СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с Вами, но не вместо Вас!» 

  Овладение речью  одно из важнейших условий формирования социально-активной личности.  Поэтому  в  Федеральных государственных стандартах дошкольного образования тесно переплетены  образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

    Современные дошкольники значительно отличаются от детей, посещавших детский сад несколько лет назад. Они  уверенно осваивают компьютерные технологии, много времени проводят у телевизора, получая массу разнообразной, не всегда полезной, информации, их высказывания пестрят «умными» словами, смысл которых  зачастую им не понятен.

        Проведенный анализ социального статуса семей позволяет сделать выводы о том, что в нашей группе:

15% матерей  имеет статус «матери-одиночки»,

5% - семейных пар находится в состоянии развода, и отцы не участвуют в воспитании своих детей,

4% детей группы  - воспитывается дядей – опекуном.

Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Уровень образования родителей наших воспитанников тоже  не совсем одинаков:

16% мам и пап с высшим образованием;

64% - имеют средне - специальное образование; 

20% - закончили  лишь среднюю школу.

Это   указывает на необходимость повышения компетентности взрослых не только в вопросах специальной педагогики и психологии, но и вопросах общих знаний об окружающем мире.

         Анкетирование родителей и общение с ними помогло составить общую картину социо-культурного уровня семей:

32% - респондентов можно отнести по образованности к низкому и ниже среднего уровню,

58% - родителей имеют средний социо-культурный уровень развития,

10% - с высоким уровнем культурного развития, соотнесением  потребностей и возможностей.

       Сами родители не отрицают того, что материальное уровень обеспечение семьи имеет значение для развития  развивающей среды, возможности дополнительного образования ребенка:

лишь 1% - родителей поставили себе высокий уровень доходов,

18% - считают свой уровень зарплаты как критическим, ниже прожиточного минимума.

         Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. Все это подтверждает необходимость появления области «социально-коммуникативное развитие», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

        Поэтому на данном этапе своей педагогической деятельности  приходится активно работать над таким важным  направлением в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ, как работа с родителями. Это одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

            Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

I этап – подготовительный (информационно-аналитический): 

1. Проводим мониторинг речевой патологии воспитанников. Проведя обследование детей, знакомим  родителей с его результатами. Составляем индивидуальную  коррекционную программу и коррекционный план  работы для каждого ребенка, согласуя его со всеми специалистами ДОУ и родителями. Каждый законный представитель знакомится с «Личной картой развития» собственного ребёнка.

2. Проводим анкетирование родителей (официальных опекунов). Узнаем уровень педагогических знаний  мам и пап, наличие  навыков работы по преодолению речевых нарушений в условиях семьи. Уточняем потребности каждой семьи в педагогическом сопровождении со стороны специалиста, заполняем социальный паспорт семьи.

В ходе индивидуальных бесед и анкетирования, устанавливаем  следующие:

            Во-первых, уровень знаний родителей в области логопедии неодинаков: 1%- родителей имел достаточный запас знаний; 52%-средний уровень; 45%-уровень ниже среднего; 3%- низкий уровень;

Во-вторых, зависимости от восприятия дефекта ребенка можно выделить разные  группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка не страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Треть родителей, преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребёнку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребёнок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм. 

            На основе собранных данных, выработала примерную тактику своего общения с каждым родителем.

II этап (основной) 

 

            Этап начинается с анализа полученной информации. Составляется План взаимодействия с семьей на учебный год.

В течение года были  использованы традиционные (классические ) формы работы с родителями.

Родительское собрание /   «Групповая консультация».

К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы. Вместе с тем данная форма имеет и свои недостатки: редкая 100% явка родителей на собрание; на собрание может прийти не родитель, а бабушка- дедушка, которые редко будут общаться с ребенком с целью коррекции речи; всегда в родительском сообществе имеются люди, предпочитающие беседу о своих проблемах с глазу на глаз. 

Индивидуальные консультации / беседы/

При использовании данной формы работы можно назвать её положительные моменты: на индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. Главный  принцип в работе с родителями: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать». Недостатки  проявляются в том, что родители редко планируют эти встречи. Чаще инициатором выступает педагог. Родители же считают возможным задавать свои вопросы на ходу, стоя в приемных групповых комнатах и т.п. При предложении перенести разговор в кабинет, просят перенести его на другое время и могут на него не прийти, ссылаясь на занятость, либо приходят в удобное для них время, нарушая регламент работы специалиста.

Открытые занятия  / Дни открытых дверей / Досуги

     «Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия, имея «плюсы». При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в утреннее время будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет фактор усталости детей в конце рабочего дня и  противоречит принципу охраны здоровья детей.

4. Памятки для родителей, информационные листы, буклеты, папка-передвижка

            Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия используются так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на консультациях, мастер- классах либо вклеиваю в тетради детей.

Положительные моменты в том, что  эта форма предполагает 100% охват семей, наглядность преподнесения методического материала, возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в домашних условиях. Однако, как отрицательный момент можно отметить финансовые затраты на печатную продукцию (если брать во внимание её регулярность и повышенную комплектацию логопедических групп в учреждении), а также невозможность тщательного контроля за усвоением материала родителями и использованием их для игр  и упражнений с детьми.

5. Логопедические тетради воспитанников с рекомендациями для родителей.

В тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников, наклеиваю смайлики, пишу  «Молодец», рисую солнышко и т.д. «Плюсы» данной формы в том, что практические задания положительно работают на коррекцию речевых дефектов. К «минусам» можно отнести желание некоторых родителей не помогать своим детям  в выполнении заданий учителя-логопеда, а полная замена действий ребенка своими (родители сами пишут, сами рисуют) или же разрешают детям вырезать иллюстрации из книг, прививая в ребятах неправильное отношение к ним.

            Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила. 

            Высокая занятость обоих родителей, статус родителя- одиночки, наличие в семье младшего (новорожденного) ребенка и отсутствие в семье других свободных членов семьи, осложняют непосредственный контакт логопеда с законными представителями воспитанниками групп компенсирующей направленности. У родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в ДОУ на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома.  Поэтому использование современных технологий коммуникации и взаимодействия не могут полностью заменить живое общение, но в разумных пределах становится эффективной формой работы

Консультации по телефону

Я  пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Как положительный фактор можно назвать простоту, доступность, оперативность. Недостаток же просматривается в том, что эта форма взаимосвязи лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации. Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными.

Взаимодействие логопеда с родителями через интернет / персональный сайт учителя- логопеда.

 

Использую интернет-пространство очень активно, вижу огромный потенциал  современных технологий. Можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее. Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Очень удобно, на мой взгляд, отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации поставленных звуков. Отрицательных моментов немного: технические неполадки  или у родителей, или у самого педагога.

Картотека «Учу с логопедом, закрепляю с мамой»

В неё входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты речевой активности дошкольника: подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по коррекции речи. Картотека составлена из игр разной подвижности: игры малой, средней и большой подвижности; сюжетные и бессюжетные игры. Особую группу составляют игры с согласованием речи и движений. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. Особое место занимает картотека пальчиковых гимнастик, картотека артикуляционных упражнений. Отрицательный момент заключается в том, что распечатывать учителю-логопеду  всю картотеку для каждого родителя – финансово и материально проблематично, как альтернатива – все картотеки выложены на персональный сайт специалиста.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Проводим анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту».

В начале работы были сформулированы несколько важных задач, в ходе решения которых были изучены мотивы, движущие родителями при взаимодействии с учителем-логопедом; уровень информированности законных представителей детей  о специфике работы учителя- логопеда, о системе коррекции речи детей- дошкольников с ОНР.

Уровень знаний родителей в области коррекционной педагогики показал, что достаточный уровень обозначился у 1% родителей, средний-  у 52% мам и пап, 45% - ниже среднего и 3%- низкий уровень информированности родителей:

                  В мае эти же знания имели совершенно другие количественные показатели ( по итогам анкетирования родителей):  уровень знаний родителей   изменился в лучшую сторону и показал, что достаточный уровень обозначился у 75% родителей, средний -  у 17% мам и пап, 8% - низкий уровень информированности родителей и включения их в коррекционную работу.

Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете  ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеугонский детский сад» Льговского района Курской области

МБДОУ «Большеугонский детский сад»

 






Опыт работы учителя-логопеда

Чуприковой Натальи Владимировны



Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе

                                                                     











Льгов, 2017 г.




Успешная коррекционная работа с ребёнком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

А.Р. Маллер

Овладение речью  одно из важнейших условий формирования социально-активной личности.  Поэтому  в  Федеральных государственных стандартах дошкольного образования тесно переплетены образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

   Современные дошкольники значительно отличаются от детей, посещавших детский сад несколько лет назад. Они  уверенно осваивают компьютерные технологии, много времени проводят у телевизора, получая массу разнообразной, не всегда полезной, информации, их высказывания пестрят «умными» словами, смысл которых  зачастую им не понятен.

Проведенный анализ социального статуса семей позволяет сделать выводы о том, что в нашей группе:

15% матерей имеет статус «матери-одиночки»,

5% - семейных пар находится в состоянии развода, и отцы не участвуют в воспитании своих детей,

4% детей группы - воспитывается дядей – опекуном.

Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Уровень образования родителей наших воспитанников тоже не совсем одинаков:

16% мам и пап с высшим образованием;

64% - имеют средне - специальное образование;

20% - закончили лишь среднюю школу.

Это указывает на необходимость повышения компетентности взрослых не только в вопросах специальной педагогики и психологии, но и вопросах общих знаний об окружающем мире.

Анкетирование родителей и общение с ними помогло составить общую картину социо-культурного уровня семей:

32% - респондентов можно отнести по образованности к низкому и ниже среднего уровню,

58% - родителей имеют средний социо-культурный уровень развития,

10% - с высоким уровнем культурного развития, соотнесением потребностей и возможностей.

Сами родители не отрицают того, что материальное уровень обеспечение семьи имеет значение для развития развивающей среды, возможности дополнительного образования ребенка:

лишь 1% - родителей поставили себе высокий уровень доходов,

18% - считают свой уровень зарплаты как критическим, ниже прожиточного минимума.

Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. Все это подтверждает необходимость появления области «социально-коммуникативное развитие», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

       Поэтому на данном этапе своей педагогической деятельности  приходится активно работать над таким важным  направлением в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ, как работа с родителями. Это одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

   Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

I этап – подготовительный (информационно-аналитический): 

1. Проводим мониторинг речевой патологии воспитанников. Проведя обследование детей, знакомим  родителей с его результатами. Составляем индивидуальную коррекционную программу и коррекционный план работы для каждого ребенка, согласуя его со всеми специалистами ДОУ и родителями. Каждый законный представитель знакомится с «Личной картой развития» собственного ребёнка.

(см. Приложение № 1. Индивидуальный коррекционный план работы ребёнка).

2. Проводим анкетирование родителей (официальных опекунов). Узнаем уровень педагогических знаний мам и пап, наличие навыков работы по преодолению речевых нарушений в условиях семьи. Уточняем потребности каждой семьи в педагогическом сопровождении со стороны специалиста, заполняем социальный паспорт семьи.

В ходе индивидуальных бесед и анкетирования, устанавливаем следующие:

Во-первых, уровень знаний родителей в области логопедии неодинаков: 1%- родителей имел достаточный запас знаний; 52%-средний уровень; 45%-уровень ниже среднего; 3%- низкий уровень;

Во-вторых, зависимости от восприятия дефекта ребенка можно выделить разные группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка не страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Треть родителей, преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребёнку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребёнок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм. 

На основе собранных данных, выработала примерную тактику своего общения с каждым родителем.

( см. Приложение № 2 . Социальный паспорт семьи.

Приложение № 3. Анкета для родителей «Что я знаю о работе учителя-логопеда»)


II этап (основной) 

Этап начинается с анализа полученной информации. Составляется План взаимодействия с семьей на учебный год.

( см. Приложение № 4. План взаимодействия с родителями (законными представителями).

В течение года были использованы традиционные (классические ) формы работы с родителями.

    1. Родительское собрание / «Групповая консультация».

К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы. Вместе с тем данная форма имеет и свои недостатки: редкая 100% явка родителей на собрание; на собрание может прийти не родитель, а бабушка- дедушка, которые редко будут общаться с ребенком с целью коррекции речи; всегда в родительском сообществе имеются люди, предпочитающие беседу о своих проблемах с глазу на глаз.

(см. Приложение № 5. Конспект родительского собрания «Давайте познакомимся»)

    1. Индивидуальные консультации / беседы/

При использовании данной формы работы можно назвать её положительные моменты: на индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома. Главный принцип в работе с родителями: «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать или прочитать». Недостатки проявляются в том, что родители редко планируют эти встречи. Чаще инициатором выступает педагог. Родители же считают возможным задавать свои вопросы на ходу, стоя в приемных групповых комнатах и т.п. При предложении перенести разговор в кабинет, просят перенести его на другое время и могут на него не прийти, ссылаясь на занятость, либо приходят в удобное для них время, нарушая регламент работы специалиста.

(см. Приложение № 6. Консультация « Взаимосвязь родителя и логопеда»)

    1. Открытые занятия / Дни открытых дверей / Досуги

«Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия, имея «плюсы». При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему. Но здесь есть и определенные «минусы». Это и занятость родителей в утреннее время будних дней, и то, что ребёнок может отвлекаться на открытом занятии на своих родителей. При проведении подобных занятий в вечернее время имеет фактор усталости детей в конце рабочего дня и противоречит принципу охраны здоровья детей.

(см. Приложение № 7. Конспект совместного досуга детей и родителей «Крупная польза мелкой моторики»)

4. Памятки для родителей, информационные листы, буклеты, папка-передвижка

Кроме вышеперечисленных видов взаимодействия используются так называемые памятки для родителей на различные темы. Их я распечатываю и раздаю на консультациях, мастер- классах либо вклеиваю в тетради детей.

Положительные моменты в том, что эта форма предполагает 100% охват семей, наглядность преподнесения методического материала, возможность для родителей самостоятельно вернуться к данной проблеме в домашних условиях. Однако, как отрицательный момент можно отметить финансовые затраты на печатную продукцию (если брать во внимание её регулярность и повышенную комплектацию логопедических групп в учреждении), а также невозможность тщательного контроля за усвоением материала родителями и использованием их для игр и упражнений с детьми. (см. Приложение № 8. Информационные листы в уголок «Советы логопеда»)

5. Логопедические тетради воспитанников с рекомендациями для родителей.

В тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, то всегда хвалю своих воспитанников, наклеиваю смайлики, пишу «Молодец», рисую солнышко и т.д. «Плюсы» данной формы в том, что практические задания положительно работают на коррекцию речевых дефектов. К «минусам» можно отнести желание некоторых родителей не помогать своим детям в выполнении заданий учителя-логопеда, а полная замена действий ребенка своими (родители сами пишут, сами рисуют) или же разрешают детям вырезать иллюстрации из книг, прививая в ребятах неправильное отношение к ним.

Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, безусловно, действенны и имеют значительный эффект, но стоит отметить, что темп жизни диктует нам свои правила.

Высокая занятость обоих родителей, статус родителя- одиночки, наличие в семье младшего (новорожденного) ребенка и отсутствие в семье других свободных членов семьи, осложняют непосредственный контакт логопеда с законными представителями воспитанниками групп компенсирующей направленности. У родителей не всегда есть время для того, чтобы прийти в ДОУ на консультацию, задать необходимые вопросы или познакомиться с новыми методами и формами работы дома. Поэтому использование современных технологий коммуникации и взаимодействия не могут полностью заменить живое общение, но в разумных пределах становится эффективной формой работы.

  1. Консультации по телефону

Я пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Как положительный фактор можно назвать простоту, доступность, оперативность. Недостаток же просматривается в том, что эта форма взаимосвязи лишена подкрепления наглядностью, а это, как известно, снижает степень усвоения информации. Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными.

(см. Приложение № 9. Буклеты «Рекомендации логопеда неравнодушным родителям для выполнения домашних упражнений по формированию лексико-грамматических категорий»

Приложение № 10. Буклеты «Рекомендации логопеда неравнодушным родителям для выполнения домашних упражнений автоматизации поставленных звуков»)

  1. Взаимодействие логопеда с родителями через интернет / персональный сайт учителя- логопеда.

Использую интернет-пространство очень активно, вижу огромный потенциал современных технологий. Можно пересылать родителям презентации, ссылки на информационные ресурсы, статьи и прочее. Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим. Очень удобно, на мой взгляд, отправлять на электронную почту родителей презентации по артикуляционной гимнастике или материал по автоматизации поставленных звуков. Отрицательных моментов немного: технические неполадки или у родителей, или у самого педагога.

(Приложение № 11. Скриншоты страниц персонального сайта и электронной почты учителя- логопеда)

  1. Картотека «Учу с логопедом, закрепляю с мамой»

В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты речевой активности дошкольника: подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по коррекции речи. Картотека составлена из игр разной подвижности: игры малой, средней и большой подвижности; сюжетные и бессюжетные игры. Особую группу составляют игры с согласованием речи и движений. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям. Особое место занимает картотека пальчиковых гимнастик, картотека артикуляционных упражнений. Отрицательный момент заключается в том, что распечатывать учителю-логопеду всю картотеку для каждого родителя – финансово и материально проблематично, как альтернатива – все картотеки выложены на персональный сайт специалиста.

(см. Приложение № 12. Домашняя картотека логопедических игр и упражнений.

Приложение № 13. Домашняя картотека пальчиковой гимнастики.

Приложение № 14. Домашняя картотека загадок по лексическим темам.

Приложение № 15. Домашняя картотека логопедических чистоговорок для автоматизации звуков.)


III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Проводим анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту».

В начале работы были сформулированы несколько важных задач, в ходе решения которых были изучены мотивы, движущие родителями при взаимодействии с учителем-логопедом; уровень информированности законных представителей детей о специфике работы учителя- логопеда, о системе коррекции речи детей- дошкольников с ОНР.

Уровень знаний родителей в области коррекционной педагогики показал, что достаточный уровень обозначился у 1% родителей, средний- у 52% мам и пап, 45% - ниже среднего и 3%- низкий уровень информированности родителей:











К концу учебного года это выглядело так:









В мае эти же знания имели совершенно другие количественные показатели ( по итогам анкетирования родителей): уровень знаний родителей изменился в лучшую сторону и показал, что достаточный уровень обозначился у 75% родителей, средний - у 17% мам и пап, 8% - низкий уровень информированности родителей и включения их в коррекционную работу. Дальнейшая работа в этом направлении должна продолжаться.

Эффективность  коррекционно-логопедической  работы  с  детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец учебного года. Данная диаграмма наглядно демонстрирует состояние речи детей логопункта на начало и на конец года.




Как показал анализ ситуации, все дети, чьи родители активно включились в коррекционно-образовательный процесс, к концу логопедических занятий имели высокие показатели развития речи: чистое звукопроизношение, высокий словарный запас; отсутствие аграмматизмов в речи.

Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете  дошкольного образовательного учреждения.













































Выводы



Речь человека - это его визитная карточка. Правильная речь - это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с Вами, но не вместо Вас!»

Статья 44 Закона «Об образовании в РФ» - «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» говорит о том, что:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

 Целью создания системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей мы обозначили необходимость установления тесного контакта всех участников образовательного процесса. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная модель в работе с родителями воспитанников, создана система взаимопонимания, взаимоуважения, взаимодействия. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Постепенное и последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы позволило расширить знания родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами коррекционной работы в процессе взаимодействия с учителем-логопедом. Разъяснение родителям значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи одновременно с учителем-логопедом и под его руководством, создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды принесло значимые плоды.

При разработке учителем-логопедом коррекционных планов работы и индивидуальные коррекционно-образовательных программ для детей, совместно с родителями подбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения, действенных форм работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений) является обязательным условием коррекционной работы по устранению дефектов речи у детей в условиях логопункта ДОУ.

Подтвердилась гипотеза о том, что выстраивание системы конструктивного взаимодействия учителя-логопеда и родителя, приведет к повышению ответственности родителей к результатам коррекционного воздействия на речь ребенка, создаст оправданную и целесообразную модель «родитель - полноправный участник коррекционно- образовательного педагогического процесса».

О результативности данного опыта работы по взаимодействию логопеда с родителями ярко демонстрирует создание:   

  • для детейположительной динамики речевого развития; успешной социальной адаптации в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребёнку.

  • для родителей: повышению уровня знаний родителей в области развития речи; положительной оценке со стороны родителей и законных представителей детей к деятельности ДОУ; к готовности и желанию помогать ДОУ;     использованию знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

  • для педагога: положительный психологический климат между логопедом и родителями; заинтересованность педагога в творчестве и инновациях; удовлетворённость собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации.

      Таким образом, проведя всю выше указанную работу, смею считать, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель – не гость, а полноправный член команды дошкольного образовательного учреждения», учитель-логопед строит своё общение с семьёй. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, каждый учитель-логопед может самостоятельно выбирать проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной для них форме.

        Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать им грамотно организовывать процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению педагогической литературы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Опыт работы показал, что современная семья - это компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагога, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.

       Эффективность применения нетрадиционных форм работы и  вовлечение в них родителей во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.   Следовательно, проведённая работа с родителями и детьми – логопатами дала положительные результаты.

      Глобальная    информатизация практически всех сфер деятельности человека в XXI в. поставила перед системой образования новые задачи, в частности, в области «доставки» знаний через Интернет. Современные родители, имеющие несовершеннолетних детей, - это преимущественно молодые люди, живо интересующиеся вопросами воспитания, желающие повысить свою родительскую компетентность.     Участвуя  в коррекционно - образовательном процессе, с использованием нетрадиционных форм работы, родители постепенно становятся активными участниками,  ответственно относятся к формам взаимодействия и сотрудничества учителя – логопеда. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а следовательно и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.





























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М., 1999.

  4. Волкова Л.С., Шаховская С. Н. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 1999.  

  5. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-пресс, 2006.

  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  7. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, 1995.

  8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  10. Словарь нового педагогического мышления. /Байбородова Л.В. . М.: Просвещение, 1995.

  11. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004.

  12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

  13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии учебное пособие. - М.:  Просвещение, 1989.

  14. Хрестоматия по логопедии – в 2 томах. /под ред.Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 1997.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!