МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Громак Н. И.,
старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии
Инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование, которое создает условия для полноценного развития всех своих участников
ВЫВОД:
новация — это средство (новый метод, оригинальная техника, новые технологии, программы, и т. д.);
инновация — целенаправленные изменения, которые приносят в образовательной среде стабильные элементы, которые вызывают переход из одного качественного состояния в другое.
Инновации разрабатываются и проводятся не государственными органами, а работниками организаций в системе образования и науки.
Принципиальное условие -
в инновационной деятельности должен присутствовать вектор институализации , т.е. организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике
Оценить уровень собственных знаний, умений и навыков в инновационной управленческой деятельности:
- умение формулировать управленческую проблему в конкретной ситуации;
- навыки разработки критериев успешности инновационной деятельности;
- формулировать идею, оформить замысел, разработать план инновационной деятельности;
- организовать работу коллектива в режиме инноваций.
Приоритетные виды инновационной деятельности в сфере образования:
- внутрипредметные инновации - совершенствование научно-педагогических методов по предмету, обогащение учебно-методического обеспечения, освоение авторских методических технологий;
- общеметодические инновации – проектная деятельность, использование современных педагогических технологий, разработка творческих заданий для учащихся;
- административные инновации – эффективные технологии для управления, улучшение материально-технического оснащения.
Темы инновационных площадок:
«Разработка и реализация модели единого информационного пространства школы и использование его возможностей в образовательном процессе и управлении школой»
Результатом работы площадки предполагается создание технического, методического и организационного обеспечения внедрения ИКТ в образовательный процесс и управление школой.
Проблема реализуется в виде 4 самостоятельных проектов:
- Проект «Основа»
- Проект «Компьютер и учителя»
- Проект «Компьютер и дети»
- Проект «Информация и управление»
Темы инновационных площадок:
«Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях»
Продукты деятельности:
- Программа формирования патриотически ориентированной личности в процессе краеведческой работы с использованием музейной педагогики и включения учащихся в активную общественную, благотворительную работу через систему школьного ученического самоуправления и коллективных полезных интересных дел.
- Выполнение совместного проекта учителей и обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники».
- Презентация проекта учителей и обучающихся начальной школы «Наши любимые «Родники» - электронная версия.
- Поисковая работа обучающихся 5-8 классов с целью сбора материала для открытия школьного краеведческого музея»
- Начало работы по созданию школьного краеведческого музея
- Формирование системы школьного ученического самоуправления
- Создание школьного детского патриотического объединения «Святогор»
Необходимым условием эффективности технологии управления инновационной деятельностью является наличие технологической цепочки
управленческих действий
Технологическая цепочка выстраивается в соответствии с целевыми установками и предусматривает:
- изучение потребностей педагогического коллектива в инновационной деятельности;
- планирование этой деятельности и оснащение её ресурсами;
- создание программы развития по результатам реализации инновационной деятельности;
- мониторинговые исследования инновационной деятельности и образовательной политики школы (гимназии, лицея);
- сбор и анализ информации об эффективности инновационной деятельности школы (гимназии, лицея);
- регулирование инновационной деятельности школы (гимназии, лицея) на основе результатов анализа.
Оценочно-результирующий компонент
Реализация модели управления инновационной деятельностью на
оценочно-результирующем этапе определяется следующими показателями:
- системность управления инновационной деятельностью;
- согласованность действий управления всех участников образовательного процесса;
- развитие школы (гимназии, лицея) в инновационном режиме;
- высокие показатели уровня развития учащихся, уровня профессионального развития педагогов;
- вовлеченность родителей, педагогического коллектива в инновационную деятельность.
Для реализации данной модели управления инновационной деятельностью педагогов необходимо создание следующих педагогических условий:
- нормативно-правовые (положения, локальные акты);
- материально-технические (развитие материальной базы);
- методические (организация исследовательской работы, создание авторских материалов);
- кадровые;
- информационно-коммуникационные (взаимодействие с научными,
социальными и профессиональными организациями;
- создание банка данных по инновационным проектам).
Модель управления инновационной деятельностью педагогов
Целевой компонент
Цель: развитие системы управления образовательной организации,
функционирующей в условиях педагогической инновации
Задачи:
- создание мотивационных условий для инновационной деятельности;
- повышение квалификации и компетентности педагогов;
- управление деятельностью созданных инновационных групп;
- мониторинг эффективности управления инновационной деятельностью;
- распространение инновационного опыта.
Методологические подходы
Принципы
Модель управления инновационной деятельностью педагогов
Содержательно-процессуальный компонент
Основные направления управленческой деятельности
- формирование и осуществление единой инновационной политики в образовательной организации;
- определение стратегии, проектов, программ;
- ресурсное обеспечение и контроль инновационной деятельности;
- подготовка и обучение педагогов;
- формирование целевых микроколлективов, групп, осуществляющих инновационные проекты и формирующие инновационную среду.
Методы
Технология управления
Стартовая экспертная оценка Сопоставление с критериями оценки
инновационной деятельности Разработка программы сопровождения
инновационной деятельности педагога Сопровождение рефлексии
Экспертиза педагогической деятельности
Модель управления инновационной деятельностью педагогов
Оценочно-результирующий компонент
- сформированность готовности педагогов к инновационной деятельности;
- оптимизация структуры и организации деятельности образовательной организации.
Командная работа администрации образовательной организации
Переговорная площадка «учитель-администрация-семья»
Проектная группа «Школьное питание»
Психологическая служба
Центр профессиональной ориентации
Общественно-государственное управление
МОУ
Группы международных проектов
Инициативная группа проектной деятельности
Социальное партнерство
Информационно-аналитический центр
Проектная группа системы менеджмента качества
Лаборатории оценки качества образования
Проектная группа «Портфолио»
Переговорная площадка «учитель-администрация»
Командная работа педагогов
Переговорная площадка «учитель-администрация-семья»
Проектная группа «Электронный журнал»
Группа
здоровьесбе-регающих
технологий
Психологическая служба
Проектная группа «Информатизация образования»
Независимые эксперты
Научно-методический совет
Информационно-аналитический центр
Сменная группа по преемствен-ности
Методические предметные кафедры
Объединение творческих групп по внедрению инновационных технологий
Лаборатории оценки качества образования
Предметные лаборатории
Группа тьюторов
Переговорная площадка «учитель-администрация»
Электронное портфолио
Проектная группа «Портфолио»
Командная работа педагогов, учащихся, родителей
Переговорная площадка «учитель-администрация-семья»
Психологическая служба
Проектная группа
«Спортивный центр»
Группа мониторинга качества образования
Управляющий совет МОУ
Школьный парламент
Информационно-аналитический центр
Совет родителей
Волонтерские группы
Проектная группа «Школьное питание»
Группы научно-технических проектов
Научное общество учащихся и педагогов
Группа экологических проектов
Группа дизайн-проектов
Управление инновационной деятельностью в образовательной организации – это систематизированная и целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, которая обеспечивает развитие всей системы школы (гимназии, лицея) через успешное освоение и применение педагогических инноваций в практической деятельности; включающая в себя организационно - педагогические условия для взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности; предполагающая достижение более высоких результатов деятельности.
Управление инновационной деятельностью реализуется при условии научно обоснованного определения технологии управления инновационной деятельностью педагогов.
Использование системного и деятельностного подходов
в управлении инновационной деятельностью позволяет педагогам стать активными участниками инновационной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!