Дульман В.Г. преподаватель КГБ ПОУ Хабаровский автомеханический колледж, г. Хабаровск
Использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы
Ключевые слова: инновационный подход, инновации в образовании, педагогическая технология.
Аннотация: в статье представлены различные взгляды на инновационное обучение, критерии использования педагогических технологий в филологическом образовании в системе СПО. Приведены примеры инновационных подходов в преподавании русского языка и литературы.
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к преподаванию общеобразовательных дисциплин.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы «зажглись глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Если характеризовать основные черты «дидактического портрета», то нужно говорить об инновациях, направленных на развитие способности обучающегося к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Таким образом, актуальность инновационного обучения состоит в преодолении формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
соответствии концепции гуманизации образования; а также в использовании личностно ориентированного обучения; поиске условий для раскрытия творческого потенциала обучающегося.
Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей обучающихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; формирование личностных качеств студентов; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.
Этими целями определяются задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества студента и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение обучающихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.
Основными принципами инновационного обучения являются:
креативность (ориентация на творчество);
применение знаний в практической деятельности;
нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.
Если переходить от общих методических принципов инновационного обучения к методам обучения, можно отметить, что в преподавании лингвистических предметов успешно применяются следующие приемы:
ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговой штурм; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейны; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроекты; дидактические игры; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.
На уроках русского языка и литературы чаще всего используются технологии проблемного обучения и развития критического мышления.
Успешными являются следующие приёмы:
- погружение - метод, предлагающий длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором учебные часы основного предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами погружения повторяются через определенные промежутки времени. Такое построение учебного процесса будет способствовать более глубокому и основательному усвоению знаний;
- активные формы обучения (групповая работа, взаимообучение, игра), крупноблочная подача учебного материала, зачетная форма контроля знаний;
-уроки-презентации ( изучение литературы призвано помочь студентам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение. Уроки – презентации я провожу и по важным и многоаспектным темам русского языка, таким как стилистика, морфология, синтаксис, культура речи.)
Как же усилить педагогические методы инновациями?
Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):
• R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
• Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.
В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.
Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:
• Содержания и степени сложности материала.
• Типа, целей и задач занятия.
• Особенностей группы ( в том числе уровня подготовки).
• Индивидуальных особенностей каждого студента.
• Способности метода помочь обучающимся в накоплении социального опыта. Например, метод работы над проектами в малых группах учит студентов прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую. В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать студентам возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.
Как выбирать методы обучения
Огромное количество методов и приемов обучения заставляет придерживаться следующих принципов:
- оптимальность. Каждый метод предназначен для определенного круга задач, поэтому важно выбирать метод в соответствии с программой обучения.
-возрастные и индивидуальные способности обучающихся. Например, студенты с удовольствием проходят обучение через деловые и ролевые игры.
- психологические особенности группы. Так, групповая работа подойдет для выработки командных навыков, обучение гуманитарным дисциплинам подразумевает наличие дискуссий, групповых обсуждений.
- доказательность. Безусловно, нужно применять только те методы, которые уже доказали свою результативность, так как не все современные методы одинаково эффективны. Можно при изучении новых произведений создавать «поле идей», т.е. графически перерабатывать текст в кластер. Последовательность действий при построении кластера проста и логична: походу чтения произведения
- установите ключевое слово текста;
- вокруг соберите слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Затем обсудить ассоциативный ряд, сформулировать вывод.
Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.- Согласны ли вы с таким выводом? Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»? (Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера.) Какое сопутствующее понятие можете назвать? (Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение.)- Перечитайте 11 предложение.(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
Запишите вывод. Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.
Студент может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют обучающегося обобщать, систематизировать материал по теме.
ЛИТЕРАТУРА
Метелкин Д. А. Апробация инновационных педагогических инициатив// Школьные технологии.-2005. —№2. —с.92-97
Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса// школьные технологии. —2005. —№5. —с.112
Молчанов С. Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждение/ Молчанов С., Яковлева Г.// Воспитание школьника. —2008. —№4. —с.3
Нечаева Н.С. Краткий словарь терминов, употребляемых в ходе экспертизы инновационной деятельности// Практика административной работы в школе. —2007. —№2. —с.26-29
Уваров А.Ю. Инновационные педагогические практики: распространение// Школьные технологии. —2008. —№3. —с.55-63
Приложение 1
Заявка на участие
в Межрегиональной научно-практической конференции
« Современное пространство образовательных смыслов: история,
культура, просвещение»
ФИО автора (ов) полностью, должность, место работы, город, адрес электронной почты, контактный телефон | Дульман В.Г. преподаватель КГБ ПОУ Хабаровский автомеханический колледж, г. Хабаровск [email protected] +7 924 220-47-96 |
ФИО научного руководителя полностью (в случае представления студенческой работы), должность, место работы, адрес электронной почты, контактный телефон | - |
Формат участия | очно заочно: видеозапись доклада/онлайн-выступление |
Тема статьи | Использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы |