СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в дополнительном образовании

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в дополнительном образовании»

Инновационные технологии в дополнительном образовании

На сегодняшний день важнейшей задачей российской педагогики выступает всестороннее развитие и воспитание личности, согласно общественным запросам. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Инновационная педагогическая деятельность направлена на повышение качества образования и основывается на осмыслении и анализе собственного опыта, постановке обновленной цели, внедрении новой практики, содержания, методов и форм обучения, организации совместной деятельности педагога и обучающегося.

Инновация — понятие широкое. В сфере образования - это использование новых технологических и методологических исследований, отказ от устаревших стандартов.

Использование инновационных технологий показывает, что педагог владеет профессиональным уровнем мастерства в решении поставленных задач, способен нестандартно мыслить.

Перспективными источниками инноваций в сфере дополнительного образования являются:

-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;

-развитие межрегиональных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;

-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;

-развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями дополнительного образования;

-преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;

-обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;

-развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе различных интернет-платформ;

-развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;

-анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме;

В учреждениях дополнительного образования детей можно выделить следующие направления инновационной деятельности:

-совершенствование содержания образования;

-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

- создание системы работы с одаренными детьми;

-совершенствование системы управления;

-информатизация образовательного процесса.

 

Можно выделить следующие инновационные технологии, методы и формы:

1. Интегрированные занятия. Занятия проводятся благодаря концентрированию на одной теме, в которую объединяется материал нескольких предметов. Из особенностей такого занятия выделим компактность, сжатость, краткость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе проводимого занятия. Чаще всего материал предоставляется в форме занимательной, увлекательной игры.

2. Проектные технологии. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.                 Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

2.                 Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3.                 Самостоятельная деятельность обучающихся.

Проектная деятельность активно внедряется в объединения Центра внешкольной работы. Современный педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной, в нашей практике данный метод нашёл широкое применение.

3. Исследовательские и практические работы. Происходит получение учебной информацией из первоисточников. Дети работают с историческими сведениями, книгами, энциклопедиями, заметками, дневниками.

Сущность исследовательского метода состоит в том, что педагог совместно с обучающимися формирует проблему, разрешению которой отводится определенный учебный отрезок времени. При этом обучающиеся самостоятельно выбирают средства и добывают необходимые знания в процессе исследования данной проблемы. При использовании данной технологии, учебный процесс сопровождается повышенным интересом к теме, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью и действенностью.

4. Профильное обучение – способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности. С целью предпрофильной подготовки, дополнительные общеоразовательные программы могут представить широкий спектр образовательных услуг по разнообразным направлениям деятельности. Педагоги дополнительного образования активно помогают ребенку находить свой собственный путь. Совместно с ребенком и родителями они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом предпрофильной подготовки. Концепция профильного обучения предполагает изучение по трём типам дополнительных общеобразовательных программ: начальным, базовым, углублённым.

Дополнительные программы, реализуемые на углублённом уровне, повышают уровень изучения дисциплин, выбранных ребёнком, с целью дальнейшей профессиональной ориентации и воспитательной работы с обучающимися на протяжении всего периода обучения.

 

5. Интернет-технологии.

Одним из самых доступных средств в дополнительном образовании,  является использование компьютерной техники и сети Интернет. При использовании информационных технологий и услуг сети Internet, у обучающихся повышается кругозор знаний, они получают практические навыки работы с персональным компьютером и сетью Internet, что пригодится им в дальнейшей жизни. Сеть Internet позволяет обучающимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.

Использование интернет-технологий имеет свои особенности:

- автоматизация процесса обучения, создание и хранение данных в любой необходимой форме;

- работа с практически неограниченным объёмом данных;

- приобретение новых необходимых навыков работы с интерне-источниками.

К интернет-технологиям можно отнести компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

6. Технология парного обучения представляет собой вид педагогической технологии, при котором процесс обучения осуществляется в паре.

Виды алгоритмов работы в паре для технологии парного обучения:

Тренер и ученик. Здесь один ученик играет вспомогательную роль. Он не обучает, а просто выполняет функцию координатора.

Взаимное обучение. Роли «педагога» и «обучающегося» в паре меняются. Каждый участник пары реализует себя и в роли «педагога», и в роли «обучающегося».

Совместное обучение. В такой паре участвуют два равноправных обучающихся. На занятии они  вместе изучают предложенную информацию, деля его на составляющие части.

Использование инновационных технологий предполагает качественное изменение личности ребёнка по сравнению с традиционной системой. Следовательно, можно сделать вывод, что инновационные технологии в системе дополнительного образования позволят более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным, направленным на саморазвитие и самообразование личности.