Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 им. А. И. Исмаилова»
(выступление на педагогическом Совете школы)
"Инновационные технологии (ИКТ) на уроках родного языка и литературы"
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/13/s_5cd94043a2e44/1156724_2.png)
Подготовила:
учитель родного языка и литературы
Биймурзаева М. Б.
Хасавюрт – 2018.
В своей работе я всегда опираюсь на три понятия:
"НАДО", "ТРУДНО", "ИНТЕРЕСНО"
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения.
В последнее время использование информационных технологий при обучении родному языку и литературе значительно расширилось, поэтому использую ИКТ для объяснения нового материала, для совершенствования орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы; на уроках обобщающего повторения, использую разнообразный иллюстративный материал: таблицы, схемы, орфографии и пунктуации; на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи ,); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля(цифровые диктанты, лингвистические задачи, орфоэпические минутки). Такие уроки повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу.
Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников, использую на этапе закрепления и повторения пройденного (Провожу также внеклассные мероприятия, классные часы, диспуты, по пословицам и поговоркам, часто провожу работу над фразеологизмами. Всё это позволяет добиться прекрасных результатов. При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений.
На уроках даргинского языка и литературы, также на внеклассных мероприятиях мною ведется работа, направленная на всестороннее развитие личности. В своей практике я использую современные личностно-ориентированные. компьютерные, игровые технологии. Не забываю и о здоровьесберегающей технологии для того, чтобы помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость.
Это повышает продуктивность обучения, вызывает стойкую мотивацию к изучению даргинского языка и литературы.
Мое любимое изречение: "Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что ты доставил радость другому человеку". А эту радость мы доставляем себе и своим ученикам на уроках. Наверное, каждый из нас
задумывался, каким же все-таки должен быть учитель. Я думаю, что учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным, он должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами, должен делиться своим опытом с ними , не стесняться учиться у них и не завидовать их успехам.
Меняются времена, но не меняются задачи учителя: к которым относятся следующие:
• дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока; • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение; • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; • стать им другом, раскрыть богатство их души..
Как учитель-предметник я считаю, что вызвать интерес, увлечь идеей общего дела можно через создание творческой атмосферы на уроке. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого надо совмещать профессию учителя и волшебника.
Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы быть творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи.
Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по даргинскому языку и литературе и умение их применять на практике. Процесс преподавания даргинского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности. Стараюсь воспитать в них правдивость, ответственность, твердость, терпение и силу воли. С этой целью использую ИКТ на уроках, где ярко представлены пословицы, поговорки, тексты воспитательного характера. При этом внимание учащихся направляю не только на содержание высказывания, но и на то, что соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью..
В своей работе уделяю огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения, для этого вместе с учащимися изучаем историю родного края, обряды и традиции своего села, района, города посещаем достопримечательности Дагестана.
Подготавливаю их к жизни, труду, учу детей, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям и животным, для чего подбираю материал с глубоким смыслом и создаю презентации соответствующие темам, даю задание самим детям составить презентацию по определённой теме, что пробуждает интерес к предложенной теме и заставляет начать поисковую деятельность
Чтобы вызвать интерес к предмету у учащихся, я стараюсь использовать не только инновационные технологии, но и разные методы. Например, рассказ, объяснение, описание; толкование понятий, беседа; демонстрация и иллюстрация;
самостоятельное наблюдение; упражнения (устные и письменные); объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; творческие письменные работы, аудирование, диалоги; разные игры и другие. Провожу различные типы уроков: урок-аукцион, урок-игра, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-выставка, урок-викторина и т.д.
Большое внимание уделяю также развитию речи ,с этой целью использую слайды с разными рисунками, пословицы, фразеологизмы в картинках, раскрываем смысл пословиц , фразеологизмов и пишем мини-сочинения. Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. Я использую информационно-коммуникативные технологии обучения, как на уроках, так и во внеурочной работе. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя. Мультимедийные средства использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. .
При изучении нового материала применяю методы наблюдения и анализа, которые дают ученику ощущение самостоятельности открытия. С целью мотивации к изучению предмета использую игровые моменты. Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы: «По- моему», «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т.д.
Между тем даже трудный материал запомнится без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению языка. Различные опорные схемы, таблицы, видеофильмы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение учащихся к родному языку как учебному предмету.
В заключении можно сказать, что, если в начальной школе заложить хорошую основу и привить детям любовь к даргинскому языку, а самое главное, сделать так, чтобы они начали понимать о чем идет речь во время урока, то это и послужит тем фундаментом, на котором в будущем можно будет кирпичик за кирпичиком возводить дворец знаний даргинского языка. Мои ученики на уроках всегда радуют меня знаниями. Могу уверенно сказать, что они любят родной язык.