СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи детей в условиях логопедической группы ДОУ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Актуальность

  Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

  М.Ф. Фомичева в своей исследовательской работе по воспитанию у детей правильного звукопроизношения утверждает – речь не является врожденной способностью человека, она формируется в месте с его ростом и развитием. Исследования А.М.Леушиной и М.И.Лисиной доказывают, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения детей, от умения связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений в практике работы ДОУ и логопедической группы в частности, будет развитие речи детей.

2. Проблема

  Многолетняя практика работы с детьми – дошкольниками показала, что процесс речевого развития нельзя ограничить только занятиями, иными формами работы проводимыми в детском саду. Развитие речи происходит повсеместно: когда ребенок с родителями идет в детский сад, играет, рассказывает о своих успехах или неудачах, учит стихи к утренникам, отстаивает свои идеи, мысли. И хорошо, когда рядом с детьми люди заинтересованные, имеющие некоторые представление, знания о речевом развитии дошкольников. Но, к сожалению не все родители придают значение речевому развитию детей в повседневной жизни и понимают свою «роль» в этом процессе.

  Считаем, наибольшей эффективности в работе над развитием речи детей, имеющие те или иные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии воспитателя и родителей воспитанников.

3. Система  работы с родителями.

   Взаимодействие с родителями происходит как в традиционных, так и в инновационных формах. Выбор форм работы с родителями определяется в результате ряда мероприятий, направленных на изучение родительского социума, их потенциала в вопросах речевого развития детей.

 

  Изучение социума происходит через анкетирование, в результате которого выявляются:

- условия воспитания ребенка в семье,

- культурный уровень окружающих,

- педагогическая компетентность родителей.

  Для родителей нами была разработана анкета, что бы ответить на ее ответы, родители должны не только прислушиваться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

Анкета для родителей.

  1. Фамилия, имя ребенка
  2. Дата рождения

Подчеркните ответы на следующие вопросы  и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад, сами научатся)
  2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет)
  3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет)

6.  Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет)

7.Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)

            8.   Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет)

9.  Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?            

   Полученные анкетные данные говорят об уровне участия родителей в речевом развитии ребенка, их желании   сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.  

   После обработки анкетных данных составляем план работы с родителями, подбираем, на наш взгляд наиболее эффективные формы работы, как групповые, так и индивидуальные.

  С некоторыми формами работы с родителями, имеющие положительный результат познакомим вас.

1. На родительских собраниях несколько раз в году освещаются следующее: Результаты речевого развития детей;  направления работы по развитию речи; итоги работы по развитию речи в группе за учебный год, рекомендации на летний период.

2. В материалах папки «Информация для родителей» выделены следующие разделы:

*   Речевое развитие ребенка.

*  Формирование правильного звукопроизношения.

*   Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

3.  Кроме того, в нашем детском саду организована «Библиотека для родителей». Из методического кабинета  можно взять домой метод литературу и дидактические игры.

4.   В течение учебного года родители могут по желанию посетить индивидуальные и подгрупповые и фронтальные занятия. 

 5. Действует почта для родителей. Родители в письменной форме задают вопросы о речевом развитии ребенка, которые опускаются в «почтовый ящик» в группе, а воспитатель и логопед в письменной форме отвечают на них. 

6. Так же в нашей группе работает клуб «Речевичок». Родители приглашаются на тематические консультации учителя – логопеда и воспитателя, на выставки методической литературы и дидактических игр приуроченные к ним. 

Примерные темы консультаций: 

  • Закономерности речевого развития детей.
  • Основные периоды становления  речи.
  • Речевые нарушения и причины их возникновения.
  • Артикуляционная гимнастика как одно из направлений в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей.
  • Умные пальчики. Развитие мелкой моторики у детей.
  • Игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

 7. Весьма популярна такая форма взаимодействия, как совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Одной из самых популярных нетрадиционных форм взаимодействия детей и родителей стало ведение «Альбома для составления домашних рассказов».  Дается тема для составления домашних рассказов. Родителям предлагается примерный план беседы с ребенком по данной теме.  После составления рассказов ребенком, родитель записывает его в Альбом, помогает ему сделать рисунок или приклеить картинку, фотографии.

 

   Примерные темы для составления рассказов.

                            Старшая группа

  • Моя любимая игрушка.
  • Золотая осень.
  • Мой домашний питомец.
  • Зимушка-зима.
  • Мой детский сад.
  • Моя любимая мамочка.
  • Город, в котором я живу.

                  Подготовительная к школе группа.

  • Как я провел лето.
  • Я сочиняю сказку.
  • Что я знаю о профессиях.
  • Мои новогодние каникулы.
  • Мой папа (дедушка)
  • Волшебница – весна.
  • Скоро в школу.                                                                                                 

  Предлагаю план беседы по теме «Мой маленький питомец»

  1. Мой домашний питомец (кошка, собака, хомячок и т.д.)
  2. Кличка животного, порода. Как ты его называешь ласково?
  3. Внешний вид животного.
  4. Характер твоего домашнего питомца.
  5. Что он любит делать?
  6. Чем его кормят?
  7. Как ты за ним ухаживаешь?
  8. Какие интересные случаи происходили с твоими питомцами?

8. Привлекаем родителей, как первых помощников, к участию в коррекционно-образовательном процессе, оснащению развивающей среды группы через разовые акции «Игры своими руками», направленные на: 

  • Изготовление речевых игр;
  • Изготовление игр – бродилок с использованием стихов и сказок;
  • Игры-«собиралки»
  • Игры-«сказочки»

9. Помощь в изготовлении театров (театр – Варежка, пальчиковый театр, театр на нитке) элементы костюмов для драматизации сказок.

10. Отбор родителями стихов на заданную тему (детские журналы, диски, интернет).

11. Конкурсы: чтецов, по прочитанной сказке, рассказу, на лучшую новогоднюю сказку, небылиц, на лучшую экологическую сказку.

4. Технология работы с  альбомом  авторских экологических сказок  «Чистый город».  

      Подробнее остановимся на проведении конкурса «На лучшую экологическую сказку». 

   Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. А вот что бы родители совместно с ребенком сочиняли сказки, встретишь далеко не в каждой семье.

   Конечно, для этого надо иметь искреннее желание общаться со своим ребенком в сказочном пространстве. Волшебный язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке с ребенком, пробуждает веру в то, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть.  Мы выбрали экологическую направленность сказок.

  Результатом совместного детско – родительского речетворчества явился альбом авторских экологических сказок. Мы совместно с детьми и родителями смогли поучаствовать в конкурсе на лучшую разработку мероприятия по теме: «Наш чистый город».

  Спектр задач,  которые мы смогли решить в рамках работы по  составлению авторских экологических сказок огромен, значение данного конкурса следующее :

  1. Придумывание сказок дает возможность развивать творческое воображение и связную речь, память и внимание.
  2. Сказка выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует расширению словарного запаса и грамматического строя.
  3. Развивается познавательный интерес детей о родном городе, о том, как нужно его беречь.
  4. Участие в подобных конкурсах формирует у детей и родителей интерес к процессу обучения.
  5. Чувствуя поддержку и понимание близких, ребенок тем самым, приобретает уверенность в себе.
  6. Принимая участие в различных конкурсах, взрослые стимулируют творческую активность ребенка, целеустремленность, желание быть первым, помогают быть успешными и не бояться трудностей. Дети, которые принимают участие в различных конкурсах с самых малых лет, с большим желанием и интересом стремятся участвовать в олимпиадах, викторинах в более старшем возрасте.
  7. Сказка, сочиненная совместным усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.

Требования и условия конкурса на тему «Наш чистый город».

  1. Содержание сказки должно быть каким-либо образом связанно с темой «Наш чистый город». Сказка может быть и очень короткой (семь, восемь предложений), и  очень длинной. Жанр сказки – любой.
  2. Выставление на конкурс уже ранее опубликованных, где-либо сказок запрещается, хотя разрешается «переделывать» уже известные  («Старая сказка на новый лад»).
  3. Текст сказки может быть написан как от руки, так и набран на компьютере.
  4. При оценке работ учитываются наличие иллюстраций и оригинальность сюжета.

    Все сказки были оформлены в едином альбоме, который получил название – «Альбом авторских экологических сказок».

 

  В итоге провели презентацию  авторских сказок совместно с родителями и детьми.

  Результатом стало повышение авторитета участников в глазах сверстников, привлечение большего числа участников в последующих конкурсах (те дети и родители, которые не участвовали в данном мероприятии наглядно увидели эффективность совместного речетворчества детей и родителей, интерес к нему). 

  К каждой сказке составлены вопросы, позволяющие не только выяснить насколько ребёнок понял содержание сказки и главную мысль автора, но и наметить перспективы дальнейшей работы с ним по развитию речи. 

  Данное пособие используется на занятиях, в совместной и самостоятельной  деятельности детей в группе. 

5. Заключение.

  Многолетний опыт работы показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами педагогического процесса, помощниками педагога в полноценном формирований речи дошкольника.

  В процессе совместной деятельности родителей, детей и педагога речевое развитие детей происходит значительно быстрее и полнее. К концу учебного года 92 % ребёнка легко вступают в контакт со сверстниками, употребляя необходимые для диалога речевые обороты, 90 % умеют связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Немаловажным является то, что 100 % родителей вовлечены и активно сотрудничают с нами в вопросах развития речи детей. 

 

 Работа в данном направлении началась со средней группы и будет продолжаться ещё 2 года, до выпуска детей в школу.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи детей в условиях логопедической группы ДОУ».»

«Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи детей в условиях логопедической группы ДОУ».

1. Актуальность

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

М.Ф. Фомичева в своей исследовательской работе по воспитанию у детей правильного звукопроизношения утверждает – речь не является врожденной способностью человека, она формируется в месте с его ростом и развитием. Исследования А.М.Леушиной и М.И.Лисиной доказывают, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения детей, от умения связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений в практике работы ДОУ и логопедической группы в частности, будет развитие речи детей.

2. Проблема

Многолетняя практика работы с детьми – дошкольниками показала, что процесс речевого развития нельзя ограничить только занятиями, иными формами работы проводимыми в детском саду. Развитие речи происходит повсеместно: когда ребенок с родителями идет в детский сад, играет, рассказывает о своих успехах или неудачах, учит стихи к утренникам, отстаивает свои идеи, мысли. И хорошо, когда рядом с детьми люди заинтересованные, имеющие некоторые представление, знания о речевом развитии дошкольников. Но, к сожалению не все родители придают значение речевому развитию детей в повседневной жизни и понимают свою «роль» в этом процессе.

Считаем, наибольшей эффективности в работе над развитием речи детей, имеющие те или иные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии воспитателя и родителей воспитанников.

3. Система работы с родителями.

Взаимодействие с родителями происходит как в традиционных, так и в инновационных формах. Выбор форм работы с родителями определяется в результате ряда мероприятий, направленных на изучение родительского социума, их потенциала в вопросах речевого развития детей.



Изучение социума происходит через анкетирование, в результате которого выявляются:

- условия воспитания ребенка в семье,

- культурный уровень окружающих,

- педагогическая компетентность родителей.

Для родителей нами была разработана анкета, что бы ответить на ее ответы, родители должны не только прислушиваться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

Анкета для родителей.

  1. Фамилия, имя ребенка

  2. Дата рождения

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад, сами научатся)

  2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет)

  3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет)

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет)

7.Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет)

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?

Полученные анкетные данные говорят об уровне участия родителей в речевом развитии ребенка, их желании сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

После обработки анкетных данных составляем план работы с родителями, подбираем, на наш взгляд наиболее эффективные формы работы, как групповые, так и индивидуальные.

С некоторыми формами работы с родителями, имеющие положительный результат познакомим вас.

1. На родительских собраниях несколько раз в году освещаются следующее: Результаты речевого развития детей; направления работы по развитию речи; итоги работы по развитию речи в группе за учебный год, рекомендации на летний период.

2. В материалах папки «Информация для родителей» выделены следующие разделы:

* Речевое развитие ребенка.

* Формирование правильного звукопроизношения.

* Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

3. Кроме того, в нашем детском саду организована «Библиотека для родителей». Из методического кабинета можно взять домой метод литературу и дидактические игры.

4. В течение учебного года родители могут по желанию посетить индивидуальные и подгрупповые и фронтальные занятия.

5. Действует почта для родителей. Родители в письменной форме задают вопросы о речевом развитии ребенка, которые опускаются в «почтовый ящик» в группе, а воспитатель и логопед в письменной форме отвечают на них.

6. Так же в нашей группе работает клуб «Речевичок». Родители приглашаются на тематические консультации учителя – логопеда и воспитателя, на выставки методической литературы и дидактических игр приуроченные к ним.

Примерные темы консультаций:

  • Закономерности речевого развития детей.

  • Основные периоды становления речи.

  • Речевые нарушения и причины их возникновения.

  • Артикуляционная гимнастика как одно из направлений в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей.

  • Умные пальчики. Развитие мелкой моторики у детей.

  • Игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

7. Весьма популярна такая форма взаимодействия, как совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Одной из самых популярных нетрадиционных форм взаимодействия детей и родителей стало ведение «Альбома для составления домашних рассказов». Дается тема для составления домашних рассказов. Родителям предлагается примерный план беседы с ребенком по данной теме. После составления рассказов ребенком, родитель записывает его в Альбом, помогает ему сделать рисунок или приклеить картинку, фотографии.

Примерные темы для составления рассказов.

Старшая группа

  • Моя любимая игрушка.

  • Золотая осень.

  • Мой домашний питомец.

  • Зимушка-зима.

  • Мой детский сад.

  • Моя любимая мамочка.

  • Город, в котором я живу.

Подготовительная к школе группа.

  • Как я провел лето.

  • Я сочиняю сказку.

  • Что я знаю о профессиях.

  • Мои новогодние каникулы.

  • Мой папа (дедушка)

  • Волшебница – весна.

  • Скоро в школу.

Предлагаю план беседы по теме «Мой маленький питомец»

  1. Мой домашний питомец (кошка, собака, хомячок и т.д.)

  2. Кличка животного, порода. Как ты его называешь ласково?

  3. Внешний вид животного.

  4. Характер твоего домашнего питомца.

  5. Что он любит делать?

  6. Чем его кормят?

  7. Как ты за ним ухаживаешь?

  8. Какие интересные случаи происходили с твоими питомцами?

8. Привлекаем родителей, как первых помощников, к участию в коррекционно-образовательном процессе, оснащению развивающей среды группы через разовые акции «Игры своими руками», направленные на:

  • Изготовление речевых игр;

  • Изготовление игр – бродилок с использованием стихов и сказок;

  • Игры-«собиралки»

  • Игры-«сказочки»

9. Помощь в изготовлении театров (театр – Варежка, пальчиковый театр, театр на нитке) элементы костюмов для драматизации сказок.

10. Отбор родителями стихов на заданную тему (детские журналы, диски, интернет).

11. Конкурсы: чтецов, по прочитанной сказке, рассказу, на лучшую новогоднюю сказку, небылиц, на лучшую экологическую сказку.

4. Технология работы с альбомом авторских экологических сказок «Чистый город».

Подробнее остановимся на проведении конкурса «На лучшую экологическую сказку».

Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. А вот что бы родители совместно с ребенком сочиняли сказки, встретишь далеко не в каждой семье.

Конечно, для этого надо иметь искреннее желание общаться со своим ребенком в сказочном пространстве. Волшебный язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке с ребенком, пробуждает веру в то, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть. Мы выбрали экологическую направленность сказок.

Результатом совместного детско – родительского речетворчества явился альбом авторских экологических сказок. Мы совместно с детьми и родителями смогли поучаствовать в конкурсе на лучшую разработку мероприятия по теме: «Наш чистый город».

Спектр задач, которые мы смогли решить в рамках работы по составлению авторских экологических сказок огромен, значение данного конкурса следующее :

  1. Придумывание сказок дает возможность развивать творческое воображение и связную речь, память и внимание.

  2. Сказка выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует расширению словарного запаса и грамматического строя.

  3. Развивается познавательный интерес детей о родном городе, о том, как нужно его беречь.

  4. Участие в подобных конкурсах формирует у детей и родителей интерес к процессу обучения.

  5. Чувствуя поддержку и понимание близких, ребенок тем самым, приобретает уверенность в себе.

  6. Принимая участие в различных конкурсах, взрослые стимулируют творческую активность ребенка, целеустремленность, желание быть первым, помогают быть успешными и не бояться трудностей. Дети, которые принимают участие в различных конкурсах с самых малых лет, с большим желанием и интересом стремятся участвовать в олимпиадах, викторинах в более старшем возрасте.

  7. Сказка, сочиненная совместным усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между родителями и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.

Требования и условия конкурса на тему «Наш чистый город».

  1. Содержание сказки должно быть каким-либо образом связанно с темой «Наш чистый город». Сказка может быть и очень короткой (семь, восемь предложений), и очень длинной. Жанр сказки – любой.

  2. Выставление на конкурс уже ранее опубликованных, где-либо сказок запрещается, хотя разрешается «переделывать» уже известные («Старая сказка на новый лад»).

  3. Текст сказки может быть написан как от руки, так и набран на компьютере.

  4. При оценке работ учитываются наличие иллюстраций и оригинальность сюжета.

Все сказки были оформлены в едином альбоме, который получил название – «Альбом авторских экологических сказок».

(показ авторского альбома)

В итоге провели презентацию авторских сказок совместно с родителями и детьми.

Результатом стало повышение авторитета участников в глазах сверстников, привлечение большего числа участников в последующих конкурсах (те дети и родители, которые не участвовали в данном мероприятии наглядно увидели эффективность совместного речетворчества детей и родителей, интерес к нему).

К каждой сказке составлены вопросы, позволяющие не только выяснить насколько ребёнок понял содержание сказки и главную мысль автора, но и наметить перспективы дальнейшей работы с ним по развитию речи.

Данное пособие используется на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности детей в группе.

5. Заключение.

Многолетний опыт работы показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами педагогического процесса, помощниками педагога в полноценном формирований речи дошкольника.

В процессе совместной деятельности родителей, детей и педагога речевое развитие детей происходит значительно быстрее и полнее. К концу учебного года 92 % ребёнка легко вступают в контакт со сверстниками, употребляя необходимые для диалога речевые обороты, 90 % умеют связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Немаловажным является то, что 100 % родителей вовлечены и активно сотрудничают с нами в вопросах развития речи детей.



Работа в данном направлении началась со средней группы и будет продолжаться ещё 2 года, до выпуска детей в школу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей