образовательные учреждения пересмотрели учебные программы и стали активно использовать новые методы.
Успех инноваций зависит во многом от самих преподавателей и их перестройкой образовательного процесса, в создавшейся непредвиденной ситуацией с пандемией.
В настоящее время пандемия уже позади, сложный этап в жизни педагогов и студентов прожит, но материалы, которые были разработаны дорабатываются и активно используются и в период дистанционного обучения в группах, которые обучаются на карантине и в сложной эпидемиологической обстановке ежегодно. Ежегодно в наиболее удобных платформах создаются новые лекции, тесты и много другое.
Список литературы:
1. Бережной В. И. Инновации в образовании и науке. Cборник научно-методических статей историко-филологического факультета Ставропольского государственного педагогического института.; КноРус - М., 2017. - 677 c.
2. Голованова, И.А. Некоторые проблемы составления упражнений,
предназначенных для электронного обучения / И.А. Голованова, Е.А. Яновская // Иностранные языки в школе : журнал . — 2017 .— № 10 .— С. 39-43.
3.Можаров, М.С. Мультимедийное проектирование в профессиональном самоопределении будущего учителя / М.С. Можаров, А.Э. Можарова // Педагогическое образование и наука : журнал . — 2017 .— №1 .— С. 105-110
4. Шарпан И.С. Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма педагогов// Методист.-2006.0№8.-с.50
Интернет-ресурсы:
https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii
http://lib.uspi.ru/2014/04/25/informatsionnyie-tehnologii-i-innovatsiya-v-obrazovanii-spisok-literaturyi-za-2012-2013-god/