СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в преподавании лингвистических предметов в колледже

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей обучающихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; формирование личностных качеств студентов; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.

Этими целями определяются задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества студента и учителя;  выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение обучающихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество); применение знаний в практической деятельности;нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.

Если переходить от общих методических принципов инновационного обучения к методам обучения, можно отметить, что в преподавании лингвистических предметов успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговой штурм; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейны; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты; дидактические игры; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

На уроках русского языка и литературы чаще всего используются технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются следующие приёмы:

- погружение -  метод, предлагающий длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором учебные часы основного предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами погружения повторяются через определенные промежутки времени. Такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний;

- активные формы обучения (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний;

-уроки-презентации (  изучение литературы призвано помочь студентам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение. Уроки – презентации я провожу и по важным и многоаспектным  темам русского языка, таким как стилистика, морфология, синтаксис, культура речи.)

 Как же усилить педагогические методы инновациями?

Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):

•         R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.

•         Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.

В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.

Что нужно учитывать при выборе методов обучения?

Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:

•         Содержания и степени сложности материала.

•         Типа, целей и задач занятия.

•         Особенностей группы ( в том числе уровня подготовки).

•         Индивидуальных  особенностей каждого студента.

•         Способности метода помочь обучающимся в накоплении социального опыта. Например, метод работы над проектами в малых группах учит студентов прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую. В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать студентам возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.

Как выбирать методы обучения

Огромное количество методов и приемов обучения заставляет придерживаться следующих принципов:

- оптимальность. Каждый метод предназначен для определенного круга задач, поэтому важно выбирать метод в соответствии с программой обучения.

-возрастные и индивидуальные способности обучающихся. Например, студенты с удовольствием проходят обучение через деловые и ролевые игры.

- психологические особенности группы. Так, групповая работа подойдет для выработки командных навыков, обучение гуманитарным дисциплинам подразумевает наличие дискуссий, групповых обсуждений.

 - доказательность. Безусловно, нужно применять только те методы, которые уже доказали свою результативность, так как не все современные методы одинаково эффективны. Можно при изучении новых произведений создавать «поле идей», т.е. графически перерабатывать текст в кластер. Последовательность действий при построении кластера проста и логична: походу чтения произведения

- установите ключевое слово текста; - вокруг соберите слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Затем обсудить ассоциативный ряд, сформулировать вывод.

Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.- Согласны ли вы с таким выводом? Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»? (Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера.) Какое сопутствующее понятие можете назвать? (Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение.)- Перечитайте 11 предложение.(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

Запишите вывод. Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.

Студент может почувствовать себя и в роли автора, и в роли     иллюстратора, и в роли учителя.  Необычные задания активизируют мышление, заставляют обучающегося обобщать, систематизировать материал по теме.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Метелкин Д. А. Апробация инновационных педагогических инициатив// Школьные технологии.-2005. —№2. —с.92-97
  2.  Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса// школьные технологии. —2005. —№5. —с.112
  3.  Молчанов С. Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждение/ Молчанов С., Яковлева Г.// Воспитание школьника. —2008. —№4. —с.3
  4.  Нечаева Н.С. Краткий словарь терминов, употребляемых в ходе экспертизы инновационной деятельности// Практика административной работы в школе. —2007. —№2. —с.26-29
  5. Уваров А.Ю. Инновационные педагогические практики: распространение// Школьные технологии. —2008. —№3. —с.55-63

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в преподавании лингвистических предметов в колледже»


Дульман В.Г. преподаватель КГБ ПОУ Хабаровский автомеханический колледж, г. Хабаровск


Использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы


Ключевые слова: инновационный подход, инновации в образовании, педагогическая технология.


Аннотация: в статье представлены различные взгляды на инновационное обучение, критерии использования педагогических технологий в филологическом образовании в системе СПО. Приведены примеры инновационных подходов в преподавании русского языка и литературы.


Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к преподаванию общеобразовательных дисциплин.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы «зажглись глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Если характеризовать основные черты «дидактического портрета», то нужно говорить об инновациях, направленных на развитие способности обучающегося к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Таким образом, актуальность инновационного обучения состоит в преодолении формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

соответствии концепции гуманизации образования; а также в использовании личностно ориентированного обучения; поиске условий для раскрытия творческого потенциала обучающегося.

Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей обучающихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; формирование личностных качеств студентов; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.

Этими целями определяются задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества студента и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение обучающихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными принципами инновационного обучения являются:

креативность (ориентация на творчество);

применение знаний в практической деятельности;

нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.

Если переходить от общих методических принципов инновационного обучения к методам обучения, можно отметить, что в преподавании лингвистических предметов успешно применяются следующие приемы:

ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговой штурм; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейны; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты; дидактические игры; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

На уроках русского языка и литературы чаще всего используются технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются следующие приёмы:

- погружение - метод, предлагающий длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором учебные часы основного предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами погружения повторяются через определенные промежутки времени. Такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний;

- активные формы обучения (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний;

-уроки-презентации ( изучение литературы призвано помочь студентам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение. Уроки – презентации я провожу и по важным и многоаспектным темам русского языка, таким как стилистика, морфология, синтаксис, культура речи.)

Как же усилить педагогические методы инновациями?

Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):

• R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.

• Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.

В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.

Что нужно учитывать при выборе методов обучения?

Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:

• Содержания и степени сложности материала.

• Типа, целей и задач занятия.

• Особенностей группы ( в том числе уровня подготовки).

• Индивидуальных особенностей каждого студента.

• Способности метода помочь обучающимся в накоплении социального опыта. Например, метод работы над проектами в малых группах учит студентов прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую. В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать студентам возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.

Как выбирать методы обучения

Огромное количество методов и приемов обучения заставляет придерживаться следующих принципов:

- оптимальность. Каждый метод предназначен для определенного круга задач, поэтому важно выбирать метод в соответствии с программой обучения.

-возрастные и индивидуальные способности обучающихся. Например, студенты с удовольствием проходят обучение через деловые и ролевые игры.

- психологические особенности группы. Так, групповая работа подойдет для выработки командных навыков, обучение гуманитарным дисциплинам подразумевает наличие дискуссий, групповых обсуждений.

- доказательность. Безусловно, нужно применять только те методы, которые уже доказали свою результативность, так как не все современные методы одинаково эффективны. Можно при изучении новых произведений создавать «поле идей», т.е. графически перерабатывать текст в кластер. Последовательность действий при построении кластера проста и логична: походу чтения произведения

- установите ключевое слово текста;
- вокруг соберите слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Затем обсудить ассоциативный ряд, сформулировать вывод.

Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.- Согласны ли вы с таким выводом? Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»? (Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера.) Какое сопутствующее понятие можете назвать? (Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение.)- Перечитайте 11 предложение.(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

Запишите вывод. Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.

Студент может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют обучающегося обобщать, систематизировать материал по теме.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Метелкин Д. А. Апробация инновационных педагогических инициатив// Школьные технологии.-2005. —№2. —с.92-97

  2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса// школьные технологии. —2005. —№5. —с.112

  3. Молчанов С. Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждение/ Молчанов С., Яковлева Г.// Воспитание школьника. —2008. —№4. —с.3

  4. Нечаева Н.С. Краткий словарь терминов, употребляемых в ходе экспертизы инновационной деятельности// Практика административной работы в школе. —2007. —№2. —с.26-29

  5. Уваров А.Ю. Инновационные педагогические практики: распространение// Школьные технологии. —2008. —№3. —с.55-63

Приложение 1

Заявка на участие

в Межрегиональной научно-практической конференции

« Современное пространство образовательных смыслов: история,

культура, просвещение»

ФИО автора (ов) полностью, должность, место работы, город, адрес электронной почты, контактный телефон

Дульман В.Г. преподаватель КГБ ПОУ Хабаровский автомеханический колледж, г. Хабаровск

[email protected]

+7 924 220-47-96

ФИО научного руководителя полностью (в случае представления студенческой работы), должность, место работы, адрес электронной почты, контактный телефон

-

Формат участия

очно

заочно: видеозапись доклада/онлайн-выступление

Тема статьи

Использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы