СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии процесса формирования самостоятельности дошкольника средствами физического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

1ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии процесса формирования самостоятельности дошкольника средствами физического развития»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И.А. Талынёва
МКОУ Губаревская СОШ
[email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные технологии процесса формирования
самостоятельности средствами физического развития в условиях дошкольного воспитания.
Предлагаются новые направления деятельности воспитателя муниципальной дошкольной образовательной организации по применению средств физического развития по формированию
самостоятельности у дошкольников.
Ключевые слова: педагог-воспитатель, самостоятельность дошкольника, процесс физического развития.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF THE PROCESS OF FORMATION OF
INDEPENDENCE OF A PRESCHOOLER BY MEANS OF PHYSICAL
DEVELOPMENT
I.A. Talyneva
MCOU Gubarevskaya secondary school
Annotation. The article deals with innovative technologies of the process of formation of independence by means of physical development in the conditions of preschool education. New directions of
activity of the teacher of the municipal preschool educational organization on the use of means of
physical development for the formation of independence in preschoolers are proposed.
Keywords: teacher-educator, independence of preschooler, the process of physical development.
Социальная реальность предъявляет высокие требования к уровню формирования
и подготовки личности, в том числе формировании готовности детей-дошкольников к
школьному обучению. Муниципальное детское образовательноеучреждение, детский
сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет первоначальную, но
очень важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и
своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, обретет важнейшее качество
личности – самостоятельность, во многом зависит успешность его дальнейшей социализации, обучения, профессионального становления.
С учетом того, что в условиях современной реальности многие родители мало
уделяют внимания развитию самостоятельности своего ребёнка, в рамках дошкольного
образовательной организации остро встаёт проблема привития самостоятельности у
детей дошкольного возраста.
Проведённые исследования, в которых широко использовались методы наблюдение, опрос и беседа с родителями, позволили представить такую картину, когда трёхлетний ребёнок, придя в детский сад, не имеет элементарных навыков: не может самостоятельно пользоваться столовой ложкой, не говоря уже о вилке, надеть и застегнуть
сандалии, надеть колготы и т.д. В это время перед специалистами муниципальной дошкольной образовательнойорганизации встают проблемы: у ребёнка возникает внутренний протест с самим собой, он инстинктивно осознает новую для него ситуацию,
181
отсюда капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное
действие.
К сожалению, таких детей становится всё больше. Поэтому перед воспитателем
встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка
и моральной травмы его родителям, разрешить эту проблему, а именно, привить основы самостоятельности воспитаннику. Одним из направлений формирования самостоятельности дошкольника является работа с привлечением средств физического развития.
Мы видим это качество в человеке, как принято говорить, невооружённым взглядом. Принято множество определений категории «самостоятельность». Мы рассматриваем самостоятельность как «способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность» [7].
На этом фоне инновационные исследования педагогов и психологов в последнее
время, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, с использованием средств
физического развития позволяют уточнить отдельные признаки формирования самостоятельности ребенка. Среди них:
1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего с его стихийным, рефлекторным поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда просматривается руководящая роль и требования, предъявляемые взрослым, в нашем случае – воспитателем дошкольного учреждения.
2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.
3. В развитии самостоятельности дошкольника обозначаются три ступени.
Первая ступень – ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого
Вторая ступень – дошкольник самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
На третьей ступени возможны уже более дальнейшие движения. Освоенное правило, вошедшее в привычку, принятое дошкольником приобретает обобщенный характер и становится критерием для определенияребенком самостоятельного поведения в
любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда взаимообусловленный продукт
подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка.
И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных
условиях жизни.
В настоящее время особо актуальна проблема целостного развития воспитанника
как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая
рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природносоциальное), а трех последовательных дихотомий (социальное –психогенное; внешнее – внутреннее; из вне предопределенное – изнутри обусловленное) [5].
Рассмотрение самостоятельности в русле концепции целостного развития обращает внимание на индивидуальные свойства ребенка как предпосылки развития самостоятельности – личностного качества, объединяющего интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности. Личность выступает как сложное многоуровневое образование, формирующееся в процессе социализации в ходе активной
деятельности самого индивида [3]. Источником развития самостоятельности является
социальный опыт, который, преломляясь через внутренние условия каждого растущего
182
человека (его задатки, интересы, склонности и способности), становится его собственным достижением и одним из средств проявления индивидуальности, полного раскрытия своего личностного потенциала, неповторимой индивидуальности при освоении
позиции субъекта в разных видах деятельности [6].
На наш взгляд, самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в
жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства, при этом всеми имеющимися в
современной практике средствами. По своей природе дети очень активны. Очень часто
они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно
поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать чтото за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать – я сам! Часто по разным
причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся
сделать все за него сами, тем самым ставим огромные препятствия в процесс формирования самостоятельности дошкольника. Современная педагогика считает, что наиболее
благоприятные результаты воспитания достигаются в условиях содружества семейного
воспитания и детского сада. Поэтому регулярные беседы с родителями - это необходимое условие воспитания самостоятельности у детей.
Структурными компонентами этого качества личности могут быть следующие:
мотивационно-целевой, функциональный, ценностно-смысловой.
Критериями самостоятельности являются: умение сформулировать свою цель и
обосновать необходимость её достижения, независимость деятельности, поведения от
постоянного контроля и руководства и посторонней помощи извне, социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов её достижения. Регулярность проявления названных критериев: (всегда, иногда, никогда) позволяет определять её уровень (высокий, средний, низкий).
Самостоятельность обеспечивает успешность во всех областях жизни: образовании, организации быта, социальной жизни, профессиональной самореализации, семейной жизни. При этом каждая область жизнедеятельности требует от воспитанника конкретных самостоятельных действий.
Организационно-педагогическими условиями воспитания самостоятельности дошкольников являются следующие: организация жизнедеятельности и воспитания ребенка по семейному типу, при которой воспитатель порой занимает материнскую позицию по отношению к ребенку; признание воспитателями самостоятельности ребенка в
качестве ценности, а ее совершенствование – в качестве цели педагогической деятельности; использование технологий, адекватных особенностям воспитанников и специфике организации воспитания в учреждении и предоставляющих каждому ребенку
возможность выбора своих решений и действий.
Что такое самостоятельная деятельность? Для многих взрослых самостоятельный
ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем, не мешает жить. Я считаю, что самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. На наш взгляд,
сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит
самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
В психолого-педагогической научной отрасли долгое время бытовало мнение, что
ребенок ещё не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого.
Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может
самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями
взрослых. Даже распространённое и постоянное обращение к нему на «ты», так или
иначе, принижает понятие «личность ребёнка». Более того, когда к ребёнку обращают
183
ся на «Вы», например, «Как Вас зовут?», он с недоумением поворачивается назад,
предполагает, что за ним стоит еще кто-то.
Отметим важные этапы и возрастные периоды для становления этого качества.
Ранний дошкольный возраст (3–4 года).
1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может
сделать сам. Здесь необходимо сделать напоминание родителям: если ребенок уже научился, например, кушать или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Это уже индивидуальное использование средств физического развития.
2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о
помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят,
если он не просит об этом.
3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте
ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто взрослые на неумелые попытки своего воспитанника
что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Нужно стараться давать ребенку
возможность попробовать свои силы. Надо поддерживать ребенка и одобрять его действия – ведь он так нуждается в этом. Учитывая ранимую в этом возрасте психологию
восприятия окружающего дошкольника мира, главное здесь не делать предметом насмешек его неумелые попытки, особенно в группе при его «коллегах».
Дошкольный возраст(4–6лет).
1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать
то, что он сегодня наденет, не забыва, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что
ему больше по душе.
2. Приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно
закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. В рамках
физического развития даже самый маленький ребенок, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола
(разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.). Не следует ограждать
ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями
своих действий (или своего бездействия).
3. Воспитание самостоятельности предполагает формирование у ребенка умения
найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому
взрослых.
4. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
К концу старшего дошкольного возраста в условиях соответствующего воспитания у детей, по мнению педагогов и психологов, должен сложиться высокий уровень
самостоятельности, для которого характерно:
стремление к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умение
действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех
или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные действия без обращения за помощью и контроля
взрослого;
184
умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по инструкции и т.д.);
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые
условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат);
умение переносить известные способы действий в новые условия, комбинировать
и вариативно использовать имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий
подход к разрешению задач.
В последние годы в системе образования произошла незаметная революция [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
[2] разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской
Федерации, законодательства Российской Федерации отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.
Необходимо добавить, что в этой области особое значение имеют вопросы физического развития личности дошкольника, как элемента самостоятельности. Этот процесс начинается с раннего детства и обозначает первые рубежи становления человека,
его естественной потребности достичь определённых высот. Отсюда и приобретение
навыков самостоятельности.
В Стандарте [2] указаны два направления работы по физическому развитию ребенка:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
Планирование работы по данной образовательной области – это проектирование
физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического
воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка, привития навыков самостоятельности средствами физического развития.
Принято считать, что к числу основных средств физического развития детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и
гигиенические факторы, что можно причислить к средствам физического развития.
Применительно к задачам физического развития детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3)
упрощенные формы спортивных упражнений.
Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими
палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний,
лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения.
Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, как в основной гимнастике, а комплексное развитие физических качеств. Следовательно, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.
185
Начиная с пятилетнего возраста, в состав средств физического развития дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся
упрощенные способы хождения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные
игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовали задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной
деятельности.
Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.
Процесс формирования самостоятельности детей дошкольного возраста средствами физического развития сформулированы в форме задач физического воспитания.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие – это процесс
изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
В узком смысле – это антропометрические показатели – рост, вес, увеличение
объема легких и др.
В широком смысле, к изменениям антропометрических показателей добавляется
совершенствование физических качеств: быстрота, ловкость и др.
Физическое развитие непосредственно связано со здоровьем человека. Охрана
здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Многие
считают, что ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Но это не так. Взрослые создают благоприятную материальную
среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют
двигательной активности и т. п. А дети с удовольствием принимают участие в интересных занятиях по физической культуре, спортивных соревнованиях, где наглядно проявляют один из критериев самостоятельности: выполнить упражнение как можно лучше, стать первым.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на охрану и
укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков и физических качеств, а также на освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа
жизни. Цель определяет задачи физического воспитания.
Таким образом, всё же: Как воспитать в дошкольнике самостоятельность? Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в
задействовании его личностных качеств, а именно: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход.
Эти задачи будут решены, если будет на должном уровне организовано взаимодействие по линии семья – детский сад в целях формирования самостоятельности средствами физического развития у детей дошкольного возраста, то процесс формирования
самостоятельности будет решен положительно, но следует учесть, что самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как
можно раньше.
На наш взгляд, наиболее эффективны следующие методы обучения:
 Проблемное обучение;
 методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);
 игровые технологии;
 здоровьесберегающие технологии.
Подводя итог можно отметить, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
186
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012.
№ 53. ст. 7598; 2013. № 19. Ст. 2326; № 30, ст. 4036),
2. Министерство образования и науки Российской Федерации «17» октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Собрание законодательства Российской Федерации. 2013.№ 33. Ст. 4377).
3. Гуськова П.Н. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное воспитание. 2001.
№ 11. С. 60–65.
4. Гуськова П.Н. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. 2000. № 8. С. 65–72.
5. Каменева Л.А., Саморукова П.Г., Маневцева Л.М. и др. Мир природы и ребенок: пособия для воспитателей дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Академия, 2000.
6. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр
«Академия», 2007.
7. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.