Инновационные технологии в преподавании математики
(из опыта работы)
При изучение геометрии 10-11 класса необходимо пространственное мышление. Далеко не все учащиеся им обладают. А решение задачи на 75-80% зависит от правильно и грамотно построенного чертежа. Чертеж, построенный на доске или бумаге, не дает 100% наглядности. И бывает, что приходится потратить много сил, чтобы объяснить разницу построения треугольника на плоскости и в пространстве. Не говоря уже о двугранных углах, многогранниках и круглых телах. А сечения?! Поэтому и приходиться прибегать к подручным средствам. Макеты фигур есть в любом кабинете математики. Так же, я использую фигуры, вырезанные из картона, палочки, различной длины и пластилин, чтобы скрепить полученную конструкцию. Такая конструкция позволяет рассмотреть фигуру с любой стороны. Но это прошлый век.
На сегодняшний день студент, любую свободную минуту проводит с гаджетом. Тогда, почему бы не показать им модель фигуры, используя приложение для создания трехмерной графики компьютерной. Догадываюсь, что сейчас могут начаться возмущения. Нет свободного времени! Зачем мне это нужно? Может вы и правы. Но я решила попробовать.
Мой выбор пал на Blender. Blender относится к группе приложений для создания для 3d моделирования и проектирования различных трехмерных объектов и анимации. Его отличительными особенностями являются легковесность и, распространение как свободного программного обеспечения.
Если вы первый раз запускаете Blender, а еще лучше – если до этого никогда не работали с профессиональными приложениями для графики, то его интерфейс может вас напугать. Отчаиваться не стоит, в Blender все поддается настройке, а весь зоопарк, который вы видите на экране, вам и не понадобиться. По-крайней мере на первых порах.
Интерфейс Blender особенный как минимум по двум причинам. Во первых, в нем избегается использование перекрывающихся окон. Это значит, что даже если что-то открывается в отдельном окне, это окно не блокирует работу других окон. Во-вторых, упор сделан на использование комбинаций клавиш. Если в других приложениях не всякая команда имеет горячую клавишу, то в Blender скорее наоборот – не у каждой клавишной комбинации есть соответствующий ей элемент в интерфейсе.
Кроме того, в Blender, наряду с обычными клавишами, активно используется NumLock. Поэтому желательно иметь обычную клавиатуру, а не урезанную.
Исходно окно Blender поделено на пять областей. Соответственно открывается пять редакторов. Это Info, 3D View, Timeline, Outliner, Properties – Информация, Трехмерный вид, Шкала времени, Менеджер объектов, Свойства.
Первый раз загрузив Blender, весь интерфейс будет на английском языке. Можно сделать так, чтобы интерфейс Blender был на русском языке. Локализация включается на вкладке System (Система) редактора User Preferences (Параметры). Следует установить флажок International Fonts (Интернациональные шрифты). В выпадающем списке Language выбрать Russian (Русский). В зависимости от того, что вы хотите перевести, включить кнопки Interface (Интерфейс), Tooltips (Подсказки), New Data (Новые данные). А дальше Internet вам в помощь. Курсы для начинающих, книги, видеоуроки – все доступно, понятно. Было бы желание. Можно выбрать и использовать любую программу 3d графики, какая больше нравиться.
А теперь хочу показать, что у меня получилось.

Рис.1 Перпендикуляр, наклонная, проекция.

Рис.2 Перпендикуляр, наклонная, проекция.

Рис.3 Пересекающиеся плоскости.

Рис.4 Перпендикулярные плоскости.

Рис.5 Сечение параллелепипеда плоскостью.

Рис.6 Сечение конуса плоскостью.

Рис.7 Сечение конуса плоскостью.

Рис.8 Сечение пирамиды плоскостью.

Рис.9 Сечение шара плоскостью.

Рис.10 Сечение цилиндра плоскостью.

Рис.11 Сечение цилиндра плоскостью.
Познакомив ребят с программой Blender, в дальнейшем, можно задействовать их: для подготовки к урокам (математики, физики, химии), конкурсу, созданию индивидуального проекта.