СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии обучения старших дошкольников с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы со слабослышащими детьми дошкольного возраста по использованию инновационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения старших дошкольников с нарушением слуха»

Инновационные технологии обучения

старших дошкольников с нарушением слуха


ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа – интернат № 23»,

Попова Г.М., воспитатель


В современном обществе число детей с недостатками слуха увеличивается. Учитывая, что у них нарушены познавательные функции, дети с нарушениями слуха подвержены риску социальной дезадаптации. Очень важно в процессе их обучения использовать инновационные технологии. Одним из условий правильной организации воспитательного процесса детей с недостатками слуха является знание сложной структуры дефекта. В этом состоит первая особенность воспитания таких детей.

Второй особенностью является опора на потенциальные возможности ребенка, вера в возможности преодоления отставания.

Третьей особенностью воспитания детей с недостатками слуха является широкое использование разнообразных видов деятельности. В процессе трудовой, игровой, познавательной деятельности глухие и слабослышащие овладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкое общение с окружающими.

Четвертой особенностью воспитания детей с недостатками слуха является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, которые обусловлены нарушением слуха и речевым недоразвитием.

Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии.

Коррекционная работа в «Белгородской школе-интернате № 23» осуществляется в процессе учебно-воспитательной деятельности по трем направлениям:

1.      Развитие словесной речи – основы формирования личности неслышащего воспитанника.

2.      Развитие слуховой функции – одно из условий совершенствования образовательного процесса.

3.      Активизация устной коммуникации неслышащих школьников в учебно-воспитательном процессе. Образовательно-воспитательный процесс строится на основе словесной речи во всех ее функциях: коммуникативной, познавательной, регуляторной.

Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, специалисты, работающие с данной категорией детей, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха, и речи, обращаясь к современным технологиям.

   Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих.

 Верботональный метод – способ реабилитации детей, использующий все ресурсы тела для развития устной речи и дальнейшей интеграции в общество. При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:

1. сформировать у ребёнка потребность общаться словесной речью;

2. сформировать самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;

3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной речи;

4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на жесты;

5. научить правильно повторять любую речевую фразу.

Задачи верботонального метода:

- создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить;

- формирование базы развивающих показателей (4 показателя – дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение);

- развитие слухового восприятия.

Верботональная система – это реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка – это является основным в верботональной системе обучения.

Элементы верботональной системы:

- вибротактильная фаза,

- аудиовизуальный курс,

- фонетическая ритмика,

- музыкальная стимуляция,

- пиктографическая ритмика.

Вибротактильная фаза предлагает использование вибратора или вибрационной доски (стола) низких частот, восприятия звуков всем телом.Применяется на первом этапе, когда только начинается работа над словарем, новыми словами, детям предъявляются картинки, таблички. Также идет работа над уже знакомыми словами. Учитель произносит их за экраном. Вибростол может применяться и в ходе речевой зарядки. Например, при работе над долготой и краткостью звучания; над силой голоса (тихо-громко).

Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода. Картинка является помощником в усвоении звуков в начале формирования произношения. Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуацией — реальностью.

Фонетическая ритмика. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Музыкальная стимуляция. На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией. Для того чтобы пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок. Используются речевые ритмические считалки:

иррациональные – состоят из слогов, не несущих смысловое значение: папа по; та те ти;

полуиррациональные– смешанные: мама ам; папа то; у папы авто;

рациональные - состоят из слогов, несущих смысловое значение: папа тут; мама там; папа мама тут и там.

Пиктографическая ритмика. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие черты объекта в схематическом виде. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то, или иное слово. Таким образом, использование пиктограмм помогает детям со сложной структурой дефекта в восприятии и закреплении звуков, расширении словаря.

  Элементы верботональной системы можно использовать на: общеобразовательных уроках, внеклассных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, индивидуальных занятиях. Результаты применения верботонального метода:

- достигается сенсорная активность ребенка;

- формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному;

- обеспечивается качество звучания;

- создается естественная основа для овладения речью.

  Кроме того, при работе с детьми с нарушением слуха в нашей школе широко применяются и используются современные информационно-компьютерные технологии, различные мультимедийные приложения, позволяющие расширять кругозор всех учащихся. На занятиях и уроках активно используются заранее приготовленные презентации.

Применение информационных технологий является важным дополнительным средством преподавания, существенно расширяющего возможности традиционных приёмов обучения.

Литература:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: 2003. -123 с.

2. Миронова Э.В., Шматко Н.Д Формирование речи у глухих детей // Дефектология. - 2005. - №5.-27 с.

3. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога / Л.И.Руленкова. – М.: Парадигма, 2010. - 191 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!