«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА» (из опыта работы)
Ни для кого не секрет, что в наше время — время компьютерных игр — у детей переизбыток острых эмоциональных ощущений. Все реже дети и подростки читают или играют в традиционные «тихие» игры. Сложно даже представить, что современный ребенок, склонившись над небольшим игровым полем, может забыть про
все на свете... Но, тем не менее, бывает и такое. В этом мы смогли убедиться, используя игровые материалы, разработанные в центре Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Так же большую роль в будущей жизни ребёнка- дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.
Таким образом, если найти ключи к развитию интеллектуальных и креативных способностей ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной личности дошкольника. Чтобы добиться такого результата в нашем детском саду с 2014 года реализуется технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Технология В.В.Воскобовича состоит из 10 комплектов игр. По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича условно делятся на 3 группы:
1-ая группа игр направлена на математическое развитие детей. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. Например «Прозрачные цифры», «Геоконт», «Математические корзинки», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Чудо цветик» и т.д.
2-ая группа игр направлена на речевое развитие и обучение грамоте- это игры с буквами, звуками, слогами, словами. Например, «Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Шнур затейник».
3-тья группа - универсальные игровые обучающие средства, объединяющие различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте, ознакомление с окружающим, конструирование, математическое и речевое развитие). Например, «Игровизор», «Коврик, ларчик».
Технологию В.В.Воскобовича можно применять, начиная с младшего возраста. Эти игры включаются различные формы организации детской деятельности: непосредственно-образовательную и самостоятельную. На занятиях игры В.В.Воскобовича сначала выполняют роль дидактического материала и являются частью занятия. Мы включали эти игры на занятия по математическому развитию, экологическому воспитанию, по подготовке к обучению грамоте, изодеятельности. Так же проводили занятия полностью построенные на играх Воскобовича. Занятия организовывали и проводили в следующих формах:
1 вариант Занятия-сказки. На таких занятиях вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-нибудь проблему. Сказочный сюжет включает 2-3 игры, но с целым веером игровых заданий и упражнений для каждой. Мы старались проявлять творчество и адаптировать известные сказки. Например, сказка «Колобок», дети из «Двухцветного квадрата Воскобовича» складывают домик, а из игры «Эталоны формы» животных. Такие занятия подходили на начальных этапах ознакомления с играми Воскобовича.
2 вариант Комбинированные занятия. Они состоят из большого количества игр (в старшем возрасте их кол-во может доходить до 5-6 игр), но с небольшим набором игровых заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой. Такие занятия похожи на новогоднюю елку. Роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а елочных игрушек – развивающие игры. Такие занятия проводили, когда детей хорошо знакомили с предлагаемыми играми.
3 вариант Занятия – викторины. Занятия проводятся в виде викторины (это для детей подготовительной группы). Удачно получаются комплексные занятия, например, математика, развитие речи и изобразительная деятельность или же экологическое образование и конструирование. На данных занятиях мы выступали в роли организатора поискового процесса, перед детьми ставили вопросы и задания таким образом, чтобы побуждать их искать каждый раз новые пути решения.
Уделяем большое внимание организации и проведению совместной игровой познавательной деятельности. При организации совместной деятельности создаем условия для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических. Такой вариант проведения совместной деятельности наиболее эффективный, так как он позволяет ставить развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто продолжают играть.
Работу с детьми по ознакомлению с играми В.В.Воскобовича мы осуществляли поэтапно. А предшествующая работа была – это занятие-путешествие в сказочный Фиолетовый Лес и знакомство с его персонажами (Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Магнолик и т.д.). При помощи данных персонажей поэтапно знакомили детей с разнообразными играми. Включая обучающие игры и развивающие задания в единый игровой сюжет «Легенды Фиолетового леса», снижали излишнюю дидактичность занятий и способствовали наилучшему формированию у детей познавательной активности. С этой целью в группе создан центр развивающих игр Воскабовича – Фиолетовый Лес, с необходимым набором игр.
На первом этапе детей знакомили с такими играми как «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Шнур-затейник», «Математические корзинки», «Ларчик». Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. Так же дети усваиваивали образную терминологию, сказочные названия, придуманные самим автором. Например, точки координат оси в игре «Геоконт» называются разноцветными лучиками, каждая точка обозначается буквой, например Ф, это фиолетовый лучик и т.д.; геометрические фигуры в игре «Прозрачный квадрат» называются нетающие льдинки).
На втором этапе обучали детей основным игровым приемам. Подбирали задания и игровые упражнения, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Знакомили детей с такими играми как «Четырехцветный квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор», «Конструктор цифр», «Конструктор букв», и т.д.
На третьем этапе обучения использовали уже все знакомые детям игры, но большое внимание уделяем развитию творчества и самостоятельности. Стремились к тому, чтобы дети без помощи взрослого изобретали игровые задания и упражнения, предлагали новые решения задач, придумывали и конструировали предметные формы, составляли к ним схемы. С этой целью мы создали в группе творческую атмосферу, поощряли и поддерживали детскую инициативу, рассматривали любые предложения детей.
Для систематизации используемого материала был создан каталог игр Воскобовича, в который включено описание игры, развивающая суть игр, методические рекомендации, подбор игр и упражнений по возрастам.
Используя технологию «Сказочные лабиринты игры», мы получили хорошие результаты. Дети быстро освоили числовой ряд, умеют сравнивать предметы, находя больше и меньше данного (благодаря «Математическим корзинкам», «Геоконту», «Игровому квадрату»). Удивляет так же то, что дети очень быстро запоминают геометрические фигуры, легко сравнивают их с окружающими предметами, изображают при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывают из Волшебного квадрата.
Качественная реализация игр Воскобовича невозможна без определения уровня развития детей. Диагностика проводится по следующим критериям: сенсорные способности, внимание, элементы логического, творческое мышление, память, речь, воображение. Результаты диагностики показали, что положительная динамика уровня развития в среднем в год составляет 3,6 %, достаточно интенсивно идет развитие сенсорных способностей, памяти, элементов логического мышления.
Мы стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим детей умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.
Список литературы
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001, 272с.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001, 272с.
Воскабович В.В. Сказочные лабиринты игры. Книга 1. Санкт – Петербург:
Воскабович В.В. Сказочные лабиринты игры. Книга 2.
Воскобович В.В., Харько Т.Г. Развивающие игры Воскобовича // Мама и малыш. 2005. №02.
Решетникова О. В.В.Воскобович и его развивающие игры // Школьный Психолог. 2000. № 37
Харько Т.Г. Развивающие игры Воскобовича В.В. игровая технология «Сказочные лабиринты игры» - успехи и проблемы // Дошкольная Педагогика. 2002. № 3(7).
ПРИЛОЖЕНИЕ
 Фиолетовый Лес |  Коврограф «Ларчик» |
 Кораблик «брызг-Брызг» |  Геоконт. |
 Графический диктант на Ковраграфе. |  Четырехцветный квадрат превращается в «Туфельку» |
 Математические корзинки. |  «Теремки» Воскобовича. |
 Прозрачный квадрат и Чудо Цветик. |  Шнур Затейник |
 «Читайка на шариках» |  «Прозрачные буквы» |
Цели:
Учить создавать театральную куклу на тростях, с использование природного материала, текстиля и пластилина, персонажа игры «Кораблик Брызг – Брызг» В.В. Воскобовича - «Лягушку – матроса».
Познакомить детей с новым приемом лепки на каркасе.
Закрепить:
- состав числа десять из двух, трех меньших чисел, закрепить знания о геометрических фигурах, закрепить сенсорные и пространственные представления;
Совершенствовать умение составлять различные фигуры из двух и четырёх цветного квадрата.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, желание доводить начатое дело до конца, стремление узнавать новое, не останавливаться на достигнутом.
Материалы:
• Каркасы - заготовки (25 см);
• Лоскуты с «морским» принтом ручной работы (25х25 см), прикрученные банковскими резинками (2 шт.) к 2 веточкам;
• Пластилин одного цвета (ком размером с кулак взрослого человека), пластилин (бруски черного, белого и красного цвета);
• Ветки тонкие (20 см);
• Дощечки, салфетки, пластилин;
• Игры В.В.Воскобовича «Кораблик «Брызг-Брызг»; «Двухцветные квадраты», «Четырехцветный квадрат», «Геоконт».
Ход игровой деятельности
(Перед началом игровой деятельности детям предлагается выбрать на свое усмотрение смайлик).
У Малыша Гео было день рождения и ему подарили много игр, ему нужно помочь, показать, как правильно играть в эти игры.
Поможем ему ребята?
Ответ: Да!
Но чтобы к нему попасть, нам нужно отправиться к нему на ковре самолете. Ой, ковер не взлетает, а я вспомнила, чтобы ковер полетел, нам надо отгадать загадки.
Математические загадки.
Из-за забора видно два заячьих уха, два беличьих, два волчьих, два лисьих, два медвежьих. Сколько всего зверей спрятались за забором?
Курица, стоя на одной ноге весит 3 кг, сколько будет весить курица став на две ноги?
Попугай лег спать в 10 часов вечера, когда на улице было темно. Может ли на следующий день в это же время быть светло?
Молодцы дети, вот мы и попали в Фиолетовый лес к Малышу Гео.
Детей встречает Малыш и показывает свои игры.
Четырехцветный, Двухцветный квадраты.
Ворон Метр приготовил нам схемы. Давайте попробуем их сложить.
разноцветная конфета – лодка;
пятиугольник – домик;
воздушный змей – летучая мышь;
Работа с Геоконтом.
Дети по желанию натягивают большую и малую кольцевые резиночки, по большому и среднему квадрату. Превращают их в любые фигуры.
Кораблик Брызг-брызг
Гусь-капитан дает команду отсчитать десять флажков любого цвета и повесить их на двух мачтах так, чтобы все мачты были заняты. Расскажите, из каких двух меньших чисел состоит число десять. (1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5)
Гусь-капитан дает команду отсчитать десять флажков любого цвета и повесить их на трех мачтах так, чтобы все мачты были заняты. Расскажите, из каких трех меньших чисел состоит число десять. (1+3+6, 1+2+7, 1+4+5, 2+3+5)
- Дети, из вас получатся славные матросы! Беру всех на свой корабль юнгами. Однако, мне нужны еще несколько Лягушек – матросов.
Педагог: наши дети умелые мастера и могут Лягушек – матросов сделать своими руками.
Дети, Вы согласны помочь капитану? (дети отвечают)
- Предлагаю открыть мастерскую кукол.
Вечером мы с вами сделали некоторые заготовки для тростевой куклы:
• Помяли лист бумаги А-4;
• Собрали его в ком;
• Прилепили ком бумаги к палке на клей;
• Оставили на ночь подсохнуть;
• Вырезали квадрат из ткани;
• Разрисовали его восковыми мелками синими полосками;
• Свернули лоскут по диагонали, потом пополам. Надрезали серединку ножницами.
• Разложили лоскут треугольником. За противоположные углы, слева и справа от серединки прикрутили банковскими резинками веточки-трости.
(Этапы подготовки педагог может и не озвучивать.)
- Дети, посмотрите внимательно, как надо делать театральную игрушку на тростях:
1. Взять фольгу и обложить ею бумажный шар на палке. Получается основа-каркас для головки лягушки.
2. Облепить пластилином по фольге шар.
3. Пригладить шероховатости на поверхности головки.
4. Скатать два одинаковых по размеру шара для глаз того же цвета, что и головка и прикрепить к заготовке.
5. Скатать маленькие два шара для белков глаз, сплющить и прилепить к шарам-глазам.
6. Сделать зрачки-шарики черного цвета.
7. Наметить нос. (две дырочки стекой)
8. Налепить длинную и узкую полоску – рот.
9. Скатать столбик из пластилина.
10. Перевернуть заготовку головой вниз.
11. Надеть на палку квадратный, полосатый лоскут с прикрученными веточками-тростями лицевой стороной вниз. Трости должны находиться справа и слева от головки лягушки.
12. Закрепить столбиком пластилина ткань, обмотав им вокруг палки-держалки.
13. Перевернуть поделку головкой вверх.
14. Попробовать поиграть куклой. (повертеть кукольной головкой, пошевелить ручками)
-Теперь приступаем к изготовлению театральной игрушки – Лягушки на тростях.
При затруднениях у детей во время работы над куклой, педагогу необходимо подсказать и помочь. Творя, дети должны быть уверены в своих силах и умениях. Поддерживать в воспитанниках хорошее настроение. Проследить, чтобы все дети справились с заданием.
-Вот и новые матросы готовы служить на корабле.
Спасибо ребята, теперь Гео знает как играть в эти игры.
Но нам пора возвращаться в детский сад.
Но наш ковер полетит, если мы опять отгадаем загадки.
Математические загадки
В феврале на березе сначала появились 10 листочков, потом появились еще 5 листочков. Сколько всего листочков появилось на березе?
С дуба упало 8 яблок, 3 яблока Вова поднял и съел. Сколько яблок осталось лежать под дубом?
Вот мы и попали в детский сад. Молодцы ребята, Вы сегодня помогли Малышу Гео, научили его играть.
На этом наше путешествие закончилось.